Совет Меца (863)
Собор в Меце 863 года был организован папой Николаем I для обсуждения дела о разводе Лотаря II , короля Лотарингии, и его жены Теутберги . На совете в основном присутствовали сторонники Лотара II, и таким образом дело о разводе завершилось в его пользу; это решение позже было отменено Папой Николаем I, который заподозрил нечестную игру. Это был четвертый и последний совет, созванный во время правления Лотара II. Никакие документы собора не сохранились, но, поскольку совет был спорным, он обсуждается в других средневековых источниках, таких как письма Папы Николая I, Анналы святого Бертена , Анналы Фульды и Liber Pontificalis . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Дело о разводе
[ редактировать ]Лотар II и Теутберга поженились в 855 году в рамках политического союза с целью защиты королевства, когда Лотар был молодым королем. До этого у него были неопределенные отношения с благородной женщиной по имени Вальдрада , которая родила ему детей, в первую очередь сына по имени Хью. К 857 году Лотар счел свой брак с Теутбергой нежелательным, хотя и неясно почему, и обвинил ее в инцесте и абортах. В 858 году чемпионке удалось в ходе судебного разбирательства доказать невиновность Теутберги, но два собора в 860 году, проведенные Лотарем в Ахене, номинально доказали ее вину посредством ее признания архиепископу Кельна Гюнтеру .
В этот момент судебный процесс заинтересовал остальную часть Каролингской империи и Папу, потому что Теутберга искала убежища у Карла Лысого , дяди Лотаря, который правил Западной Францией . Хинкмар Реймский В этот момент вмешался и , знаменитый архиепископ Карла Лысого. В 862 году Лотар провел еще один совет в Аахене, на котором было заявлено, что брак между Лотарем II и Теутбергой расторгнут и теперь Вальдрада стала его женой. [ 2 ]
Участие Папы Николая I
[ редактировать ]Собор в Меце был организован папой Николаем I задолго до того, как он состоялся. В ноябре 862 года Николай написал епископам, собравшимся в Меце, сообщив, что они должны расследовать дело о разводе с Теутбергой и вынести справедливое решение. Николай оправдал свое участие тем, что Теутберга обратился к нему за помощью, и это входило в его пастырскую опеку. Он ясно дает понять, что решение совета не будет окончательным, поскольку, если он считает, что решение неверно, он может приказать созвать еще один совет. [ 3 ]
В начале 863 года он также разослал письма епископам и архиепископам Каролингской империи и своим папским легатам . В своем письме епископам и архиепископам Каролингской империи он поручает им всем собраться в Меце, чтобы обсудить дело о разводе, поскольку он считает, что Лотар II виноват и должен быть привлечен к ответственности. [ 4 ] В своем письме к своим легатам Николай обрисовывает направления расследования, которые легаты должны провести на совете; в первую очередь это проверка благополучия Теутберги и того, находится ли она под принуждением, сомнение в заявлении Лотара о союзе с Вальдрадой и оспаривание идеи, что Лотар был вынужден жениться на Теутберге ее братом. [ 5 ] В частности, учитывая неоднозначность Каролингского брака, Николай определяет действительный брак как публичную церемонию, проводимую священником, с обменом свадебных подарков. [ 1 ]
Совет
[ редактировать ]Участники
[ редактировать ]Несмотря на желание Николая, присутствовали все епископы Лотарингии, кроме одного, но ни один епископ из остальной части империи. [ 6 ] Примечательно, что Хинкмар не смог присутствовать, возможно, потому, что его намеренно пригласили слишком поздно, поскольку он критиковал развод. Лотар II присутствовал, но Теутберга не присутствовала, потому что ее тоже не пригласили вовремя. Единственными участниками из-за пределов Лотарингии были епископ Порту Радоальд и епископ Йоханнес Фиккокле, которые были папскими легатами. [ 7 ] Совет возглавляли архиепископ Кельнский Гюнтер и архиепископ Трирский Теутгард , которые позже отправились в Рим, чтобы сообщить Папе Николаю I о своем решении. [ 1 ]
Заключение
[ редактировать ]Поскольку документы совета не сохранились, мы не можем точно определить, о чем именно шла речь. Однако Лотар II доминировал, утверждая, что он уже был женат на Вальдраде, Теутберга была виновна, и решение Аахенского совета 862 года должно быть оставлено в силе. Присутствовавшие епископы подписали документ, в котором говорилось, что брак Теутберги и Лотара II был аннулирован, и Лотар имел право вступить в повторный брак. Затем этот документ был доставлен в Рим для ратификации Папой Николаем, и только тогда приговор будет действительным. [ 7 ]
Споры
