Переходное правительство национального единства (Чад)
История Чада |
---|
![]() |
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2021 г. ) |
Переходное правительство национального единства ( Gouvernement d'Union Nationale de Transition или GUNT) было коалиционным правительством вооруженных группировок, номинально управлявших Чадом с 1979 по 1982 год, во время самой хаотичной фазы длительной гражданской войны, начавшейся в 1965 году. GUNT заменил хрупкий альянс во главе с Феликсом Маллумом и Хиссеном Хабре , который распался в феврале 1979 года. GUNT характеризовалось ожесточенным соперничеством, которое привело к вооруженным столкновениям и ливийской интервенции в 1980 году. Ливия вмешалась в поддержку президента GUNT Гукуни Уэддея против бывший министр обороны GUNT Хиссен Хабре.
Из-за международного давления и непростых отношений между Гукуни и ливийским лидером Муаммаром Каддафи Гукуни попросил ливийцев покинуть Чад в ноябре 1981 года; их заменили Межафриканские силы (IAF). ВВС проявили нежелание противостоять ополчению Хабре, и 7 июня 1982 года ГУНТ была свергнута Хабре; Гукуни бежал в изгнание.
ГУНТ, всегда находившаяся под руководством Гукуни, стала коалицией оппозиционных групп, стремящихся свергнуть Хабре. Ливия вновь сыграла решающую роль, предоставив массированную поддержку Гукуни и низведя ГУНТ до статуса ливийского доверенного лица. Французское вмешательство помешало ГУНТ свергнуть Хабре в 1983 году и ограничило контроль ливийской ГУНТ Северным Чадом. Внутренние разногласия и проблемы с ливийским покровительством, включая арест Гукуни ливийцами, привели к распаду ГУНТ в 1986 году.
Гражданская война и попытки посредничества
[ редактировать ]С 1979 по 1982 год в Чаде наблюдались беспрецедентные перемены и рост насилия. Южане окончательно потеряли контроль над тем, что осталось от правительства Чада, а гражданские конфликты приобрели значительно более интернациональный характер.
В начале 1979 года хрупкий альянс Маллума-Хабре распался после нескольких месяцев агрессивных действий Хабре, включая требования о том, чтобы больше северян назначалось на высокие правительственные должности и чтобы использовался арабский язык вместо французского в радиовещании . Призывая к поддержке крупные общины мусульман и арабов в Нджамене , Хабре 12 февраля развязал свои Вооруженные силы Севера (ФАН). Поскольку французский гарнизон остался в стороне, ФАН отправил Феликса Маллума в отставку (под защитой Франции) и оттеснили остатки Вооруженных сил Чада (FAT, регулярная армия) на юг. 22 февраля Гукуни Уэддей и Народные вооруженные силы (ФАП) вошли в столицу. К этому времени большая часть населения города Сара бежала на юг, где вспыхнули нападения на мусульман и неюжан, особенно в Сархе , Мунду и по всей Мойен-Чари префектуре . Сообщается, что к середине марта в результате насилия на юге страны погибло более 10 000 человек.
В начале 1979 года Чад стал открытой ареной безудержной фракционной политики. Оппортунистические искатели власти стремились собрать последователей (часто используя сектантские призывы) и заручиться поддержкой африканских соседей Чада. прошли четыре отдельные конференции С 10 марта по 21 августа в нигерийских городах Кано и Лагос , в ходе которых соседи Чада попытались установить политическую структуру, приемлемую для враждующих группировок. Однако соседи Чада также использовали встречи для преследования своих собственных интересов, что привело к многочисленным внешним осложнениям и растущему числу фракций, вовлеченных в процесс. Например, в какой-то момент ливийский лидер Каддафи настолько рассердился на Хабре, что ливийец отправил оружие анти-Хабре фракции полковника Ваделя Абделькадера Камуге на юге, хотя Камуге также был антиливийцем. На второй конференции в Кано и Хабре, и Гукуни были помещены под домашний арест , чтобы Нигерия могла повысить шансы на Канембу Лидер Лол Махамат Чоуа . Фактически, поддержка Нигерии сделала Чоуа титульным главой государства Чада на несколько недель, хотя его Третья освободительная армия была всего лишь фантомной силой, а его внутриполитическая поддержка была незначительной. Внутри Чада воюющие стороны использовали конференции и связанные с ними перемирия, чтобы восстановиться после одного раунда боевых действий и подготовиться к следующему.
Гукуни становится главой ГУНТ
[ редактировать ]Заключительная конференция завершилась Лагосским соглашением от 21 августа 1979 года, которое подписали представители одиннадцати чадских фракций и свидетелями которого стали министры иностранных дел девяти других африканских государств. Лагосское соглашение установило процедуры создания Переходного правительства национального единства, которое было приведено к присяге в ноябре. По взаимному согласию Гукуни был назначен президентом, Камуге - вице-президентом, а Хабре - министром национальной обороны, ветеранов и жертв войны. Распределение должностей в кабинете министров было сбалансировано между югом (одиннадцать портфелей), севером, центром и востоком (тринадцать), а также между ставленниками соседних государств. На смену французам должна была прийти миротворческая миссия Организации африканского единства (ОАЕ), которая должна была быть сформирована из войск Республики Конго , Гвинеи и Бенина . Эта сила так и не материализовалась в сколько-нибудь эффективном смысле, но ОАЕ была привержена ГУНТ под председательством Гукуни.
