Корнелис Норбертус Гейсбрехтс
Корнелис Норбертус Гейсбрехтс | |
---|---|
![]() Автопортрет, деталь из кабинета в мастерской художника. | |
Умер | После 1675 г. |
Национальность | фламандский |
Известный | Натюрморт |
Корнелис Норбертус Гейсбрехтс [ нужен голландский IPA ] или Гисбрехтс (1625/1629 – после 1675 г.) [ 1 ] был фламандским художником, работавшим в испанских Нидерландах , Германии , Дании и Швеции во второй половине семнадцатого века. [ 2 ] Он был придворным художником датской королевской семьи. Он специализировался на натюрмортах-тромплей — художественном жанре, в котором используются визуальные трюки, чтобы создать у зрителей иллюзию того, что они смотрят не на картину, а на настоящие трехмерные объекты. Он также создал множество vanitas . натюрмортов [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Подробностей о жизни Гейсбрехта мало. Точно неизвестно, где и когда он родился. Его деятельность в последние годы жизни также не документирована. Его имя не упоминается в современной искусствоведческой литературе. [ 4 ] Предполагается, что он родился где-то между 1625 и 1629 годами в Антверпене. Он женился на Анне Мунс 26 апреля 1648 года в церкви Святого Иакова в Антверпене. Их старший сын Франциск был крещен в той же церкви 25 февраля 1649 года. [ 2 ]

16 ноября 1659 года Гейсбрехтс присоединился к Sodaliteit van de bejaerde jongmans («Содалит пожилых холостяков»), братству холостяков, основанному орденом иезуитов . С 18 сентября 1659 г. по 18 сентября 1660 г. он был зарегистрирован как «винмейстер» (т. е. сын мастера) в Гильдии Святого Луки в Антверпене. [ 2 ]
Его самая ранняя известная картина, « Натюрморт Ванитас» с молодым мавром, преподносящим карманные часы (в Адер-Париж, 9 апреля 1990 года, лот 61), датирована 1657 годом. В начале 1660-х годов он, вероятно, был в Германии, где, среди прочего, проводил время. , в Регенсбурге . Некоторые историки искусства полагают, что он мог находиться на службе у императора Леопольда I в Регенсбурге, хотя никаких записей, подтверждающих такое родство, пока не обнаружено. [ 3 ] Предполагается, что Гейсбрехтс переехал в 1664 или 1665 году в Гамбург, где пробыл несколько лет. В Гамбурге он, возможно, общался с художником Георгом Хайнцем , имевшим связи с датским двором. Возможно, это привело к знакомству, поскольку с 1668 по 1672 год он работал придворным художником в Копенгагене. У него была своя студия в Королевском саду у замка Русенборг , и с 1670 года он называл себя придворным художником. [ 2 ]

