Nikolay Kolyada
Nikolay Kolyada | |
---|---|
Николай Владимирович Коляда | |
Рожденный | |
Образование |
|
Род занятий | драматург , театральный режиссер , педагог , актер |
Заметная работа |
|
Николай Владимирович Коляда ( русский : Николай Владимирович Коляда ; также транслитерируется как Николай Коляда ) — российский актер , режиссер , писатель , драматург и преподаватель драматургии . Театральный критик Джон Фридман называет Коляду одним из нескольких драматургов и режиссеров, которых можно назвать «отцами» или «матерями» современного российского театрального движения. (Другие претенденты — Алексей Казанцев , Елена Гремина , Надежда Птушкина и Ольга Мухина ). [ 1 ] : 390 The New York Times сообщила, что работы Коляды превратили Екатеринбург в «центр современной драматургии». [ 2 ] Коляда — один из первых русских драматургов, обратившихся к гомосексуализму в своем творчестве, особенно в «Рогатке» . [ 3 ] : 253
Карьера
[ редактировать ]Коляда родился 4 декабря 1957 года в селе Пресногорьковка Кустанайской области Казахской ССР , СССР . Он изучал театральное искусство в Свердловске , РСФСР (ныне Екатеринбург). Работал актером Свердловского академического театра драмы , учился писательскому мастерству в Литературном институте имени Горького в Москве . Он получил международную известность благодаря своей пьесе «Рогатка» , в которой сочувственно изображены отношения геев. В спектакле рассказывается о романе медсестры и его пациента, солдата, раненого во время советско-афганской войны . [ 1 ] : 397 [ 4 ] : 723–4 Хотя тема геев шокировала в Москве, она принесла ему признание за рубежом, когда в 1989 году в Репертуарном театре Сан-Диего состоялась мировая премьера пьесы . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Когда в середине 1980-х Коляда начал писать для театра, за ним закрепилась репутация «чернухи», которую критик Джон Фридман описывает как «почти непереводимое, но выразительное русское существительное, [сочетающее] оттенки мрачности, обреченности, желчи и желтухи». с сквернословящей дерзостью». [ 8 ] : 50 Его пьесы были известны своим натуралистическим подходом к изображению банальных и жалких жизненных невзгод. [ 8 ] : 50 Его пьесы были одними из первых в России, в которых использовалась ненормативная лексика, и известны этим. [ 3 ] : 47 Его скудное использование ненормативной лексики нарушило табу в то время, но подготовило почву для гораздо более распространенной непристойности к 2010 году. [ 1 ] : 395
Пожив и поработав некоторое время в Москве, Коляда вернулся в Екатеринбург и сыграл важную роль в выдвижении театральной деятельности города на видное место. [ 2 ] [ 9 ] С 1992 года он преподавал драматургию в Уральском институте и Екатеринбургском государственном театральном институте, часто преподавал как слушателям, так и зачисленным студентам. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] Его ученики представят свои работы в его театре «Коляда» в Екатеринбурге. Коляда основал свой театр в 2001 году — он несколько раз менял площадку в Екатеринбурге. [ 12 ] Его называют одной из немногих драматургических программ в России, и некоторые из его учеников впоследствии были поставлены на более требовательных площадках Москвы. Двое учеников Коляды, Олег Богаев и Василий Сигарев, получили международное признание и были произведены в США. [ 10 ] [ 13 ]
Коляда – плодовитый драматург. В 2006 году Коляда сказал репортеру: «Я написал 90 пьес. Тридцать из них хорошие». [ 10 ] К 2010 году количество его пьес превысило 100. [ 8 ]
Как режиссер Коляда известен яркими и драматичными постановками с использованием минималистичных декораций и стилизованной манеры исполнения. Критик Джон Фридман назвал дизайн одной постановки типичным для подхода Коляды. Он писал: «Для театрального искусства Коляды характерно использование воды и листа пластика: простейшие приемы, простейшие предметы, мощнейшие эффекты». [ 8 ] : 56 Критик «Московских новостей» Ирина Корнеева «Время» в 2002 году писала, что его режиссерский стиль она нашла «трогательным», но однообразным и в конечном итоге «бесхитростным», написав, что «обилие лишних деталей и бесконечные прогулки по сцене под музыку — это не стиль». Они — катастрофа». [ 14 ]
В 2012 году Коляда подвергся критике, когда заявил о своей поддержке президентской кампании президента России Владимира Путина в 2012 году , заявив, что Путин был лучшим из доступных кандидатов. Коляда стал объектом того, что BBC назвала «массовой кампанией запугивания» из-за его поддержки президента России Владимира Путина . Блог Коляды был переполнен комментариями, критикующими его взгляды, а его театр заклеен счетами за фальшивый спектакль. [ 15 ] [ 16 ]
Театральная труппа Коляды планировала тур по США в 2017 году, но тур был отменен из-за дипломатической напряженности между Соединенными Штатами и Россией, а также отсутствия туристических виз после того, как Соединенные Штаты вывели из России более 1200 дипломатических сотрудников. Компания должна была привезти в Америку три своих постановки: «Двенадцать стульев»; Скрипка, Бубен и Железо; и Баба Шанель . "Интерфакс" сообщил, что компания потеряла долларов США . из-за отмены контракта 60 тысяч [ 17 ]
Коляду часто ассоциируют с движением «Русская новая драма» , хотя он отвергает этот ярлык. [ 18 ] [ 19 ] : 4
Избранные пьесы
[ редактировать ]- Playing Forfeits , ( Играем в фанты )
- Наше нелюдимое море, или Суда дураков
- Баракб Лашкалдак
- Родительский день
- Slingshot ( Rogatka , Рогатка )
- Курица
- Огинский Polonez OginskogПолонез
- Манекен
- Сказка о мертвой царице
- Персидская сирень
- Друг
- Нежность
- Кармен жива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фридман, Джон (2010). «Современная русская драматургия: путь от застоя к золотому веку». Театральный журнал . 62 (3): 389–420. ISSN 0192-2882 . JSTOR 40985658 .
