Эквивероятность
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
Эквивероятность , также называемая эквивероятностью или эквивероятностью , является одной из нескольких систем морального богословия.
Обучение
[ редактировать ]- Если мнения за и против текущего существования закона имеют равные или почти равные вероятности, допустимо действовать на основе менее безопасного мнения.
- Если мнения за и против отмены ранее существовавшего закона имеют равные или почти равные вероятности, то недопустимо действовать на основании менее безопасного мнения.
- Если безопасное мнение заведомо более вероятно, чем менее безопасное мнение, то следовать менее безопасному мнению незаконно.
С первым из этих положений вероятносты согласны, но они отрицают истинность второго и третьего положений (ср. Марк, «Institutiones Morales», I, nn. 91-103).
Аргументы в пользу эквивероятности
[ редактировать ]- В доказательство своего первого положения эквивероятисты приводят, среди прочего, аксиому: in dubio melior estcondition possidentis. Когда сомнение касается существования, в отличие от прекращения действия закона, свобода имеется, и, соответственно, мнению, которое благоприятствует свободе, можно следовать на практике.
- В доказательство своего второго положения эквивероятники приводят ту же аксиому: in pari delicto melior est conditio possidentis. Когда сомнение касается прекращения действия закона, закон действует, и, следовательно, закон должен соблюдаться до тех пор, пока он не будет заменен более сильной вероятностью в пользу свободы. Вероятностники отвечают на этот аргумент, что свобода всегда имеется, поскольку закон и обязанность предполагают свободу субъекта.
- В доказательство третьего положения эквивероятники выдвигают различные аргументы, из которых наиболее убедительными являются следующие:
- Человек обязан стремиться привести свои действия в соответствие с объективной моралью. Но человек, который следует менее вероятному мнению в пользу свободы, не соблюдает этого требования благоразумия и, следовательно, действует противоправно (ср. Воутерс «De Minusprobabilismo», стр. 71). Вероятностники отвечают, что этот аргумент приведет к ригоризму, если довести его до логического завершения. Потому что единственный способ эффективно привести наши действия в полную гармонию с объективной моралью — это следовать безопасному мнению до тех пор, пока менее безопасное мнение не приобрело моральной уверенности. Это единственный способ предотвратить любую серьезную опасность совершения материального греха и, следовательно, единственный способ соблюдать полную гармонию с объективной моралью. Однако, поскольку ригоризм повсеместно осуждается, этот аргумент должен быть отвергнут и должны быть приняты принципы вероятностного подхода, которые утверждают, что достаточно соблюдать гармонию с объективной моралью, поскольку это известно с моральной уверенностью (ср. Lehmkuhl, "Theologia Moralis". ", я, п. 191).
- 26 июня 1680 года Святая Канцелярия под председательством Иннокентия XI издала в связи с учением Тирса Гонсалеса , SJ , Указ, подлинный текст которого был опубликован 19 апреля 1902 года секретарем Священной Канцелярии. Относительно ценности указа в последнее время возникло так много споров, что полезно процитировать весь текст: Святой Господь; наиболее выдающиеся лорды сказали, что государственный секретарь должен написать апостольскому нунцию Испании [направив его], чтобы сообщить упомянутому отцу Тирсу, что Его Святейшество, получив его письмо благосклонно и прочитав его с одобрением, повелел, чтобы он [Тирс] свободно и бесстрашно проповедовал, учил и защищал своим пером наиболее вероятное мнение, а также мужественно нападал на мнение тех, кто утверждает, что в конфликте менее вероятного мнения с более вероятным, известным и при такой оценке разрешено следовать менее вероятному и сообщать ему, что все, что он делает и пишет от имени более вероятного мнения, будет угодно Его Святейшеству; Генеральному отцу Общества Иисуса, как по приказу [de ordine] Его Святейшества, не только для того, чтобы позволить отцам Общества писать в пользу более вероятного мнения, но и нападать на мнение тех, кто утверждает, что в конфликте менее вероятного мнения с более вероятным, известным и оцениваемым как таковое, разрешается следовать за менее вероятным, но также писать во все университеты Общества, [сообщая им], что по мнению Его Святейшества, кто бы ни выбирает, может свободно писать в пользу более вероятного мнения и может критиковать вышеупомянутое противоположное [мнение]; и приказать им полностью подчиниться приказанию Его Святейшества».
Эквивероятники говорят, что в этом Указе есть ясное выражение мысли Иннокентия XI о нравственности учения о том, что допустимо действовать на основании менее безопасного мнения, когда безопасное мнение заведомо более вероятно. Папа не одобряет это учение, хвалит отца Гонсалеса за его сопротивление ему и приказывает генералу иезуитов предоставить полную свободу, чтобы каждый, кто пожелает, мог писать против него. Вероятностники отвечают, что, хотя Иннокентий XI был противником вероятностизма, его официальный указ просто предписывал предоставить членам ордена свободу преподавания. Более того, они указывают, что Гонсалес был не эквивероятистом, а вероятностом строгого типа, которого святой Альфонс Лигуори считал экстремистом.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Харти, Джон М. (1911). « Вероятность ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.