Великий эксперт
Мистер Михаила Великий Знаток | |
---|---|
![]() Украшенные входные ворота дворца эмира Зарии, построенные Малламом Михаилой в XIX веке для Абд аль-Каримаан Аббаса, Саркина Заззау. | |
Рожденный | Мухаммад Дурубу |
Умер | 1862 |
Другие имена | Какан Майгини (дедушка строителей) |
Эра | эпоха Сокото |
Известный | Архитектура Хауса |
Заметная работа | Пятничная мечеть Зарии |
Заголовок | Саркин Майгини (главный строитель) |
Баббан Гвани , также известный как Маллам Михаила , был влиятельным и строителем хауса архитектором 19-го века , который процветал во время правления 61-го правителя Заззау , Нигерия , Абд аль-Карима Гана Аббаса . Он был Саркином Майгини (главным строителем) своего времени, назначенным Шеху Усманом даном Фодио . Эта должность была передана его прямым потомкам мужского пола. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Маллам Михаила родился в Зарии , в эмирате Заззау , в хауса семье ремесленников . В детстве он мастерил игрушки и фигурки из глины. За его мастерство он получил прозвище Гвани , что означает ремесленник. За последние два столетия это прозвище было дано лишь немногим избранным мастерам, всего эту честь удостоились шесть человек. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] : 14 По мере того как Михаил становился старше, его репутация продолжала расти, в первую очередь благодаря его опыту в строительстве глинобитных зданий. Он получил титул Баббан Гвани , что означает «великий эксперт» или «великий строитель». В настоящее время этот титул сохраняется исключительно за его потомками мужского пола, тогда как имя Гвани преимущественно ассоциируется с его учениками. [ 3 ]
Первоначальная репутация Михаила возникла благодаря скорости его строительства. Он предпочитал строить ночью, часто завершая значительную часть сооружения на следующий день. Этот ночной график работы, возможно, был обусловлен его духовностью, поскольку он, вероятно, считал строительство духовным занятием. Его рабочая сила состояла примерно из ста рабочих, в основном рабов, которым было поручено собирать грязь и соломенную глину для подготовки к его вечерней работе. Он также был известен тем, что не строил планов строительства, полагаясь на импровизационный подход к строительству. [ 3 ]
Его растущая репутация во всем Хаусаленде привлекла внимание новых эмиров и официальных лиц после джихада Сокото . Аристократия искала его опыта для строительства и проектирования памятников, которые символизировали «пыл» исламского движения, возглавляемого джихадистами. В 1824 году шотландский исследователь Хью Клэппертон стал свидетелем работы Михаила, наблюдавшей за строительством новой мечети, финансируемой Гидадо дан Лаймой , Вазирин Сокото . Клэппертон описал Михаилу как «проницательного маленького человека». [ 6 ] Мечеть была третьей главной мечетью города Сокото и располагалась к западу от мечети и дворца Усмана дан Фодио. [ 7 ]

Маллам Михаила был казнен от руки эмира Бирнин-Гвари . Это произошло после того, как эмир сдал в эксплуатацию мечеть с конкретной целью воспроизвести величие Масаллацин Джумаан Зария . Основной мотивацией эмира в этом проекте было создание сооружения такого беспрецедентного великолепия, которое ни одно другое здание никогда не сможет сравниться со зданием в Бирнин-Гвари. [ 8 ]
Известные работы
[ редактировать ]Пятничная мечеть Зария
[ редактировать ]Возможно, самой известной работой Маллама Михаила является Пятничная мечеть Зария , известная как Масаллачин Джумаан Зария, построенная в 1830-х годах во время правления Саркина Заззау Абд аль-Карима (1834-1846). [ 9 ] [ 10 ] [ 8 ] : 85 Говорят, что Михаил оставил отпечаток руки над аркой внутри сооружения. [ 3 ]