Его наиболее плодотворный период как художника приходится на короткий период его пребывания при дворе датских королей Фридриха III с 1668 по 1670 год, а затем Кристиана V с 1670 по 1672 год. Основная часть его известных художественных произведений была создана в этот период. . [ 2 ] В период с 1670 по 1672 год он получил оплату за несколько картин, в том числе за картины для замка Русенборг. [ 3 ] В современных судебных протоколах он упоминается как «денд брабандскемалер» и «Гисбрехт брабанске малер» (художник из Брабанта ). Эти записи подтверждают его фламандские корни. [ 5 ] Большинство из 22 картин Гейсбрехта, написанных в Копенгагене, предназначались для Королевской палаты, которая была частью Королевской кунсткамеры. В Перспективной палате была представлена подборка работ-обманок, перспективных коробок и архитектурных картин, выполненных с центральной перспективы. Историк искусства Ева де ла Фуэнте видит в Перспективном зале символическое представление «мировоззрения с самодержавным королем в центре. Он тот, кто доминирует и понимает скрытый контекст вещей в мире. Одетый в соответствующие боевые качества, он выступает как собиратель чудесных творений искусства и природы». [ 5 ] В описи 1690 года записано, что 15 из 29 картин в Перспективной камере были написаны Гейсбрехтом. [ 3 ]
Покинув Копенгаген , он, как полагают, был в Стокгольме , где в 1673 году расписал большую стойку для писем по заказу городской буржуазии. [ 3 ] Вероятно, он также работал на шведского короля. [ 6 ]
В 1675 году он записан в Бреслау (Вроцлаве). [ 2 ] Этим годом датируется его последняя известная работа. Никаких твердых записей о нем после этого времени не существует. [ 3 ] он жил в Брюгге Возможно, после этого времени во Фландрии. Картина с надписью «Мсье/Мсье Гейсбрехтс/художник вернулся/ в Брюге», проданная на аукционе 14 декабря 2010 года, возможно, могла относиться к нему. [ 2 ] Однако картину обычно датируют периодом с 1664 по 1668 год, т.е. до его пребывания в Скандинавии. [ 7 ]
Неизвестно, когда и где он умер. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]
Известно около 70 произведений Гейсбрехта. Гейсбрехтс был художником-натюрмортом. Он почти исключительно писал картины в стиле «тромпель» и «ванитас» , которые были популярны примерно во второй половине 17 века. В начале своей карьеры он создавал чистые картины vanitas, а затем, с середины 1660-х годов, перешел на картины-обманки. [ 6 ]
Из 22 картин-тромплей, написанных им во время пребывания в Копенгагене, 19 находятся в коллекции Государственного музея искусств в Копенгагене, две — в замке Розенборг и одна — в Музее национальной истории в замке Фредериксборг . Некоторые из предметов, которые он с такой точностью изобразил в своих натюрмортах, и сегодня можно увидеть в датских музеях. Благодаря точному описанию предметов быта, произведений декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, научных инструментов, оружия и другого охотничьего снаряжения своего времени его картины являются ценным источником для историков. [ 3 ]
Поскольку его сын Франциск писал те же сюжеты в стиле, близком к стилю его отца, иногда было трудно установить авторство некоторых произведений. Некоторые авторства оспариваются. [ 8 ] Принято считать, что стиль отца более барокко, а его манера письма мягче и плавнее, чем у сына. [ 9 ]
Тщеславие
[ редактировать ]Его самая ранняя известная картина — натюрморт «Ванитас» с молодым мавром, преподносящим карманные часы (в Адере (Париж), 9 апреля 1990 года, лот 61), датированный 1657 годом. [ 10 ] Эта картина относится к жанру натюрморта vanitas, который Гейсбрехтс практиковал в основном до конца 1660-х годов. [ 6 ] Этот жанр натюрморта предлагает размышление о бессмысленности земной жизни и бренности всех земных благ и занятий. Термин «ванитас» происходит от знаменитой фразы «Ванитас, Ванитас». Et omnia Vanitas', в книге Экклезиаста в Библии, которая в версии короля Иакова переводится как «Суета сует, все есть суета» . [ 11 ] [ 12 ] Мировоззрение, лежащее в основе картин «ванитас», заключалось в христианском понимании мира как временного места мимолетных радостей и горестей, из которого человечество могло спастись только через жертву и воскресение Христа.

Это мировоззрение передается в этих натюрмортах посредством использования стандартных символов, говорящих о скоротечности вещей и, в частности, о тщетности земных богатств: череп, мыльные пузыри, свечи, пустые стаканы, увядающие цветы, насекомые, дым, часы, зеркала, книги, песочные часы и музыкальные инструменты, различные дорогие или эксклюзивные предметы, такие как ювелирные изделия, редкие ракушки и глобусы. Хотя большинство этих символов относятся к земному существованию (книги, научные инструменты и т. д.) и удовольствиям (трубка) или быстротечности жизни и смерти (черепа, мыльные пузыри, пустые раковины), некоторые символы, используемые в картинах vanitas, несут двойной смысл: роза или стебель зерна относятся как к краткости жизни, так и к символу воскресения Христа и, следовательно, вечной жизни. [ 13 ]

В «Тромпе л'ойль» со стеной студии и натюрмортом vanitas (1668, Государственный музей искусств ) Гейсбрехтс представляет виртуальный инвентарь символов мимолетности семнадцатого века: череп с колосьями кукурузы, песочные часы, погасшая свеча, мыло. пузырь и атрибуты художника. [ 14 ] Он содержит два миниатюрных портрета и один пустой слот для другого. Верхний левый портрет — императора Леопольда I. Другой портрет не является автопортретом и неясно, кого он изображает. Портреты намекают на смертность умершего, даже прославляя его в рамках духовной и традиционной иконографии vanitas. [ 15 ] На картине также присутствует «визитная карточка» художника в виде записки со словами «A Monsuer / Monsuer Cornelius Norbertus / Gijsbrechts Conterfeÿer ggl. In. / Coppenhagen». Рисуя правый верхний угол полотна так, как будто он оторвался от опоры, он указывает на то, что даже полотно картины (а значит, и слава живописца) не может противостоять неумолимому ходу времени и его разрушительному действию. сила. Таким образом, художник соединил свою технику обманки с темой vanitas. [ 14 ]
Тромпировать глаз
[ редактировать ]В 1660-х годах Гейсбрехтс отказался от чистых натюрмортов vanitas, интегрируя мотивы vanitas во все более сложные композиции trompe l'oeil, на которых изображены стены студии, стойки для писем (доски объявлений той эпохи), дощатые стены с охотничьими орудиями и музыкальными инструментами. и «шантурне» (вырезки). Последний пошел еще дальше в обмане глаза, поскольку нарисованная панель или холст были вырезаны в форме, призванной обмануть зрителей, заставив их поверить, что они стоят перед трехмерным объектом. Чтобы иллюзия была еще более убедительной, Гейсбрехтс в первую очередь рисовал мотивы и предметы, естественно встречающиеся в окружении королевской семьи, и рисовал их как можно ближе к естественным размерам. [ 3 ] Серия описей Кунсткамеры была создана специально для любителя искусства короля Фредерика III. Для преемника короля Кристиана V, который любил охоту больше, чем искусство, Гейсбрехтс написал различные охотничьи картины в стиле «тромпель» и две картины, изображающие орудия охоты и соколиной охоты.

