Анна Лешнай
Анна Лешнай | |
---|---|
Рожденный | Амалия Дж. Московиц 3 января 1885 г. |
Умер | 2 октября 1966 г. | ( 81 год
Национальность | Американский |
Супруг (а) |
Грегори Тибор |
Дети | Эндрю Яси , Джордж Яси |
Анна Лешнай (3 января 1885 — 2 октября 1966) — венгерского американская писательница, художница, дизайнер и ключевая фигура венгерского авангарда происхождения .
Жизнь и работа
[ редактировать ]Амалия Дж. Московиц (более известная как Мали ) родилась в Будапеште . Она выросла в Алсокёртвелиесе (ныне Нижний Грушов, Словакия ) в загородном поместье, принадлежащем ее отцу Гейзе Московицу, врачу, который работал личным секретарем премьер-министра Дьюлы Андраши . Ее мать, Гермина Хатвани, была членом семьи Хатвани-Дойч, одной из ведущих дворянских еврейских семей Венгрии . Меценат Шандор Хатвани-Дойч был ее дядей, писатель Лайош Хатвани ее двоюродным братом. Она взяла псевдоним Анна Лешнай в честь соседней деревни Лешна (сегодня Лесне, Словакия ). [ 1 ]
Обладая множеством талантов, она была признана в равной степени как за свои произведения искусства, так и за писательство. Она изучала искусство в Будапеште у Кароя Ференци и Симона Холлоси , позже в Париже у Люсьена Симона . В 1909 году она присоединилась к конструктивистов- экспрессионистов группе венгерских художников- , известной как Нёлчак («Восемь»), а в 1911 году ее работы были показаны в рамках их второй выставки. Ее живопись и вышивка во многом вдохновлены венгерским фольклором и народным искусством. [ 2 ]
Ранние опубликованные произведения Лезнай включают эссе, стихи и оригинальные сказки. С 1908 года — постоянный сотрудник литературного журнала «Нюгат» . Она также была членом интеллектуальной дискуссионной группы, известной как Sonntagskreis («Воскресный круг»), и поддерживала тесные дружеские отношения с двумя ее основными основателями, Белой Балажем и Дьёрдь Лукачем . Оба были ответственными за ее назначение в апреле 1919 года, во времена Венгерской Республики Советов , на должность в Министерстве образования, где ей было поручено разработать новую национальную учебную программу по искусству.
Вопреки ожиданиям женщин своего времени, Лешнай была богемной по духу и образу жизни. Она вышла замуж в семнадцать лет, родила сына и вскоре развелась. В 1913 году она вышла замуж за социолога и историка Оскара Яси , ведущего деятеля венгерского прогрессивного движения и члена кабинета министров Венгерской Демократической Республики . От этого брака родились двое сыновей, которые позже стали уважаемыми интеллектуалами в Соединенных Штатах: экономист Джордж Яси (1915–1992) и философ и германист Эндрю Яси (1917–1998). Анна Лешнай и Оскар Яси развелись в 1918 году, но сохранили тесную дружбу на всю жизнь.
В 1919 году Лешнай эмигрировала в Вену вместе с сыновьями Георгием и Андреем и ее компаньоном Тибором Гергели (1900–1978), художником и иллюстратором, который был на пятнадцать лет моложе ее, которого она знала по Sunday Circle. В конце концов пара поженилась и, столкнувшись с растущей волной антисемитизма в Европе, иммигрировала в Соединенные Штаты в 1939 году.
Поселившись в Нью-Йорке, Лезнай продолжила свою работу в сфере художественного образования, читая лекции и ведя занятия по венгерскому искусству и дизайну. В 1946 году она открыла собственную школу живописи. Ее автобиографический роман «Кездетбен вольт а керт » («В начале был сад»), над которым она работала тридцать лет, был опубликован в немецком переводе в 1965 году и в оригинале на венгерском языке в следующем году. Что касается недавнего возрождения интереса к жизни и творчеству Лешнай, Юдит Сапор пишет: «Молодые ученые, особенно Петра Тёрёк и Чилла Маркойя […] считают роман шедевром и утверждают, что его следует ценить в равной степени за его исторический размах, как и за его исторический размах. семейная сага, психологическая глубина ее персонажей и документальный источник прогрессивной сцены начала двадцатого века, которую она изображает». [ 3 ]
Анна Лезнай умерла 2 октября 1966 года в Нью-Йорке. Большая ретроспектива ее творчества была организована Венгерской национальной галереей в Будапеште в 1976 году. Постоянная выставка в Музее Хатвани Лайоша посвящена ее жизни и творчеству.
Избранные работы
[ редактировать ]- «Странствия маленькой синей бабочки в сказочной стране» с оригинальными рисунками Анны Лешнай . Пер. Каролина Бодоцки. Будапешт: Корвина Киадо, 1978 г. Первоначально опубликовано в 1912 г. ISBN 963 13 0618 6
- «Суеверные заметки о психологии сказок и трагедий» в: Ньюгат , Х. 14 (1918).
- Настоящие сказки из райского сада . [«Настоящие сказки из райского сада»]. Пер. Андраш Хеккер и Илка Русси. Отредактировано и с послесловием Дьёргза Фехери. Берлин: Verlag Das Arsenal, 2008. 129 страниц.
- Кездетбен вольт а керт («В начале был сад»). Немецкий перевод: Поздняя осень в Эдеме , Пер. Карлсруэ: Stahlberg Verlag. 1965. 677 страниц.
- Мемуары (неопубликованные). Выдержки из: Эва Каради, Эржебет Везер [Ред.]: «Георг Лукач, Карл Мангейм и дер Sonntagskreis». Франкфурт-на-Майне: Сендлер. Страницы 129–140.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоуи, Ханно. «Медиум и инициация. Бела Балаж: сказки, эстетика, кино» . п. 140.
- ^ Нарисованные сны: сказки, фантазии и сны в венгерском искусстве начала двадцатого века, Музей Фрейда, Лондон, 12 ноября 2003 г. - 18 января 2004 г.
- ^ Сапор, Юдит (2012). «Спорное прошлое: дружба и конкурирующие воспоминания Анны Лешнай и Эммы Риток» . AHEA: электронный журнал Американско-венгерской ассоциации преподавателей . 5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дьёрдь Литван , Пророк двадцатого века: Оскар Яси 1875–1957 . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Постоянная экспозиция «Крошки разбитого торта мира»: https://web.archive.org/web/20160816111755/http://www.hatvanymuzeum.net/en/anna-lesznai-her-lifes-work
- Анна Лезнай, биографический профиль с фотографиями, включая некоторые из ее картин: директор Мемориального музея: http://baderech.hjm.org.il/Article.aspx/Hu/LesznaiAnna
- Анна Лезнай в YIVO (Институт еврейских исследований Yivo): http://www.yivoencyclepedia.org/article.aspx/Hungarian_Literature
- Музей Фрейда в Великобритании: https://www.freud.org.uk/exhibitions/10527/painted-dreams-tales-fantasy-and-dreams-in-hungarian-art-of-the-early-twentieth- Century/