Он состоит из комплекса зданий, включая главный зал для богослужений, шариатский суд и камеры для омовения. При строительстве мечети Михаила черпала вдохновение из различных традиционных строительных техник хауса . Он также включил структурные элементы, вдохновленные кочевническими палатками Фулани . Фульбе, традиционно кочевники, перешли в аристократический класс Хаусаленда после Сокото-джихада . В результате этой трансформации их временные палаточные постройки превратились в сводчатые глиняные жилища, характерные для этого региона. Эта архитектурная адаптация позволила создать более просторные помещения, что имеет решающее значение для грандиозного масштаба мечети. [ 4 ] [ 11 ] : 499 Мечеть продолжает служить местом поклонения и по сей день, два столетия спустя. обрушилась часть крыши мечети К сожалению, 11 августа 2023 года во время молитвы Аср , в результате чего погибло более десяти человек. В сообщениях указывается, что инцидент произошел из-за плохого обслуживания древнего сооружения. Саркин Заззау Ахмед Нуху Бамаллы сообщил, что начат процесс реконструкции мечети, а также начато расследование инцидента. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Сообщается, что миллиардер-филантроп Абдул Самад Рабиу пожертвовал 2,5 миллиона долларов на его реконструкцию. [ 16 ]

Мастерская комната
[ редактировать ]Абдуллахи дан Дабо , 47-й Саркин Кано, заручился услугами Михаила для ремонта частей Гидана Румфы , дворца эмира Кано . В частности, юго-восточные жилые покои доджихадических правителей Кано. Он также взял на себя строительство официальной резиденции эмира, которую в честь Михаила назвали «Баббан Гвани». Однако во время правления Алию Баббы (1894–1903) имя было изменено на «Катон Гвани» из-за существующего прозвища Алию «Бабба», что сделало первоначальное имя неуместным. Сегодня это место известно как «Дакин Гвани», что переводится как «комната Гвани». [ 17 ] [ 18 ]
Михаила также построил монументальный двухэтажный квартал Баббан Соро Абдуллахи. Далее он построил Сорон Гива, в просторечии известный как «Зал Слона», в честь Ибрагима Дабо , который был отцом Абдуллахи и правил Кано с 1819 по 1846 год. [ 18 ]
Дом Мадакина Баучи
[ редактировать ]
Михаила пригласили в эмират Баучи для строительства нескольких сооружений для эмиратской аристократии. Среди построенных построек наиболее известными были те, которые он построил для тогдашнего Мадакина Баучи Абдулкадири. [ 19 ] : 460 Они известны под общим названием Гидан Мадакин Баучи или «дом Мадаки Баучи» и расположены в Кафин Мадаки, который находится примерно в 45 километрах к северу от города Баучи . Главный зал стал известен как Баббан Гвани в честь Михаила. В нем были двери, обтянутые кожей, что было редкостью для зданий того времени. Рядом с ним находится мечеть, имеющая сходство с зауре Гидан Макама в Кано. [ 11 ] [ 20 ] [ 21 ]
Сооружения были построены между 1850 и 1860 годами, во время правления Ибрагима дан Якубу (годы правления 1845-1877). В 1956 году он был объявлен одним из Нигерии первых национальных памятников . Несмотря на минимальное обслуживание на протяжении многих лет, здание хорошо сохранилось. провел значительные реставрационные работы, Совсем недавно Департамент древностей чтобы обеспечить его постоянную сохранность. [ 11 ] : 499 [ 20 ]
Наследие
[ редактировать ]
Приход Баббан Гвани в Зарии является вечным памятником наследию Маллама Михаила. Сегодня в этом округе преимущественно проживают строители, многие из которых являются его прямыми потомками. Эти потомки продолжают поддерживать семейную традицию, и их опыт часто востребован при строительстве зданий в его характерном стиле. Примечательно, что когда в 2017 году дворец эмира в Баучи пострадал из-за дождя, потомков Гвани пригласили возглавить реконструкцию и перепланировку пострадавших участков. [ 22 ]
Одним из самых известных потомков Маллама Михаила является Маллам Харуна, который в свое время носил титул Саркин Майгини. Хотя он придал своим проектам большую степень выразительности, архитектурный стиль Харуны оставался под сильным влиянием принципов, установленных Малламом Михаилой. Наглядный пример этого можно увидеть в воротах дворца Заззау после того, как старые были снесены Шеху Идрисом (годы правления 1975–2020). В 1980–81 годах Харуне было поручено контролировать и спроектировать строительство новых ворот. Эти ворота отошли от традиционного использования глины хауса, вместо этого в их конструкции были выбраны цементные блоки. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пруссен, Лабелль (1986). Хатумере: Исламский дизайн в Западной Африке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03004-6 .