Гейсбрехтс часто использовал иллюзионистский прием занавеса, чтобы частично прикрыть главный объект, изображенный на картине. Таким образом, Гейсбрехтс намекает на распространенную в 17 веке практику защиты драгоценных картин за занавеской. Гейсбрехт раздвинул границы живописи обманки до предела своей картиной «Мольберт с натюрмортом с фруктами» (1670–72, Статенский музей искусств ). Он имеет контур выпиленного из дерева мольберта, к которому прислонены три картины и прикреплены к нему всевозможные предметы. На мольберте — натюрморт с фруктами, над верхним краем которого свисает развернутая буква. Перед натюрмортом он рисовал или прикреплял различные принадлежности для рисования, в том числе малярную палочку, первоначально далеко выступавшую в комнату, и крючок, на котором свисает палитра. Слева от натюрморта нарисована небольшая овальная картина с портретом его покровителя Кристиана V и сразу рядом с ней записка с подписью художника. На полу стоит еще одна картина-обманка, прислоненная к ножке мольберта и видна только обратная сторона. [ 16 ]

Его картина «Реверс картины в рамке» (1670, Стейтенский музей искусств ) — один из самых оригинальных его вкладов в жанр обманки. Это обманчиво скульптурное изображение обратной стороны рамы холста с маленькими гвоздиками, фиксирующими холст в рамке, и небольшим листком бумаги с инвентарным номером. Сама картина без рамы. Картина была выставлена прислоненной к стене в вестибюле Датской королевской Кунсткамеры, что усилило ее иллюзионистское воздействие. Сегодня картина выставлена стоящей на полу у стены, создавая впечатление, что картина ждет, чтобы ее повесили. [ 17 ]
Другой оригинальный обманщик — Кунсткамера с кружкой из слоновой кости (1670, Статенский музей искусств ). Эта картина на самом деле представляла собой дверцу кабинета, которая, вероятно, была создана для того, чтобы вписаться в панель или стену Зеленого кабинета в замке Русенборг. В Зеленом кабинете хранилась богатая коллекция предметов искусства Фредерика III. Картина выглядит как стеклянная дверь с металлической стойкой перед стеклом. За стойкой закреплены всевозможные предметы, такие как письма, газетные объявления, перо и перочинный нож. За расписным стеклом виднеется кружка из слоновой кости, статуя и другие сокровища. Дверь имеет настоящие петли и замочную скважину с ключом, и ее действительно можно открыть. После открытия объекты, изображенные на картине, станут видимыми в реальной жизни. Ваза из слоновой кости и, возможно, статуэтка были созданы немецким художником и скульптором из слоновой кости Йоахимом Хенне, который также был придворным художником. [ 18 ]

