Jump to content

4-е измерение (программное обеспечение)

Язык 4D-программирования
Разработано Лоран Рибардьер
Разработчик 4D САС
Впервые появился 1984 год ; 40 лет назад ( 1984 ) (раз) 1987 ; 37 лет назад ( 1987 ) (официально) [1]
Стабильная версия
v18 R5 / 19 января 2021 г .; 3 года назад ( 19.01.2021 )
Предварительный выпуск
v18 R6 Бета
Язык реализации С, С++
Платформа Кроссплатформенность
ТЫ Windows, МакОС
Лицензия Собственный
Расширения имен файлов 4ДБ, 4ДК
Форматы файлов Интерпретировано, составлено
Веб-сайт нас .4d
4D
Оригинальный автор(ы) Лоран Рибардьер
Разработчик(и) 4D САС
Первоначальный выпуск 1984 год ; 40 лет назад ( 1984 ) (сс) 1987 ; 37 лет назад ( 1987 ) (т1)
Стабильная версия
v18 R5 / 19 января 2021 г .; 3 года назад ( 19.01.2021 ) [2]
Предварительный выпуск
v18 R6 Бета
Написано в С++ , С
Операционная система Windows , Мак ОС
Тип RAD RDBMS IDE Language GUI Designer Веб-сервер
Лицензия Собственный
Веб-сайт нас .4d
4D-сервер
Оригинальный автор(ы) Лоран Рибардьер
Разработчик(и) 4D САС
Первоначальный выпуск 1993 год ; 31 год назад ( 1993 ) (v1)
Стабильная версия
v18 R5 / 19 января 2021 г .; 3 года назад ( 19.01.2021 ) [2]
Предварительный выпуск
v18 R6 Бета
Написано в С++ , С
Операционная система Windows , Мак ОС
Тип СУРБД Веб-сервер Сервер приложений SQL Server сервера базы данных Язык
Лицензия Собственный
Веб-сайт нас .4d

4D ( 4th Dimension , или Silver Surfer , как его называли во время ранней разработки) — это система управления реляционными базами данных и интегрированная среда разработки, разработанная Лораном Рибардьером . [3] 4D был создан в 1984 году. [4] и в 1987 году у него был немного отложен публичный выпуск для Macintosh. [5] [6] [7] со своим собственным языком программирования . [1]

С тех пор линейка продуктов 4D расширилась за счет SQL серверной части , встроенного компилятора , интеграции PHP и нескольких плагинов и интерфейсов для повышения производительности. Некоторые из плагинов, созданных 4D, включают 4D Write (текстовый процессор), 4D View (что-то вроде электронной таблицы, но с дополнительными функциями) и 4D Internet Commands (которые позволяют добавлять в базу данных функции, связанные с Интернетом). . Существует также более 100 сторонних плагинов, бесплатных и коммерческих.

4D также можно использовать в качестве веб-сервера для запуска приложений скомпилированных баз данных.

Сегодня 4D издается французской компанией 4D SAS и имеет продажи, распространение и поддержку на большинстве основных рынков, причем основными рынками являются США, Великобритания и Франция. Продукт локализован более чем на десяток языков.

Silver Surfer, как его называли на ранних стадиях разработки, был разработан Лораном Рибардьером в 1984 году. После переговоров с Рибардьером планировалось, что Apple Inc. (ранее Apple Computer Inc) опубликует программное обеспечение, но Apple отменила этот план, как сообщается, из-за давления. от других потенциальных издателей баз данных, которые утверждали, что, если бы у Apple была собственная «брендовая» база данных, продукты третьих сторон оказались бы в невыгодном положении на рынке. [8] В то время Apple пыталась обеспечить поддержку платформы Macintosh известными издателями программного обеспечения, и в результате проект вернулся к Лорану Рибардьеру , который вместе с французской бизнес-леди Мэрилен Дельбур-Дельфис опубликовал «4-е измерение». Несмотря на независимую публикацию, Apple поддержала новое предприятие и широко использовала 4D во всей организации для проектов, включая управление фитнес-центром и CIM (компьютерное интегрированное производство). Ряд сотрудников Apple стали экспертами по 4D, в том числе Лэнс МакЭндрю из штаб-квартиры Apple в Купертино и Эндрю О'Донохью из штаб-квартиры Apple в Европе, расположенной в Ирландии , где приложение 4-го измерения управляло администрацией европейского сервисного центра.