- ^ Перани, Джудит (1999). Покровительство тканям, платьям и искусству в Африке . Оксфорд; Нью-Йорк: Берг. ISBN 978-1-85973-290-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Баббан Гвани: Жизнь, наследие легендарного строителя Зарии — Daily Trust» . Dailytrust.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шеху, Маймуна Бала (2016). «КУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛИЗМ В ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХАУСА СЕВЕРНОЙ НИГЕРИИ (Диссертация)». Кентский университет .
- ^ Хантер, Линда (2001). Аспекты эстетики словесного искусства хауса . Кёльн: Рюдигер Кёппе. ISBN 978-3-89645-264-1 .
- ^ Денэм, Диксон. Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке в 1822, 1823 и 1824 годах / майора Денэма, ФРС, капитана Клэппертона и покойного доктора Оудни; с кратким отчетом о втором путешествии Клэппертона и Лендера в 1825, 1826 и 1827 годах . Государственная библиотека Пенсильвании. Дж. Мюррей. п. 128.
- ^ Зенле, Стефани (15 декабря 2020 г.). « Город по своей природе»: джихадистский подход Сокото к городскому планированию» . Африки. Дебаты, методы и исторические основания (11). дои : 10.4000/afriques.2993 . ISSN 2108-6796 .
- ^ Перейти обратно: а б Мутин, Клифф (1985). Архитектура Хауса . Лондон: Этнографика. ISBN 978-0-905788-40-1 .
- ^ Мутин, Клифф; ПК, Танер; Тисделл, Стивен. Городской дизайн – орнамент и декорирование, второе издание .
- ^ Мечеть: история, архитектурное развитие и региональное разнообразие . [Нью-Йорк, Нью-Йорк]: Темза и Гудзон. 2002. ISBN 978-0-500-28345-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Оксфордский справочник по исламской археологии .
- ^ Эньоча, Чимези (12 августа 2023 г.). «Число погибших в результате обрушения мечети Зария возросло до 10» . Каналы .
- ^ «Обрушение мечети в Нигерии: по меньшей мере семь человек погибли в Зарии» . Новости Би-би-си . 12 августа 2023 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «Восемь человек погибли в результате обрушения 150-летней мечети в Зарии» . Пунш Газеты . 12 августа 2023 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «Семь верующих погибли в результате обрушения мечети на севере Нигерии» . www.aljazeera.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Агбетилойе, Адекунле (15 октября 2023 г.). «Нигерийский миллиардер Абдул Самад Рабиу жертвует 2,5 миллиона долларов на реконструкцию мечети» . Бизнес-инсайдер Африки . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ «Король Кано Мухаммад Сануси II и дом Румфа: Королевский лофт» (PDF) . Kanoemirate.org .
- ^ Перейти обратно: а б Наст, Хайди Дж. (2005). Наложницы и власть: пятьсот лет во дворце Северной Нигерии . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-8166-4153-6 .
- ^ AHM Кирк-Грин С. Дж. Хогбен (1 января 1966 г.). Эмираты Северной Нигерии: предварительный обзор их исторических традиций . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, КК (1967). «Список мест, зданий и других древностей, объявленных памятниками в соответствии с Законом о древностях с февраля 1956 года по декабрь 1964 года» . Журнал Исторического общества Нигерии . 4 (1): 161–175. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41971208 .
- ^ «Бытие и становление хауса: междисциплинарные перспективы» , «Бытие и становление хауса» , Brill, стр. 171–173, 12 июля 2010 г., ISBN 978-90-04-18543-2 , получено 12 сентября 2023 г.
- ^ III, Администратор (28 апреля 2019 г.). «Кашим: мастер-строитель военного времени» . Blueprint Newspapers Limited . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ ДеВито, Мэдилин; Университет штата Кливленд. «Ворота во дворец эмира, Зария – Прокламация о культуре хауса» . Яркий континент . Проверено 14 сентября 2023 г.