Рига (мопед)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2023 г. ) |
« Рига» — латвийский мопед , построенный в Риге в период с 1965 по 1992 .
История производства двигателей
[ редактировать ]


В 1960-е годы оформилась идея обеспечить жителей Советского Союза простым в использовании, простым в обслуживании моторизованным транспортом. За идеей последовали действия, и на Рижском моторном заводе « Саркана звайгзне » был сформирован план. Первоначально были испытаны венгерский Dongo , вспомогательный двигатель, установленный на велосипеде, и мотоцикл Velosolex , но эти машины не принесли ожидаемого успеха, поэтому внимание было обращено на легкие мотоциклы, поскольку они оказались популярными на Западе.
Типы
[ редактировать ]В 1965 году была выпущена первая модель под названием «Рига-1». Рамка и внешний вид были вдохновлены восточногерманским Симсоном Зулем . В качестве двигателя использовался импортный двигатель Jawa Stadion S11/S22 чехословацкого производства. В нем использовалась двухскоростная коробка передач, также можно было использовать ножные педали. Позже производство двигателя было переведено на собственное производство.
В 1967 году на Будапештской международной ярмарке была представлена преемница «Рига-3». Он мало чем отличался от своего предшественника, однако были внесены некоторые изменения для возможности использования двигателя С-51. Это был двигатель объемом 49,8 куб.см с воздушным охлаждением и мощностью 1,5 л.с. с карбюратором, в основном типа К30 или К35. У него были 19-дюймовые колеса и крылья с юбкой.
В 1969 году была представлена более модернизированная версия «Рига-4». Конструкция двигателя претерпела многочисленные изменения. Колеса большого диаметра (19 дюймов) были заменены колесами меньшего размера (16 дюймов), которые оставались до конца производства мопедов «Рига». Топливный бак был заменен. Новый двигатель С-52 имел мощность от 2 до 2,2 л.с. В прошлом году производства цельнопластиковая крышка заднего фонаря предыдущей конструкции была заменена металлической.
В 1974 году вышла «Рига-12». Он существенно изменил свой внешний вид и функционирование. В то время как более ранние модели имели закругленный топливный бак, теперь он был заменен менее ярким, закругленным и прямоугольным. Он по-прежнему сохранял свою функциональность педали.
В 1979 году вышла «Рига-16». По сути, он был похож на Ригу-12. Двигатель теперь стал С-58, шатуны в конструкции не использовались. Выхлопная система также изменилась; это было намного дольше. Сиденье было длинное и более удобное. Задние фонари были изменены на более крупную шестиугольную форму. Он также был окрашен в металлическую краску.
В 1981 году вышла «Рига-22». Сначала на нем стоял двигатель Ш-62, затем с 1984 года «Рига-22» оснащалась двигателем В-50. Первые модели В-50 не имели внешних отличий от Ш-62, но внутренности были переработаны. Он выглядел похоже, но сцепление было лучше. Единственными идентичными деталями были пластиковые фрикционные диски. Вместо 2 фрикционных дисков у В-50 было 3 фрикционных диска, а коробка передач у В-50 имела шариковые подшипники, а не подшипники скольжения. У него было новое, более современное электронное зажигание, а также была изменена конструкция топливного бака. Также использовался новый двигатель В-50. Рига-22 выпускалась до 1989 года.

1986 год стал переломным для Риги. Ухудшение качества и проблемы с двигателем сделали очевидной потребность в новой модели. Так в 1986 году была введена в эксплуатацию новая Дельта Риги. Двигатель ничем не похож на своего предшественника. Каркас полностью изменен. У него новый топливный бак, на котором написано только «Дельта». Заменил передние и задние фонари и зажигание. Deltas были доступны в трех цветах: горохово-зеленом, кирпично-красном и бежевом. Delta также имела трехступенчатую коробку передач.
В 1986 году была представлена Мини-Рига. Это был мини-мопед с двигателями В-50, а затем и В-501. В начале 1990-х годов двигатель был заменен на двухступенчатый двигатель с автоматической коробкой передач от известной Jawa 210 Babette.
Верховина
[ редактировать ]Львовская « Верховина » не была похожа на рижскую, но использовала идентичную механику.
Другие типы
[ редактировать ]« Саркана звайгзне » в период своего расцвета в 1970-е годы очень активно занималась автоспортом. Особенно в категории 125 куб.см, а также построенные модели Рига-5С, 15С-Рига, Рига-19С и Рига-17С, которые имели значительный успех в чемпионатах Советского Союза и стран Балтии.
Источники и внешние ссылки
[ редактировать ]