- ^ Jump up to: а б Барри, Эллен. «Василий Сигарев, голос из ржавого пояса России» . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Фридман, Джон (1997). Московские спектакли: новый русский театр 1991-1996 гг . Амстердам, Нидерланды: Издательство Harwood Academic Publishers. ISBN 9789057021817 . OCLC 39371175 .
- ^ Вишевский, Анатолий (1998). Аксенов, Василий; Лычев Д.В.; Ерофеев Виктор; Гареев, Зуфар; Яркевич Игорь; Коляда, Николай; Маканин Владимир; Плешаков Константин; Сорокин, Владимир (ред.). «Другой среди нас: гомосексуальность в новейшей русской литературе». Славянский и восточноевропейский журнал . 42 (4): 723–729. дои : 10.2307/309785 . ISSN 0037-6752 . JSTOR 309785 .
- ^ Рубль, Блэр А. (01 мая 2017 г.). «Николай Коляда и драматургия» . Центр Вильсона . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Чурнин, Нэнси (21 октября 1989 г.). «Советский режиссер — любитель риска на любом языке: Сцена: «Рогатка» Коляды получит мировую премьеру в рамках фестиваля искусств в Сан-Диего: Сокровища Советского Союза» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Салливан, Дэн (23 октября 1989 г.). «Советская опера, фестиваль искусств в Сан-Диего на открытом воздухе: «Рогатка» демонстрирует эмоциональный и достоверный взгляд на гомосексуализм» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фридман, Джон (зима – весна 2007 г.). «Поэзия избытка: Николай Коляда в Екатеринбурге». ТеатрФорум (30): 48–57.
- ^ Международный журнал «Кто есть кто», 67-е изд . Лондон: Публикации Европы. 2004. с. 913 . ISBN 1-85743-217-7 .
- ^ Jump up to: а б с Хендерсон, Мерф (март 2006 г.). «Кому нужна Москва? В далеком Екатеринбурге судится гуру русской драматургии». Американский театр . 23 (3): 58–61 – через EBSCOhost Masterfile Premier.
- ^ Фридман, Джон (31 октября 2018 г.). «Пять русских драматургов в русской драме» . Архив Джона Фридмана . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Биркстед-Брин, Ной (2017). Альтернативные голоса в покладистом обществе: трансляция новой волны русских драматургов (2000-2014) . Неопубликованная докторская диссертация в библиотеке Лондонского университета Королевы Марии. стр. 180–213.
- ^ Барри, Эллен (29 июля 2012 г.). «Василий Сигарев, голос из ржавого пояса России» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Время, Ирина Корнеева (15 мая 2002 г.). «Испанские страсти в Москве». Московские новости – через NexisUni.
- ^ Тихонова Элина (22 января 2012 г.). «Сводка программы екатеринбургского регионального еженедельника новостей ОТВ 14:00 мск 21 января 12». Всемирный мониторинг BBC – через NexisUni.
- ^ Фридман, Джон (10 февраля 2012 г.). «Драматург поддерживает Путина» . Россия за пределами . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Гастроли екатеринбургского театра в США отменены из-за проблем с визой». Интерфакс . 17 сентября 2017 г. – через NexisUni.
- ^ Фридман, Джон (18 июня 2015 г.). «Джон Фридман о новой русской драме» . Театр Таймс . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Реальные и фантомные боли: антология новой русской драматургии . Фридман, Джон, 1954–. Вашингтон, округ Колумбия , ISBN 9780991504763 . OCLC 884737843 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )