Иоганн Готфрид Эккард
Иоганн Готфрид Эккард (Экхардт) (21 января 1735 — 24 июля 1809) — немецкий пианист и композитор .
Экард родился в Аугсбурге . В юности он стал профессиональным гравером по меди , а в свободное время получил музыкальное образование, в основном из К. П. Э. Баха и «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» шести его «Probesonaten». В 1758 году производитель фортепиано и органов Иоганн Андреас Штайн отвез его в Париж , где он прожил всю оставшуюся жизнь. Поначалу он зарабатывал себе на жизнь рисованием миниатюр — ремеслом, в котором он, по-видимому, обладал значительными навыками. В свободное время он занимался игрой на фортепиано и быстро развил отличные способности. Многие успешные концерты вскоре принесли ему известность и множество учеников.
Леопольд Моцарт познакомился с Эккардом во время своего визита в Париж зимой 1763–1764 годов и выразил ему большое уважение. Гримм в своей «Литературной переписке» назвал Эккарда «самым сильным» из всех парижских композиторов, заявив, что «он обладает гениальностью, прекраснейшими идеями, манерой игры, полной чувства и необыкновенной легкостью». О том, что это было не просто минутное увлечение парижских музыкальных кругов, свидетельствует Ж.-Б. де ла Борд, заявивший в 1780 году, что исполнение Эккарда на клавиатуре было «самым блестящим и приятным» и что «он особенно преуспевает в прелюдиях на протяжении целых часов, заставляя время проходить как мгновения для тех, кто его слушает». Бёрни дал еще одно свидетельство высокого уважения к нему со стороны современников:
По Европе разбросано много великих немецких музыкантов, заслуги которых мало известны в Англии или даже на их родине; среди них Эккард, который пятьдесят лет прожил в Париже. Этот музыкант опубликовал очень мало; однако судя по тому, что произошло, видно, что он гениальный человек и великий мастер своего инструмента.
Экард умер в возрасте 74 лет в Париже. После его смерти Mercure de France отметила, что он был «самым знаменитым клавесинистом Европы».
У Экарда есть два притязания на историческое значение: он был первым композитором в Париже, который задумал клавишные сонаты для фортепиано, и он предвидел большую популярность, которой будет пользоваться фортепиано за несколько лет до того, как этот инструмент был принят в салонах и концертных залах Парижа. К сожалению, были опубликованы только три его произведения: шесть сонат ор.1 (1763 г.), две сонаты ор.2 (1764 г.) и набор вариаций (1764 г.) на тему «Менуэт д'Эзоде». (Все эти произведения отредактированы Э. Ризером в JG Eckard: Oeuvres complètes, Amsterdam and Kassel, 1956; фуги и концерты, упомянутые Шубартом, не сохранились.) Хотя на титульном листе op.1 указан только клавесин, Предисловие Экарда распространяет исполнение произведения на фортепиано; и его тщательное указание динамических оттенков (например, № 6, вторая часть), практика, ранее неизвестная в этот период, ясно показывает его предпочтение последнему инструменту. И фортепиано, и клавесин указаны на титульном листе его ор.2, а в музыке еще больше учитываются идиоматические характеристики нового инструмента.
Сонаты Эккарда не следуют определенному образцу в отношении формальной организации: половина состоит из трех частей, две состоят только из двух частей, а две другие представляют собой довольно расширенную единую часть (соч. 1, № 4–5). В отличие от сонат парижских соотечественников-эмигрантов Эккарда, ни одна из них не требует аккомпанемента инструментов для усиления выразительности. Фактура временами оживляется за счет контрапунктического участия левой руки; и, стремясь придать аккомпанементу большее музыкальное значение, Эккард не ограничился басовым паттерном Альберти, а использовал его скорее как один из нескольких приемов. Хотя его тематический материал не особенно отличается от материала его современников, способность Эккарда развивать его предвосхищает зрелые произведения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта (например, ор.1 № 2, первая часть). Его стиль показывает влияние К.П.Е. Баха (ор.1 №3, первая часть) и похож на стиль его коллеги-эмигранта Иоганна Шоберта (ср. первые части Эккарда, ор.1, №3 и Шоберта, ор.14, №. 3). Он также оказал значительное влияние на молодого Моцарта, который восхищался его произведениями и перенял некоторые их черты в своей клавирной музыке 1762–1764 годов (аккомпанемент Моцарта соната K6 является производной от первой и третьей частей ор.1 №1 Эккарда). Кроме того, в 1767 году Моцарт переписал одну из одночастных сонат Эккарда (соч. 1 № 4) как медленную часть своего фортепианного концерта K40 .
Библиография
[ редактировать ]- П. фон Штеттен: История искусства, торговли и ремесел имперского города (Аугсбург, 1779–88).
- CFD Шубарт: Идеи эстетики музыкального искусства (Вена, 1806/R)
- Ф. М. Гримм: Литературная, философская и критическая переписка (Париж, 1812–14); полная версия, изд. М. Турне (Париж, 1877–1882 гг.)
- А. Меро: Клавесинисты с 1637 по 1790 год (Париж, 1864–7 / С)
- Т. де Визева и Г. де Сен-Фуа: В.-А. Моцарт: его музыкальная жизнь и творчество (Париж, 1912–46 / р.)
- HT Дэвид: Иоганн Шоберт как композитор сонаты (Борна, 1928)
- Э. Герц: Иоганн Андреас Штайн (Вюрцбург и Вольфенбюттель, 1937)
- Э. Ризер: Клавишная соната в сопровождении скрипки в музыкальной жизни Парижа во времена Моцарта (Роттердам, 1939)
- Э. Ризер: «Иоганн Готфрид Эккард, 1735–1809», TVNM, xvii/2 (1949), 89–125.
- В. А. Бауэр, О. Э. Дойч и Дж. Эйбль, ред.: Моцарт: Письма и заметки (Кассель, 1962–75).
- HC Turrentine: Иоганн Шоберт и французская клавирная музыка с 1700 года до революции (дисс., Университет Айовы, 1962)
- Э. Ризер: Аугсбургский музыкант в Париже: Иоганн Готфрид Эккард (1735–1809) (Аугсбург, 1984).
- Д. Р. Фуллер: «Новый источник французского клавесина середины 18 века с связью с Эккардом», EMc, xxi (1993), 423–7.