В паре картин в Государственном музее искусств Гейсбрехт продемонстрировал свою изобретательность, по-новому объединив свою технику обманки с сюжетами vanitas, которыми он был известен. Первый из них, названный « Тромпе л'Эйль» с трубой, небесным глобусом и прокламацией Фредерика III и датированный 1670 годом, изображает прокламацию покойного короля Фредерика III, разложенную на ковре, с трубой, лежащей на простыне. Небесный глобус с созвездиями и знаками зодиака символизирует мир, а открытый ящик раскрывает его экзотические богатства. Но у этого празднования короля и его правления есть и обратная сторона. Все предметы разбросаны в беспорядке - как будто только что опустошили шкафы и идет очистка сокровищниц покойного короля. [ 19 ]
На сопровождающей картине под названием «Шкаф в мастерской художника» изображена мастерская художника. Большая скатерть, принадлежавшая, как известно, Фридриху III, висит над некоторыми инструментами художника — связкой кистей, мастихином, палочкой для рисования и голландской трубкой. Слева три изображения на картине рассказывают свою историю. На полке, прислоненной к стене, натюрморт с цветами и фруктами намекает на бренность всего сущего в этом мире. Автопортрет художника смотрит на зрителя напряженными, сияющими глазами, делая художника наблюдателем всего этого. Внизу пожилой мужчина кладет руку на плечо домохозяйки, которая закуривает трубку — символ жизни, уходящей, как дым. Слева третье изображение — морской пейзаж на закате, символизирующий вечер жизни. На пляже происходит сцена с тремя крошечными фигурками, где лодка на суше означает остановку лодки существования. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обратная сторона картины в рамке, 1670 год» . SMK – Национальная галерея Дании в Копенгагене (Статенский музей искусства) . 2018-07-02 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Корнелис Норбертус Гейсбрехтс из Нидерландского института истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лиза Кааринг, CN Gijsbrechts i Kunsthistorischer. Архивировано 9 июня 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Кестер, Олаф (1999). Иллюзии: Гейсбрехтс, королевский мастер обмана. Под редакцией Statens Museum for Kunst (SMK) и Ульдалла, Анны Грете. Копенгаген: Государственный художественный музей, 1999 . ISBN 87-90096-32-0 .
- ^ Jump up to: а б Фонтана Педерсена, Ева. Корнелиус Гейсбрехтс и Перспективная палата Датской королевской кунсткамеры, SMK Art Journal, изд. Питер Норгаард Ларсен, Государственный музей искусств, 2003–2004 гг . п. 153. ИСБН 87-90096-59-2 .
- ^ Jump up to: а б с Дж. Родинг, «Текст и изображение в обманке Корнелиса Норбертуса Гейсбрехта: «перспективная комната» Фридриха III и Кристиана V из Дании в период 16681-1672 годов», в: К. Бостоен и др. ред.), «Близнецы, вынашивающие одного». Слово и изображение в Нидерландах (1500–1750 гг.), Hilversum 2001 (= Семнадцатый век 17, 2001), с. 275–297 (на голландском языке)
- ^ Корнелис Норбертус Гейсбрехтс, Trompe L'oeil стены студии с натюрмортом vanitas, портретными миниатюрами и художественными принадлежностями , 1664-1668 , Нидерландский институт истории искусств
- ^ Корнелис Норбертус Гейсбрехтс, Trompe l'oeil с музыкальными инструментами, 1672 г. , Нидерландский институт истории искусств.
- ^ П. Гаммельбо, «Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс и Франциск Гийсбрехтс», Kunstmuseets Årsskrift 39–42 (1952–1955), стр. 125-156
- ^ Корнелис Норбертус Гейсбрехтс, Натюрморт Ванитас с молодым мавром, преподносящим карманные часы , 1657 год , Нидерландский институт истории искусств.
- ^ Рэтклифф, Сьюзен (13 октября 2011 г.). Оксфордская сокровищница поговорок и цитат . Оксфорд : ОУП . п. 127 . ISBN 978-0-199-60912-3 .
- ^ Делаханти, Эндрю (23 октября 2008 г.). От Бонбона до Ча-ча. Оксфордский словарь иностранных слов и фраз . Оксфорд: ОУП. п. 360 . ISBN 978-0-199-54369-4 .
- ^ Кузин, Кристина (1990). Натюрморты Хармена Стенвика Vanitas: метафорический реализм. Исследования эпохи Возрождения. Эдвин Меллен Пресс. С. vi-vii.
- ^ Jump up to: а б Корнелис Норбертус Гейсбрехтс, Trompe l'oeil со стеной студии и натюрморт vanitas , веб-сайт Государственного музея искусств
- ^ Рукшана Эдвардс, Портреты как объекты в голландском натюрморте Vanitas семнадцатого века , 1 декабря 2015 г., Высшая школа гуманитарных наук Амстердамского университета, факультет гуманитарных наук
- ^ Корнелиус Норбертус Гейсбрехтс, Вырезанный мольберт Trompe l'Oeil с кусочком фруктов , веб-сайт Стейтенского художественного музея
- ^ Корнелиус Норбертус Гейсбрехтс, Реверс картины в рамке , веб-сайт Государственного музея искусств.
- ^ Ева де ла Фуэнте Педерсен, Корнелиус Норбертус Гейсбрехтс, Кунсткамера с кружкой из слоновой кости , из: Текст выставки, 6 ноября 2018 г., на сайте Государственного музея искусств.
- ^ Jump up to: а б Сурен Меликян, неуловимый мастер иллюзий , в: International Herald Tribune, 19 февраля 2000 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Корнелисом Норбертусом Гейсбрехтом, на Викискладе?