Однако GUNT потерпел неудачу. Ее основные участники испытывали глубокое недоверие друг к другу и так и не достигли чувства сплоченности. [1] В результате различные фракционные ополчения остались вооруженными. К январю 1980 года подразделение армии Хабре атаковало силы одной из составляющих группировок ГУНТ в префектуре Уаддай . Вскоре после этого Нджамена погрузилась в новый цикл насилия, и к концу марта 1980 года Хабре открыто бросил вызов правительству, взяв под свой контроль часть столицы. 600 конголезских военнослужащих миротворческих сил ОАЕ остались в стороне от боя, как и французы, в то время как подразделения пяти отдельных чадских армий бродили по улицам Нджамены. Бои продолжались в течение всего лета, сопровождаясь новыми посредническими усилиями ОАЕ и пятью официальными соглашениями о прекращении огня .
Стало очевидно, что в основе конфликта лежит глубокое соперничество между Гукуни и Хабре. К середине 1980 года юг, отрезанный от коммуникаций и торговли с Нджаменой и защищенный перегруппированной южной армией, стал государством в государстве. Полковник Камуге, правитель юга, держался на разумной дистанции от столицы и ждал возможности начать переговоры с тем северянином, который окажется победителем.
Ливийская интервенция
[ редактировать ]В 1980 году осажденный Гукуни обратился к Ливии, как и четыре года назад. Поскольку французские войска ушли в середине мая 1980 года, Гукуни в июне подписал договор о военном сотрудничестве с Ливией (без предварительного одобрения практически несуществующей ГУНТ). В октябре он запросил прямую военную помощь у Каддафи, и к декабрю ливийские силы установили твердый контроль над столицей и большинством других городских центров за пределами юга. Хабре бежал в Судан , пообещав возобновить борьбу.
Хотя ливийское вмешательство позволило Гукуни одержать военную победу, ассоциация с Каддафи создала дипломатические проблемы для ГУНТ. В январе 1981 года, когда Гукуни и Каддафи опубликовали совместное коммюнике, в котором говорилось, что Чад и Ливия согласились «работать для достижения полного единства между двумя странами», последовал международный резонанс. Хотя оба лидера позже отрицали какое-либо намерение политически объединить свои государства, дипломатический ущерб был нанесен.
На протяжении 1981 года большинство членов ОАЕ, наряду с Францией и Соединенными Штатами , призывали ливийские войска уйти из Чада. Через неделю после «коммюнике единства» комитет ОАЕ по Чаду собрался в Того, чтобы оценить ситуацию. В неожиданно резкой резолюции двенадцать государств-членов комитета осудили цель союза как нарушение Лагосского соглашения 1979 года, призвали Ливию вывести свои войска и пообещали предоставить миротворческое подразделение Межафриканские силы (МАФ). Гукуни скептически отнесся к обещаниям ОАЕ, но в сентябре он получил от Франции обещание поддержки его правительства и ВВС.
Но по мере того как отношения Гукуни с ОАЕ и Францией улучшались, его связи с Ливией ухудшались. [2] Одной из причин такого ухудшения было то, что экономическая помощь, которую обещала Ливия, так и не была реализована. Другим, и, возможно, более важным фактором было то, что Каддафи серьезно подозревали в помощи сопернику Гукуни в GUNT, Асилу Ахмату , лидеру Демократического революционного совета ( Conseil Démocratique Révolutionnaire или CDR). И Хабре, и Гукуни боялись Асила, потому что он и многие члены CDR были арабами из племени Авлад Сулейман. Примерно 150 лет назад эта группа мигрировала из Ливии в Чад и, таким образом, представляла собой историческую и культурную основу ливийских претензий в Чаде.
Хабре свергает Гукуни
[ редактировать ]В результате разногласий между Ливией и Чадом Гукуни в конце октября 1981 года попросил ливийские войска уйти, и к середине ноября они подчинились. Их уход, однако, позволил ФАН Хабре, воссозданной в восточном Чаде при помощи Египта , Судана и, как сообщается, значительной помощи США, занять ключевые позиции вдоль шоссе от Абеше до Нджамены. Хабре сдерживало только прибытие и развертывание в декабре 1981 года около 4800 военнослужащих ВВС из Нигерии, Сенегала и Заира .
В феврале 1982 года специальная встреча ОАЕ в Найроби привела к принятию плана, который призывал к прекращению огня, переговорам между всеми сторонами, выборам и выводу ВВС; все сроки должны были быть выполнены в течение шести месяцев. Хабре принял этот план, но Гукуни отверг его, заявив, что Хабре потерял всякую претензию на легитимность после разрыва с GUNT. Когда Хабре возобновил свое военное наступление на Нджамену, ВВС оставались по существу нейтральными, как это сделали французы, когда ФРОЛИНАТ двинулся на Маллум тремя годами ранее. 7 июня ФАН установил контроль над столицей. Гукуни и другие члены ГУНТ бежали в Камерун и в конечном итоге вновь появились в Ливии. До конца года Хабре консолидировал свою власть на большей части измученного войной Чада и работал над обеспечением международного признания своего правительства.
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2015 г. ) |
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 101–124. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 106–119. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .