Фонологическая осведомленность для грамотности
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Программа « Фонологическая осведомленность для грамотности » (PAL) (Берроуз, Эллисон, Барнетт и Савина, 2007) представляет собой коммерческую программу терапии грамотности, предназначенную для использования логопедами и предназначенную для улучшения навыков фонологической осведомленности, необходимых для грамотности у детей в возрасте 8–12 лет. Ее цель создать и укрепить осознание взаимосвязи между навыками фонологической осведомленности и чтением и письмом.
Теоретические основы
[ редактировать ]Адаптировано из книги «Глубина слуховой дискриминации» (Lindamood & Lindamood, 1975), которая теперь известна как Программа секвенирования фонем Линдамуда (LiPS) .
Описание вмешательства
[ редактировать ]PAL вводит идентификацию, сегментацию, смешивание и манипулирование звуками речи в слогах. Он не поощряет чтение с использованием целостного подхода, вместо этого учит детей разбивать написанные слова на отдельные графемы и сопоставлять буквы с соответствующими фонемами , прежде чем снова собирать фонемы в слова для чтения. [1]
Ключевые навыки, которые преподаются
[ редактировать ]Развитие понимания лингвистических терминов: проверяет понимание ребенком используемой терминологии и учит ребенка говорить о языке ( металингвистические навыки).
Ассоциация звук-символ: определяет знания ребенка о том, как соотносятся буквы и звуки, и это может быть несколько представлений каждого звука.
Блок-представление последовательностей согласных или гласных: этот компонент облегчает ребенку способность сегментировать слова на отдельные фонемы посредством развития навыков слухового анализа. Один блок представляет собой отдельный звук, а ряд блоков представляет собой строку звуков; так что количество блоков напрямую коррелирует с количеством звуков в последовательности.
Блочное представление слогов: Как только ребенок поймет, что слоги состоят из звуков, ему предстоит подсчитать количество звуков, их порядок и различать фонетические особенности. Обратите внимание, что все задачи представления блоков имеют дело только с не-словами; это сделано для того, чтобы ребенок не мог использовать заранее изученные образцы правописания для выполнения заданий.
Чтение и написание неслов: это основывается на ранее приобретенных навыках с использованием блочного представления для чтения и написания неслов. Ребенку предлагается использовать металингвистические знания для описания изменений.
Чтение и написание реальных слов: дети учатся переносить вышеупомянутые базовые навыки на простые/обычные настоящие слова, которые не требуют особых правил написания.
Компоненты терапии
[ редактировать ]простые слова
сложные слова
многосложные слова
Каждый уровень состоит из подразделов обучения, слухового анализа, декодирования и кодирования. На каждом уровне дети переходят от неслов к реальным словам, прежде чем перейти на следующий уровень. Структура программы гарантирует, что ребенку не придется выполнять более сложные задачи до приобретения необходимых навыков на предыдущих уровнях.
Уровень 1 (простые слова): простые слоги со структурами до уровня согласная - гласная -согласная (CVC). Основное внимание на этом уровне уделяется умению декодировать и кодировать слоги CVC, прежде чем применять этот навык при чтении и правописании. Это включает в себя изучение долгих и кратких гласных в дополнение к согласным. Слова, используемые на этом уровне, имеют последовательные графемно-фонемные соответствия (GPC).
Уровень 2 (сложные слова): в дополнение к применению определенных правил вводятся группы согласных (например, заемщик c и g и Magic E).
Уровень 3 (многосложные слова): Специальное обучение тому, как разбивать слова на слоги и вводить грамматические морфемы. Этот уровень основывается на ранее изученных способностях сегментации и манипулирования звуками путем переноса этих навыков на слоги в многосложных словах.
Необходимые материалы/обучение
[ редактировать ]РуководствоЦветные блоки, плитки с буквамиЛисты записей и файл/папкаПодходящее усиление (наклейки, штампы и т. д.)
Терапию должен проводить логопед соответствующей квалификации .
Альтернативные/похожие вмешательства
[ редактировать ]Программа корректирующего чтения «Свобода чтения» (Колдер, 1992)
Звуков предостаточно. Слушание, рифмование и чтение (Catts, 1993)
Слуховая дискриминация в глубине (Линдамуд и Линдамуд, 1975)
Здоровый путь (Любовь и Рейли, 1995)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брэди, Сьюзен; Шанквейлер, Дональд (13 сентября 2013 г.). Фонологические процессы в грамотности: дань уважения Изабель Ю. Либерман . Рутледж.