[ редактировать ]Решение совета противоречило церковному закону, поскольку было невозможно вынести приговор Теутберге в ее отсутствие. Неясно, угрожал ли Лотарь II епископам или подкупил их, чтобы они подписали заключительный документ, но это были те же самые епископы, которые встали на сторону Лотаря на Аахенском соборе 862 года. [ 7 ] Лотара II также обвинили в даче взятки архиепископу Гюнтеру, чтобы тот помог ему разработать схему по обвинению Теутберги. [ 8 ] Более того, «Анналы святого Бертена» предполагают, что папские легаты были подкуплены Лотарем II и не провели полного расследования. [ 9 ]
Реакция
[ редактировать ]Решение Папы Николая I
[ редактировать ]Папа Николай I отверг решение Мецского собора, назвав его еретическим. [ 1 ] После собора, позже в 863 году, архиепископы Гюнтер и Теутгард отправились в Рим, чтобы представить документ собора. Николай отклонил документ после рассмотрения, поскольку «было обнаружено, что многое в нем содержало нецензурную низость выражений… которая попала в ловушку этих архиепископов за их яростное посягательство на пределы их епископского сана». [ 10 ] Николай I пришел к выводу, что на соборе архиереи недостаточно исследовали дело и решение было слишком поспешным. Он заявил, что собор не достоин названия синода, и сравнил его с борделем. [ 11 ]
Архиепископы Гюнтер и Тойтгард
[ редактировать ]Из-за своей еретической роли на Мецском соборе и вручения Папе Николаю I фальшивого документа архиепископы Гюнтер и Тойтгард были отлучены от церкви и свергнуты с должности. Папа Николай I также пригрозил отлучением от церкви епископов, присутствовавших на Мецском соборе, если они публично не примут решение Николая. [ 1 ] Николай заявил, что «если мы увидим, что вы или они отступают от правил, установленных в канонах, и отдают предпочтение одной партии ради милости от кого бы то ни было… мы, не колеблясь, займемся этим вопросом». [ 3 ] Это вызвало споры: некоторые утверждали, что Николай действовал в пределах своих полномочий, в то время как архиепископы Гюнтер и Тойтгард протестовали. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Хайдекер, Карл (2010). Развод Лотара II: христианский брак и политическая власть в мире Каролингов (Соединение религии и власти в средневековом прошлом) . Итака: Издательство Корнельского университета.
- ^ Эйрли, Стюарт (1998). «Частные органы и политические организации в деле о разводе Лотара II». Прошлое и настоящее (161): 3–38. дои : 10.1093/прошлое/161.1.3 .
- ^ Перейти обратно: а б 862, 23 ноября, письмо 3, с. 268–70 В Париже, Национальная библиотека Франции, лат. 1557.
- ^ 863 (начало) (а), Письмо 10, стр. 275–6 В Париже, Национальная библиотека Франции, лат. 1557 г.
- ^ 863 (ранний) (б), Письмо 11, стр. 276–7.
- ^ Перейти обратно: а б Рейтер, Тимоти (1992). Анналы Фульды . Издательство Манчестерского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Хартманн, Вильфрид (1998). Советы Каролингской империи 860-874 гг .
- ^ Хроника Регино Прюмского, в: Маклин, С. и Адальберт, 2009. История и политика в Европе позднего Каролинга и Оттона: хроника Регино Прюмского и Адальберта Магдебургского, Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр.139-141
- ^ Нельсон, Джанет (1991). Анналы Сен-Бертена . Издательство Манчестерского университета.
- ^ Liber Pontificalis, тр. Р. Дэвис, Жития пап девятого века, стр. 228–9.
- ^ 863, гр. 30 октября, письмо 18, стр. 284–6.
Библиография
[ редактировать ]- 862, 23 ноября, письмо 3, с. 268–70 В Париже, Национальная библиотека Франции, лат. 1557.
- 863 (ранний) (а), Письмо 10, стр. 275–6 В Париже, Национальная библиотека Франции, лат. 1557 г.
- 863 (ранний) (б), Письмо 11, стр. 276–7 В Париже, Национальная библиотека Франции, лат. 1557 г.
- 863, гр. 30 октября, письмо 18, стр. 284–6.
- Эйрли, Стюарт, «Частные органы и политическое тело в деле о разводе Лотара II», Прошлое и настоящее 161 (1998), стр. 3–38.
- Хроника Регино Прюмского в: Маклин, С. и Адальберт (2009). История и политика в поздней Каролингской и Оттоновской Европе: хроника Регино Прюмского и Адальберта Магдебургского , Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 139–141.
- Хартманн, Вильфрид (1998) Советы Каролингской империи 860-874 гг.
- Хайдекер, Карл. Развод Лотара II: христианский брак и политическая власть в мире Каролингов (Соединение религии и власти в средневековом прошлом) Итака: Cornell UP, 2010. Печать.
- Liber Pontificalis, тр. Р. Дэвис, Жития пап девятого века , стр. 228–9.
- Нельсон, Джанет (1991). Анналы Сен-Бертена. Издательство Манчестерского университета.
- Рейтер, Тимоти (1992) Анналы Фульды . Издательство Манчестерского университета.