Фантазия и фуга на тему припева «К нам, на спасительную волну».

Фантазия и фуга на хорал «Ad nos, ad salutarem undam» , S.259 — произведение органной музыки, написанное Ференцем Листом зимой 1850 года, когда он находился в Веймаре . [ 1 ] Хорал, легший в основу «Фантазии и фуги», взят из I действия Джакомо Мейербера оперы «Пророк» . Произведение посвящено Мейерберу, премьера состоялась 29 октября 1852 года. Премьера переработанной версии состоялась в Мерзебургском соборе 26 сентября 1855 года под управлением Александра Винтербергера . Все произведение было опубликовано издательством Breitkopf & Härtel в 1852 году, а фуга была дополнительно опубликована как 4-е произведение оперной фантазии Листа «Иллюстрации пророка» (S.414). [ 1 ] В то же время появилась версия фортепианного дуэта Листа (S.624).
Форма
[ редактировать ]Произведение состоит из трёх разделов:
- Фэнтези: начинается с темы «Ad nos», а затем становится тихим и задумчивым. Тема возвращается, и в конце концов достигается кульминация. Далее следует второй кульминационный отрывок, после которого этот раздел заканчивается.
- Адажио: служит развивающим разделом, начинающимся спокойно, тема теперь переходит в мажорные тональности из минорных тональностей предыдущего раздела. Во второй половине этого раздела произведение немного становится ярче.
- Фуга: служит финалом, но также, в сонатной форме, перепросмотром и кодой. Элементы из предыдущих разделов появляются снова. Завершается произведение триумфальной кодой на органе. [ 2 ]
Обычное исполнение длится около получаса, хотя исполнение сочинений Листа и Винтербергера длилось, по современным данным, в среднем сорок пять минут.
Транскрипции
[ редактировать ]
Ферруччо Бузони подготовил аранжировку для фортепиано, которая была опубликована в 1897 году издательством Breitkopf & Härtel. [ 3 ] [ 4 ] Алан Уокер , биограф Листа, сказал, что это «представляет собой одну из вершин виртуозности двадцатого века». [ 5 ] Лист по крайней мере однажды исполнил свою собственную фортепианную транскрипцию, о которой Вальтер Бах , его ученик, сделал отчет в 1862 году. Лист, похоже, никогда не записывал такую версию.
Хьюго Каун и Вильгельм Миддельшульте создали аранжировку для оркестра и органа. Премьера состоялась 29 марта 1901 года в Симфоническом центре Чикаго под управлением Теодора Томаса с Миддельшульте в качестве органиста. Марсель Дюпре также создал аранжировку для органного оркестра.
Немецкий дирижер Флориан Чизмадиа написал оркестровку только для оркестра, премьера которой состоялась 1 марта 2022 года в Грайфсвальде, Германия. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ференц Лист: Письмо Ференца Листа, Том 1 . Нет. 78: Брайткопфу и Хертелю.
- ^ Роберт Каммингс. «Фантазия и фуга на входе Ad nos, Ad nos salutarem undam (версия для дуэта)» . Вся музыка . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Фантазия и фуга на Ad nos, Ad nos salutarem undam (Busoni) . Worldcat.org OCLC 8516980 .
- ^ Кеннет Гамильтон : Кембриджский компаньон Листа , 2005. Страница 77.
- ^ Алан Уокер : Ференц Лист, 1987. Том 2. Страница 161.
- ^ НДР. «Мажорные фортепианные и органные произведения и их обработки» . www.ndr.de (на немецком языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тодд, Р. Ларри. 1981. «Лист, Фантазия и фуга для органа на тему 'Ad nos, ad salutarem undam'». Музыка XIX века 4, вып. 3 (Весна): 250–61.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Видео
- Александр Фрей играет Листа: Фантазию и фугу в хорале «Ad nos ad salutarem undam» на YouTube . Александр Фрей исполняет крупнейшее клавишное произведение Ференца Листа — эпическую «Фантазию и фугу» на композицию «Ad nos ad salutarem undam» для органа. В этом живом исполнении г-н Фрей начинает работу с настоящего хорала (хорала анабаптистов «Ad nos, ad salutarem undam») из оперы Джакомо Мейербера «Пророк», на основе которого Лист основал это произведение.
- YouTube Дайан Биш играет финал Vivace на органе Ладегаста (1855 г.) собора Святого Иоанна Крестителя и Святого Лаврентия в Мерзебурге, Германия.
Результаты
- ИМЛП
- Оценка издания Боннет-Ширмера на IMSLP. Архивировано 10 августа 2021 г. в Wayback Machine.