График желания
График желания ( французский : graphe du désir ) является концептуальным инструментом в лаканизме .
История
[ редактировать ]Лакан разработал множество квазиматематических диаграмм, чтобы представить структуру бессознательного и его точки соприкосновения с эмпирической и ментальной реальностью. Он адаптировал фигуры из области топологии , чтобы представить фрейдовский взгляд на сознание как на воплощение «двойной записи» (которую можно определить как полную неотделимость бессознательных мотиваций от сознательных).
График
[ редактировать ]Граф желания был впервые предложен на коллоквиуме 1960 года, а позже опубликован в журнале Ecrits . Лакана Это зависит от идей, первоначально разработанных в Схеме R , графе, на котором фундаментальные организующие структуры человеческого разума показаны в схематическом отношении к областям или «порядкам», которые, в свою очередь, структурируют человеческую реальность: Воображаемому, Символическому и Реальному. .
Граф желания — это «сплющенное» представление означающей цепи , пересекающей путь, который Лакан назвал вектором желания. Он выглядит как две изогнутые линии, пересекающие друг друга в двух разных точках. Каждая линия имеет символическое значение.
Элементы графика
[ редактировать ]Означающая цепочка начинается с языкового знака (S) и переходит к значению (S') или языковому значению . Оно может быть выражено сентенциально и имеет продолжительность.
Вектор желания представляет собой представление воли и воли расщепленного или запрещенного субъекта ( $ ). В отличие от означающей цепочки вектор желания выражен метафорически и не имеет длительности.
Необходимо иметь в виду особую концепцию субъекта, которую Лакан обозначает символом $ . Запрещенный субъект — это внутренне противоречивый результат процессов индивидуации, которые начинаются в младенчестве. В понимании Лакана индивидуации младенец должен отреагировать на потерю симбиоза с матерью, создав символ этого недостатка. При этом младенец ограничен всегда уже существующими структурами естественного языка. Призыв символически присутствующей «матери» приносит определенное облегчение, но опыт матери, которая возвращается к младенцу как некто, обозначаемый словом «матерь», тем не менее, представляет собой опыт абсолютной, непоправимой утраты. Мать – и мир – теперь опосредованы Символическим порядком и потребностями языка.
Имея это в виду, пересечение двух путей на графике желания можно понимать как обозначение вмешательства и ограничения. Желание изначального объекта не может быть удовлетворено, кроме как через ограничения означающей цепи. Вектор желания метафоричен, заменяет абсолютно утраченное первозданное различными объектами и врывается в язык без учета течения времени и конкретных человеческих отношений, через которые движется вектор.
Наконец, точки, в которых пересекаются вектор желания и означающая цепь, можно рассматривать как примеры двойной записи по Фрейду. «Сознательное и бессознательное» значение поступка или высказывания одно и то же, и одно ограничивает другое.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Люпен, Александр (2004). Лакан сегодня , Другая пресса, Нью-Йорк.