В течение следующих нескольких лет установленная база 4th Dimension выросла, и издатель ACI основал в США дочернюю компанию под названием ACIUS, первоначально возглавляемую Гаем Кавасаки . После 16 лет работы под названием ACIUS до 2000 года название было официально изменено на 4D Inc. [9]

В 1993 году вместе с выпуском 4th Dimension v3.1 был представлен 4D Server v1.1, клиент-серверная версия 4th Dimension. [10]

В 1995 году версия 4D v3.5 стала кроссплатформенной и с тех пор поддерживает операционные системы Microsoft Windows и Apple Macintosh . [11]

В 1997 году 4D v6 была первой версией 4D, содержащей полностью интегрированный веб-сервер, позволяющий разработчикам переводить 4D-формы в HTML на лету, используя только язык 4D. [12]

В 2004 году 4D 2004 была первой версией 4D, позволяющей разработчикам создавать автономные клиент-серверные, веб-приложения и сервис-ориентированные приложения (SOA) без изменения какого-либо кода. [13]

В 2008 году 4D v11 добавил уровень SQL к ядру базы данных 4D и расширил собственный SQL до языка программирования 4D, что позволило разработчикам 4D писать собственный код SQL для подключения к локальным или удаленным серверам. [14] [15]

В 2010 году в 4D v12 была интегрирована возможность выполнения функций/скриптов PHP из языка программирования 4D. Эта версия также поддерживала новые команды репликации и синхронизации и включала 64-разрядную версию 4D Server. [16]

История версий

[ редактировать ]
Ветвь Последняя версия Первоначальный выпуск Финальный выпуск Статус февраль 2022 г. Примечания
v19.x v19.LTS 12 июля 2021 г. Непрерывный Поддерживается Встроенная поддержка Apple Silicon, классов
v18.x v18.LTS 16 января 2020 г. Непрерывный Поддерживается Базы данных проекта для контроля версий, встроенные инструменты шифрования, 4D для iOS, 4D Write Pro, 4D View Pro
v17.x v17.4 10 июля 2018 г. 13 декабря 2020 г.
(4D v17.5) [17]
Поддержка закончилась 13 декабря 2020 г. ORDA (объектно-реляционный доступ к данным), коллекции, нотация объектов, динамические формы
v16.x v16.6 10 января 2017 г. 24 июля 2019 г.
(4D v16.6) [17]
Поддержка закончилась 24 июля 2019 г. Новая система управления кэшем, вытесняющая многопоточность, 64-разрядная версия 4D Dev Pro
v15R v15R5 10 ноября 2015 г. 14 сентября 2016 г. Заменено 16.x Предварительный обзор функций, которые будут в версии 16.x
v15.x v15.6 16 июля 2015 г. 25 апреля 2017 г. Поддержка закончилась 25 апреля 2018 г. 64-битный 4D-сервер для серверов Mac; Новый сетевой уровень
v14R v14R5 май 2014 г. Март 2015 г. Больше не поддерживается предварительный просмотр функций, которые будут в v15.x
v14.x v14.6 12 декабря 2013 г. 20 декабря 2016 г. Больше не поддерживается 4D Mobile (варианты подключения 4D Server в качестве источника данных для Wakanda (программное обеспечение)); Структурированные объекты JSON (C_Object); SQL-представления; новые инструменты для обслуживания и мониторинга, новая система журналирования.
v13.x v13.6 14 февраля 2012 г. 18 июня 2015 г. Больше не поддерживается Новый многопоточный HTTP-сервер; автоматическое управление сеансами; новый расширяемый HTTP-клиент; интеграция webkit и расширенная поддержка Javascript; расширенный список; внешний документооборот.
v12.x v12.6 3 июня 2010 г. 8 октября 2013 г. Больше не поддерживается 64-битный 4D-сервер для серверов Windows; PHP-интеграция; Синхронизация и репликация
v11.x v11.9 23 сентября 2008 г. 7 июля 2011 г. Больше не поддерживается SQL-движок; комплексный центр технического обслуживания (ЦТО); Управление SVG; Интегрированная веб-зона
2004.х 2004.8 31 августа 2004 г. 30 июня 2009 г. Больше не поддерживается Обновленный интерфейс; Интеграция команд ODBC высокого уровня, 4D Customizer, 4D Backup и 4D Engine.
2003.х 2003.8р2 17 марта 2003 г. 11 апреля 2006 г. Больше не поддерживается XML; Веб-сервисы; Встроенный компилятор
v6.8.x 6.8.6 15 апреля 2002 г. 24 сентября 2004 г. Больше не поддерживается
v6.7.x 6.7.5 Больше не поддерживается
v6.5.x 18 мая 1999 г. Больше не поддерживается
v6.0.x 6.0.5 1997 27 февраля 1998 г. Больше не поддерживается Интегрированный веб-сервер
v3.x Больше не поддерживается 4D v3.5 была первой кроссплатформенной версией (mac/win).
v1.x 1987 Больше не поддерживается только для Mac

