Конвенция о правах пожилых людей
этой статьи Начальный раздел может оказаться слишком длинным . ( август 2023 г. ) |
Предлагаемая Конвенция о правах пожилых людей (UNCROP), вероятно, станет следующим крупным договором по правам человека, принятым Организацией Объединенных Наций. Предлагаемый договор будет направлен на исправление фрагментированной структуры прав человека пожилых людей и будет сосредоточен на подтверждении важнейших прав человека, которые представляют интерес для пожилых людей. [ 1 ] В центре внимания договора будут люди старше 60 лет, демографическая группа которых растет во всем мире из-за увеличения старения населения . Договор является результатом успеха Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка , которая получила почти всеобщее признание с 1989 года. В то время как UNCRC фокусируется на правах молодых людей, UNCROP будет обращаться к тем, кто составляет пожилую часть общества, которые, согласно отчетам Организации Объединенных Наций, становятся все более уязвимыми как группа без применимых нормативных стандартов права прав человека . [ 2 ] Поддержка Конвенции становится все более популярной, поскольку правозащитные группы, в том числе Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR), HelpAge International , Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин , Международная организация труда и многие другие НПО и государства выразили поддержку универсальному документу. [ 3 ] Все большее число НПО со всего мира объединили свои усилия в поддержку Конвенции Глобального альянса по правам пожилых людей (GAROP), который был создан из-за необходимости укрепить права пожилых людей во всем мире. По мере старения населения права человека растущего числа пожилых людей становятся все более важным вопросом. [ 4 ] Среди проблем прав человека, с которыми сталкиваются пожилые люди, - возрастные взгляды, ведущие к дискриминации, изоляции и ограничениям дееспособности, автономии и независимой жизни пожилых людей. Существующие нарушения прав человека еще больше усугубились и оказались в центре внимания из-за пандемии COVID-19. Пожилым людям было отказано в доступе к медицинским услугам, и они стали склонны к физической и социальной изоляции. Стигматизация пожилых людей и эйджистские представления о пожилых людях также стали более очевидными. [ 4 ] Дебаты вокруг конвенции сосредоточены на реализации и защите прав человека пожилых людей с целью установить нормативные стандарты прав человека для пожилых людей в международном юридически обязательном документе. Основным общим фактором и коренной причиной многих нарушений прав человека, с которыми сталкиваются пожилые люди, наряду с их повсеместным, распространенным и тайным характером, является эйджизм . [ 5 ] Эйджизм, по определению Всемирной организации здравоохранения , относится к стереотипам, предрассудкам и дискриминации по отношению к другим или себе по возрасту. [ 6 ] UNCROP будет иметь большое значение для борьбы с эйджизмом. [ 7 ] Индивидуальные отношения обычно выходят за рамки действующего законодательства о правах человека, которое стремится установить стандарты отношений между государствами и отдельными людьми. Поэтому было предложено разработать предлагаемую конвенцию по правам человека пожилых людей как антидискриминационную конвенцию. [ 8 ] Однако это не согласуется с другими многосторонними конвенциями по правам человека, такими как МПГПП и МПЭСКП , которые устанавливают нормативные стандарты.
Содержание
[ редактировать ]В настоящее время не существует международного юридически обязательного инструмента по защите прав пожилых людей. Однако с 2011 года этот вопрос обсуждается «Рабочой группой открытого состава по проблемам старения с целью усиления защиты прав пожилых людей» (чаще всего называемой Рабочей группой открытого состава по проблемам старения, OEWGA). которая была учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2010 году. [ 9 ] OEWGA обсуждает, каким может быть основное содержание договора. На последней сессии OEWGA в апреле 2022 года все большее число государств-членов ООН обратило внимание на пробелы в существующей международной системе прав человека. Основные права, подтвержденные предлагаемым договором, будут расширением прав, гарантированных другими многосторонними договорами, хотя и с акцентом на конкретные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди.
Фон
[ редактировать ]Всемирная ассамблея по проблемам старения
[ редактировать ]В 1982 году был опубликован Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения (также известный как «Международный план по проблемам старения»), который представлял собой первые международные дебаты о правах пожилых людей и представлял план их реализации. [ 10 ] В докладе изложен ряд основополагающих принципов, применимых к пожилым людям. Важно отметить, что государства-участники подтвердили «свою веру в то, что фундаментальные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, полностью и неизменно применимы к старению». [ 11 ] В докладе отмечено несколько подтем, особенно применимых к правам пожилых людей, включая здоровье и питание, жилье и окружающую среду, семью, социальное обеспечение, доходы и безопасность, занятость и образование. [ 12 ] Таким образом, в докладе даны политические рекомендации по решению этих проблем, в том числе по предотвращению дисбаланса в возрастных группах в государственном секторе и приложению усилий, чтобы наполнить более продолжительную жизнь чувством цели и достижения. [ 13 ] Кроме того, поощрялась разработка упреждающей политики, направленной на оздоровление пожилых людей и финансовую безопасность при выходе на пенсию. [ 14 ] Значение этого отчета для предлагаемой конвенции заключается в его использовании при определении подхода Организации Объединенных Наций к проблемам старения и внутренней политики ее государств-членов.
Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей
[ редактировать ]Следующим шагом на пути к конвенции о правах пожилых людей, которая была впервые предложена Аргентиной в 1948 году, [ 15 ] Было принятие Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей в 1991 году. [ 16 ] Принципы предусматривали, что пожилые люди в обществе должны иметь независимость, возможность участвовать в жизни общества, иметь доступ к уходу, иметь право на самореализацию и полное достоинство жизни среди других прав. [ 16 ] Принципы были приняты в октябре 1992 года в связи с принятием декларации о старении в резолюции 47/5 Генеральной Ассамблеи, которая содержала декларацию в качестве приложения и придавала определенный вес Принципам 1991 года. [ 17 ] Однако реализация этих Принципов практически не подвергалась надзору, поскольку согласно международному праву резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций не являются автоматически обязательными для сторон. [ 18 ] Приняв Принципы, Организация Объединенных Наций вывела права пожилых людей на тот же моральный уровень, что и права других организаций, и установила некоторые цели по их реализации, такие как крайний срок в 2001 году для достижения глобальных целей по проблемам старения. [ 17 ]
Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения
[ редактировать ]На Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения в 2002 году были приняты Политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения (MIPAA), в которых была предпринята попытка наметить план «построения общества для всех возрастов». [ 19 ] План направлен на «обеспечение того, чтобы люди во всем мире могли стареть в условиях безопасности и достоинства и продолжать участвовать в жизни своего общества в качестве полноправных граждан». [ 20 ] Он имеет три приоритетных направления: пожилые люди и развитие, улучшение здоровья и благополучия в пожилом возрасте и обеспечение благоприятных и благоприятных условий. План направлен на достижение этих целей путем содействия активному участию пожилых людей в жизни общества в его государствах-членах. [ 21 ] Вклад Плана в разработку Международной конвенции о правах пожилых людей можно увидеть во включении пожилых людей в общий контекст международного права в области прав человека, создавая основу для того, чтобы пожилые люди рассматривались как защищенная группа. [ 22 ] Это первый документ ООН, в котором государства-члены ООН подтверждают свое обязательство «защищать права человека и основные свободы, включая право на развитие (…) [и] на ликвидацию всех форм дискриминации, включая дискриминацию по возрасту. [ 20 ] Однако План не является международно-юридическим документом. Реализация рекомендаций MIPAA пересматривается каждые 5 лет, но государства не обязаны отчитываться о реализации MIPAA и его региональных стратегий реализации на национальном уровне.
Рабочая группа открытого состава по проблемам старения с целью усиления защиты прав пожилых людей
[ редактировать ]В октябре 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 65/182, которая учредила «Рабочую группу открытого состава по проблемам старения с целью укрепления прав человека пожилых людей» в качестве продолжения Мадридского плана. [ 23 ] OEWGA уполномочена рассматривать существующие международные рамки прав человека пожилых людей и выявлять возможные пробелы и способы их наилучшего устранения. [ 24 ] OEWGA является основным форумом для дискуссий по поводу принятия многостороннего договора по правам человека, касающегося прав пожилых людей, поскольку он фокусируется на проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди, и признает пробелы в существующей системе прав человека. По состоянию на апрель 2022 года OEWGA провела 12 сессий, и каждая из этих сессий была направлена на разъяснение вопросов, касающихся прав человека пожилых людей, и оказание помощи государствам-членам в выполнении их обязательств по Мадридскому плану. [ 25 ] Перед каждой сессией OEWGA приглашает государства-члены, организации гражданского общества и национальные правозащитные учреждения внести свой вклад в рассмотрение тем сессии. В 2016 году председатель OEWGA перечислил 14 вопросов/направлений, предложенных гражданским обществом для обсуждения в ходе сессий (по два на сессию). [ 26 ] В 2017 году было также решено, что в дополнение к предметным материалам по двум темам за сессию следует также предоставлять нормативное содержание для разработки Конвенции. [ 27 ]
На первой сессии отдельные государства-члены признали сложное положение прав пожилых людей в традиционных международных рамках из-за отсутствия специальной конвенции. [ 28 ] Таким образом, дебаты о необходимости международной конвенции о правах пожилых людей были характерной чертой OEWGA с момента ее создания, что можно увидеть в материалах государств-членов, международных организаций, организаций гражданского общества и национальных правозащитных институтов. . Все чаще высокопоставленные представители ООН, такие как Генеральный секретарь сам [ 29 ] и Верховный комиссар по правам человека [ 30 ] призвали к прогрессу в устранении пробелов, связанных с правами пожилых людей, в международной системе прав человека. Обладатели специальных мандатов УВКПЧ , в том числе Независимый эксперт по полному осуществлению всех прав человека пожилыми людьми, также неоднократно выражали свою поддержку Конвенции ООН. Обзор работы РГОС-А до апреля 2022 года был подготовлен BAGSO, Национальной ассоциацией организаций пожилых людей Германии , и доступен на английском, французском и немецком языках. [ 31 ]
Дебаты и критика
[ редактировать ]Гражданское общество и государства-члены, такие как Аргентина, выступали за принятие конвенции по правам человека с момента ее создания, заявив в своем первом заявлении, что:
«Не существует юридически обязательного инструмента для стандартизации и защиты прав пожилых людей... Аргумент заключается в том, что универсальный характер международных инструментов должен охватывать пожилых людей. Мы все знаем, что этого не происходит, потому что мы живем в несовершенном мире. Если бы мир был совершенным, нам не нужны были бы никакие условности, и не было бы никакой дискриминации. Вот почему правительство Аргентины... поддерживает необходимость принятия конвенции, направленной на поощрение, защиту и обеспечение полного осуществления всех прав человека и основных свобод, гарантируя ее реализацию посредством обязательного документа» [sic] [ 32 ]
В представлении Аргентины было обращено внимание на законодательное значение конвенций по правам человека и на то, что принятие такой конвенции в отношении пожилых людей будет отвечать наилучшим интересам Мадридского плана. [ 33 ] За прошедшие годы было выдвинуто огромное количество фактов, подтверждающих пробелы в международной системе прав человека в том, что касается прав пожилых людей, как это признала Верховный комиссар по правам человека в ее докладе за 2022 год. [ 34 ] В дополнение к Аналитическому итоговому документу 2012 года о нормативных стандартах международного права в отношении пожилых людей, представленному УВКПЧ на третьей рабочей сессии Рабочей группы открытого состава по проблемам старения в августе 2012 года. [ 35 ] и обновленная версия этого исследования, подготовленная в 2021 году, [ 36 ] другие агентства ООН, специальные мандатарии УВКПЧ, национальные правозащитные учреждения и организации гражданского общества обнаружили, что нынешняя международная система прав человека недостаточно защищает права пожилых людей.
Помимо материалов, представленных в OEWGA, и заявлений, сделанных в ходе сессий OEWGA, организации гражданского общества и национальные правозащитные учреждения продолжают свою информационно-пропагандистскую работу в межсессионный период. Например, в 2021/22 году более 300 НПО и национальных правозащитных учреждений подписали Открытое письмо OEWGA, в котором предлагались конкретные шаги по выполнению мандата OEWGA. [ 37 ]
С годами позиция некоторых государств-членов изменилась, и теперь они признают наличие пробелов в международной системе прав человека, например, Австрия. [ 38 ] и Германия. [ 39 ] Некоторые ранее колеблющиеся или молчаливые государства-члены теперь присоединяются к призыву о заключении Конвенции ООН.
Значительный пробел в нормативных стандартах прав пожилых людей был отмечен Комитетом Управления Верховного комиссара по правам человека по правам инвалидов, который заявил: «Принятие обязательной международной конвенции о правах пожилых людей создаст правовую основу, определяющую их права». [ 40 ] Аналогичную позицию заняла организация HelpAge International, которая представила обстоятельный доклад о возрастной дискриминации на первой сессии OEWGA и пришла к выводу, что необходим единый инструмент для объединения принципов прав пожилых людей в одну конвенцию. [ 41 ] В результате идея договора получила поддержку, поскольку он установил бы нормативные стандарты прав человека для пожилых людей в дополнение к Мадридскому плану, хотя он не получил всеобщей поддержки. Неправительственные организации, такие как HelpAge International , GAROP и другие, неоднократно ссылались на необходимость «всеобщего запрета дискриминации в пожилом возрасте в документе по правам человека, [который] обеспечил бы четкую, универсальную позицию, согласно которой возрастная дискриминация является морально и юридически неприемлемой». " [ 42 ]
Независимый эксперт по вопросу о полном осуществлении всех прав человека пожилыми людьми, мандат которого в настоящее время принадлежит д-ру Клаудии Малер (Австрия), постоянно привлекает внимание к нарушениям прав человека в отношении пожилых людей и необходимости принятия Конвенции, например, в ее доклад об эйджизме и возрастной дискриминации. [ 7 ] В заключение своего доклада она говорит: «Чтобы устранить этот пробел в международном и региональном законодательстве в области прав человека, возраст как основание для дискриминации должен быть прямо признан, в том числе во всеобъемлющем обязательном правовом документе о правах человека пожилых людей».
Основная критика новой конвенции исходила от государств, которые утверждали, что разработка новой конвенции будет ресурсоемкой, отмечая, что международная система прав человека уже испытывает недостаток ресурсов. Эти государства выступали за укрепление существующих механизмов, таких как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, в качестве альтернативы. Эту точку зрения отстаивают Соединенные Штаты, которые утверждают, что новая конвенция ничего не добавит к существующей защите в рамках уже существующих международных конвенций. [ 43 ] Однако на 12-й сессии в 2022 году Соединенные Штаты были менее активны в своей оппозиции и поддержали предложение Аргентины, определяющее порядок действий OEWGA для выполнения своего мандата.
Будущее конвенции
[ редактировать ]Самым последним событием является предложение, сделанное Аргентиной во время 12-й сессии OEWGA. Аргентина пригласила страны-единомышленники присоединиться к неформальной межрегиональной основной группе, которая будет работать в межсессионный период. Целью группы будет подготовка проекта решения, который будет представлен на рассмотрение OEWGA в 2023 году, и обсуждение возможных пробелов в международной системе прав человека пожилых людей. Проект решения предполагает создание официальной межсессионной рабочей группы с целью подготовить и представить проект текста с указанием основных пробелов в международной системе прав человека в качестве основы для дальнейших переговоров.
В то же время Совет ООН по правам человека в Женеве добился значительных успехов в области прав человека пожилых людей. На своей 48-й сессии в октябре 2021 года он принял свою первую существенную резолюцию, направленную на продвижение прав человека пожилых людей и борьбу с эйджизмом и возрастной дискриминацией. [ 44 ] В этой резолюции Совет по правам человека просит Верховного комиссара ООН по правам человека представить доклад о международно-правовых стандартах и обязательствах в отношении прав человека пожилых людей в преддверии 49-й сессии СПЧ в 2022 году. [ 34 ] Верховный комиссар завершает свой доклад словами: «Существующая международная система обеспечивает фрагментарное и непоследовательное освещение прав человека пожилых людей в законе и на практике, и что существует необходимость быстро двигаться к разработке и принятию последовательной, всеобъемлющей и комплексной системы прав человека. прав пожилых людей, при этом обеспечивая дальнейшую интеграцию проблем пожилых людей в работу существующих механизмов». Также в соответствии с резолюцией 48/3 Совета по правам отчет состоится в 2022 году.
См. также
[ редактировать ]- Международные права человека
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
- Объединенные Нации
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рабочая группа открытого состава ООН по проблемам старения
- Организация Объединенных Наций по проблемам старения
- Управление Верховного комиссара по правам человека - Тематическая страница, посвященная пожилым людям
- Независимый эксперт по вопросам полного осуществления всех прав человека пожилыми людьми
- Глобальный альянс за права пожилых людей (GAROP)
- ХелпЭйдж Интернэшнл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Глава ООН по правам человека предлагает свою поддержку новой конвенции о правах пожилых людей» . Охр.орг . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Управление Верховного комиссара по правам человека «Нормативные стандарты международного права прав человека в отношении пожилых людей»» ( PDF) . Аналитический итоговый документ. 1 августа 2012 г. с. 3.
- ^ «Рабочая группа открытого состава ООН по усилению защиты прав человека пожилых людей» . Social.un.org . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «УВКПЧ | О правах пожилых людей» . УВКПЧ . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Глобальный доклад об эйджизме» .
- ^ «Старение: эйджизм» . www.who.int . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет об эйджизме и возрастной дискриминации» . ohchr.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Саймон Биггс и Ирья Хаапала, «Жестокое обращение с пожилыми людьми, эйджизм и права человека», Международная психогериатрия (2013), 25:8, стр. 1299-1306, 1300.
- ^ «Рабочая группа открытого состава ООН по усилению защиты прав человека пожилых людей» . Social.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (PDF) . Вена: Издательство Организации Объединенных Наций. 1982.
- ^ «Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (PDF) . Вена: Издательство Организации Объединенных Наций. 1982. с. 47.
- ^ «Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (PDF) . Вена: Издательство Организации Объединенных Наций. 1982. с. 51.
- ^ «Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (PDF) . Вена: Издательство Организации Объединенных Наций. 1982. с. 55.
- ^ «Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения» (PDF) . Вена: Издательство Организации Объединенных Наций. 1982. с. 56.
- ^ «Заявление Аргентины» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН» . Охр.орг . 16 декабря 1991 г., стр. 46/91 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/47/5 «Прокламация о старении » . Un.org . 16 октября 1992 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Блейн Слоан, «Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в нашем меняющемся мире» (Нью-Йорк, 1991) 23
- ^ « Политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения « Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения » (PDF) . Мадрид, Испания: Организация Объединенных Наций. 8–12 апреля 2002 г. с. 4.
- ^ Jump up to: а б « Политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения « Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения » (PDF) . Мадрид, Испания: Организация Объединенных Наций. 8–12 апреля 2002 г. с. 17.
- ^ « Политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения « Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения » (PDF) . Мадрид, Испания: Организация Объединенных Наций. 8–12 апреля 2002 г. с. 19.
- ^ Марийке Де Пау. « На пути к новой конвенции ООН о правах пожилых людей » ? Nerkeleytravaux.com . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Рабочая группа открытого состава ООН по усилению защиты прав человека пожилых людей» . Social.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Управление Верховного комиссара по правам человека «Нормативные стандарты международного права прав человека в отношении пожилых людей»» ( PDF) . Аналитический итоговый документ. 1 августа 2012. с. 3.
- ^ «Рабочая группа открытого состава ООН по усилению защиты прав человека пожилых людей» . Social.un.org . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Команда, ОДС. «ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ODS» (PDF) . документы-dds-ny.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Команда, ОДС. «ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ODS» (PDF) . документы-dds-ny.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Дра Моника Роке (1 апреля 2011 г.). « Представление Аргентины первой ассамблее Рабочей группы открытого состава по проблемам старения с целью усиления защиты прав пожилых людей » (PDF) . Социальный.unorg . п. 1 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Генеральный секретарь ООН (май 2020 г.). «Краткий обзор политики: влияние COVID-19 на пожилых людей» (PDF) .
- ^ «12-я сессия Рабочей группы открытого состава по проблемам старения» . УВКПЧ . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Лучше защищать права человека в пожилом возрасте» .
- ^ Дра Моника Роке (1 апреля 2011 г.). « Представление Аргентины первой ассамблее Рабочей группы открытого состава по проблемам старения с целью усиления защиты прав пожилых людей » (PDF) . Социальный.unorg . п. 3 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Хосе Мигель Гусман (1 апреля 2011 г.). « Заявление ЮНФПА Рабочей группе открытого состава по проблемам старения » (PDF) . Социальный.unorg . п. 7 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Команда, ОДС. «ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ODS» (PDF) . документы-dds-ny.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Рабочая группа открытого состава ООН по усилению защиты прав человека пожилых людей» . Social.un.org . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «УВКПЧ | Рабочий документ УВКПЧ: Обновление аналитического исследования результатов 2012 года по нормативным стандартам международного права прав человека в отношении пожилых людей (март 2021 г.)» . УВКПЧ . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ ГАРОП. «Более 300 организаций подписывают Открытое письмо Рабочей группе открытого состава ООН по проблемам старения» . Глобальный Альянс . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Заявление Австрийской Республики на 11-й сессии Рабочей группы открытого состава по проблемам старения» (PDF) .
- ^ БАГСО. «Параллельное мероприятие BAGSO: Политика MIPAA и механизмы защиты прав человека» . БАГСО . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Хосе Мигель Гусман (1 апреля 2011 г.). « Заявление ЮНФПА Рабочей группе открытого состава по проблемам старения » (PDF) . Социальный.unorg . п. 9 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Help-Age International, Информационный документ для первого рабочего заседания Рабочей группы открытого состава по проблемам старения » (PDF) . Социальный.unorg . 1 апреля 2011. с. 26 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ « Дискриминация в пожилом возрасте: множественная, кумулятивная и увеличивающаяся » (PDF) . Help-age International. 1 августа 2011. с. 2.
- ^ « Представление США на пятой сессии по проблемам старения » (PDF) . Социальный.unorg . 1 июля 2014. с. 3 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Права пожилых людей: резолюция по существу, принятая Советом ООН | Платформа AGE» . age-platform.eu . Проверено 11 мая 2022 г.