[2]

Архитектура

[ редактировать ]

4D-приложение может работать как в автономном режиме, так и в режиме клиент-сервер.

Однопользовательский

[ редактировать ]

В автономном режиме приложение 4D (4D.exe в Windows или 4D.app на Mac) используется для открытия файла структуры (4DB/4DC) непосредственно вместе со связанным файлом данных (4DD).

Клиент-Сервер

[ редактировать ]

В парадигме клиент-сервер приложение 4D Server (4DServer.exe в Windows или 4DServer.app на Mac) используется для открытия файла структуры (4DB/4DC) непосредственно вместе со связанным файлом данных (4DD). Затем 4D можно использовать в удаленном режиме для подключения к 4D-серверу.

Редакции приложений

[ редактировать ]

У 4D есть два применения; 4D и 4D Сервер. 4D Server работает только как сервер, но 4D можно запускать как в автономном, так и в удаленном режиме.

4D можно запускать в двух режимах. 4D в однопользовательском режиме позволяет запускать приложение одному человеку. 4D в удаленном режиме используется для подключения к 4D Серверу.

4D-сервер

[ редактировать ]

4D-сервер используется для подключения клиент-сервера к приложению. В этом режиме 4D Server загружает файл структуры (4DB или 4DC), а также файл данных (4DD) и обеспечивает сетевой доступ к 4D (удаленно). Каждая рабочая станция имеет динамически обновляемый кэш ресурсов, с которыми они работают, а 4D-сервер хранит данные и код.

Синтаксис

[ редактировать ]

В этот раздел будут включены примеры синтаксиса, демонстрирующие различные программные конструкции, используемые в 4D, например, циклы for и использование переменных.

Типы данных

[ редактировать ]

4D-поля, переменные и выражения могут иметь следующие типы данных: [18]

Тип данных Поле Переменная Выражение
Нить Да Да Да
Номер (двойной) Да Да Да
Дата Да Да Да
Время Да Да Да
логическое значение Да Да Да
Картина Да Да Да
Указатель Нет Да Да
BLOB-объект Да Да Нет
Множество Нет Да Нет
Целое число 64 бита Да Нет Нет
Плавать Да Нет Нет
Объект Да Да Да
Коллекция Да Да Да
Неопределенный Нет Да Да

Дополнительную информацию о типе данных 4D можно найти на странице документации [Типы данных 4D].

Область действия переменной

[ редактировать ]

Локальные переменные имеют префикс $ нравиться $myLocalVariable и живут только на время действия метода.

Переменные процесса не имеют префикса, например myProcessVariable и жить на протяжении всего процесса.

Межпроцессные (или глобальные) переменные имеют префикс <> нравиться <>myGlobalVariable и жить на протяжении всего срока действия приложения.

Сравнение циклов

[ редактировать ]
For(vCounter;1;100)
  // Do something
End for
 $i :=1 // Initialize the counter
 While($i<=100) // Loop 100 times
  // Do something
    $i :=$i +1 // Need to increment the counter
 End while

Повторить

[ редактировать ]
 $i :=1 // Initialize the counter
 Repeat
  // Do something
    $i :=$i +1 // Need to increment the counter
 Until($i=100) // Loop 100 times

Вложенные циклы

[ редактировать ]

В следующем примере рассматриваются все элементы двумерного массива:

 For($vlElem;1;Size of array(anArray))
  // ...
  // Do something with the row
  // ...
    For($vlSubElem;1;Size of array(anArray{$vlElem}))
       // Do something with the element
       anArray{$vlElem}{$vlSubElem}:=...
    End for
 End for

В следующем примере создается массив указателей на все поля даты, присутствующие в базе данных:

 ARRAY POINTER($apDateFields;0)
 $vlElem:=0
 For($vlTable;1;Get last table number)
   // loop over each table number with $vTable as the number
    If(Is table number valid($vlTable))
      // check if table number $vTable is valid
      // only loop on the valid table
       For($vlField;1;Get last field number($vlTable))
         // loop over each field number within current table
         // with $vlField as the current field number
          If(Is field number valid($vlTable;$vlField))
            // check if field number is valid
             $vpField:=Field($vlTable;$vlField) // get pointer to field
             If(Type($vpField->)=Is date)
               // check if current field is a date
               // only performs these actions if field is a date
                $vlElem:=$vlElem+1
                INSERT IN ARRAY($apDateFields;$vlElem)
                $apDateFields{$vlElem}:=$vpField
             End if
          End If
       End for
    End If
 End for
  1. ^ Перейти обратно: а б «Высокопроизводительная база данных Mac предлагает собственный язык программирования» . ИнфоМир. 16 марта 1987 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Жизненный цикл 4D-продукта» . 4Д . Проверено 10 января 2016 г.
  3. ^ «4D Люди – 4D» . 4d.com . 19 июня 2018 г.
  4. ^ «История инноваций» . 4d.com . 19 июня 2018 г.
  5. ^ «Просроченный сервер Apple выходит на рынок» . Компьютерный мир. 26 января 1987 года.
  6. ^ «Новая программа для баз данных выводит Macintosh в высшую лигу» . chicagotribune.com .
  7. ^ «Ищете 4-е измерение? Мужайтесь, оно уже в городе» . chicagotribune.com .
  8. ^ Гай, Кавасаки (1989). Путь Macintosh . США: Скотт Форесман Трейд. стр. 18 . ISBN  0673461750 .
  9. ^ «До свидания, ACI США, здравствуйте, 4D, Inc» . MacNews.com .
  10. ^ InfoWorld (27 декабря 1993 г. - 3 января 1994 г.). 4D Server выполняет обещания других . ИнфоУорлд Медиа Групп, Инк.
  11. ^ ComputerWorld (24 июля 1995 г.). Создатель базы данных открывает новую Windows . Компьютерный мир.
  12. ^ InfoWorld (9 июня 1997 г.). 4th Dimension подходит для смешанных сайтов Mac и Windows . ИнфоУорлд Медиа Групп, Инк.
  13. ^ «4D, Inc. выпускает 4D 2004 с новой оптимизированной средой проектирования и новыми технологиями развертывания | Business Wire» . www.businesswire.com (пресс-релиз) . Проверено 29 февраля 2016 г.
  14. ^ «4D объявляет о всемирном выпуске 4D Server V11 SQL» . www.prnewswire.com . Проверено 29 февраля 2016 г.
  15. ^ «4D Server v11 добавляет SQL, оптимизирует производительность | MacNN» . MacNN.com . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
  16. ^ «4D v12 теперь доступен» . Я уточнил . 4 июня 2010 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Жизненный цикл продукта» . 13 января 2020 г.
  18. ^ «Типы данных» . 4D Докцентр . Проверено 28 июля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63d42ad2fab275685b6f1fefc5000c49__1713709320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/49/63d42ad2fab275685b6f1fefc5000c49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
4th Dimension (software) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)