Танцуй бесплатно
Полный танец Алибеколи Толе би Алибекулы | |
---|---|
![]() | |
Главный бий Казахского ханства | |
В офисе 1743 – 1749 Служба с Казыбеком бием и Айтеке бием | |
Монарх | Тауке Хан |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1663 г. Кёктуминский урочище, Казахское ханство (ныне Джейсан района Шуского Жамбылской области ) |
Умер | 1756 Акбурхан-орда, Казахское ханство (ныне Толебийский район Южно -Казахстанской области ) | ( 92–93 года
Место отдыха | Мавзолей Калдыргочбия, Ташкент , Узбекистан |
Национальность | казахский |
Родитель | Älibek Biy |
Тёле бий (также Толе би ), или Тёле Алибекулы ( казахский : Төле би Әлбекіұлы , Тёле би Алибекулы ) (ок. 1663, Кёктуминский урочище, ныне Шуйский район , Казахстан — 1756 , Акбурхан-орден, ныне Толебийский район Казахского ханства ) — глава бия Казахского старшего жуза , а также писатель, оратор , поэт , политик и общественный деятель . Он родился в селе Джайсан на территории нынешнего Шуского района Жамбылской области . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]
Тёле-бий происходит из казахского племени Дулат . [ 2 ] подплемя Жаныс, в семье Алибека-бия. Отец Алибек-бия, Кудайберды-бий, был ханским советником Есим-хана и принимал участие в битве «Катаган Кыргыны» (букв. «Избиение катагана») (1627-1628) против непокорного хана Турсына, тогдашнего правителя Ташкента. Тёле родился в Шуском районе. [ 3 ]
В одном из своих произведений Бухар-жирау рассказывает о детстве Аблай-хана , где он работал у Абилмамбета и присматривал за овцами Тёле. В поэме «Сабалак» Бухар-жирау пишет о диалогах Тёле и Аблая . Тёле-бий даже имел прозвище Аблая «Сабалак» за его заросшие волосы и растрепанный вид. Это признак того, что Тёле был одним из первых, кто узнал, что «Сабалак» — мальчик с блестящим будущим. [ 3 ]
Тёле пользовался большим уважением за свои глубокие знания и мудрость. Есть цитата, описывающая Толе: «Мудрая мысль имеет источник, и ее автор – духовник Майкий». Некоторые считали, что он обрел дух Майки Бия. Тёле часто описывали как человека, на которого можно положиться, его мудрость отмечали и такие жырау, как Сыныр-Жырау и Жиренши.
В стране широко распространены мудрые красноречивые слова, пословицы и поговорки. Фольклористы и историки собирали и изучали жизнь Толе би и его роль в управлении страной. В их число входят Шокан Валиханов , Алексей Лёвшин, Григорий Потанин , Абубакир Диваев и Балтабай Адамбаев и другие. Фонд рукописей Государственного архива Казахстана и Академии наук также содержит материалы, собранные со всей страны. В наследии Толе-биев еще многое не записано и не собрано.
В 1740 году, спасаясь от джунгарского нашествия, он бежал со всей своей родней в Абд ал-Карим-бий ( Кокандское ханство ). Джунгарский лидер Галдан Церен потребовал выдать его, но Абд аль-Карим-бий прогнал джунгарских послов. [ 4 ]
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Тёле-бий правил Ташкентом шесть лет – с 1743 по 1749 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Толе би» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 г. Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Жолдасбеков, Мырзатай. (2001). Элтутка: эль тарихынин︠г︡ аггили тулгалари . Койшыгара Салгараулы, Акселеу Сейдимбеков, Койшыгара. Салгараулы, Акселеу. Сейдимбеков. Астана: Прикоснитесь к пеплу. ISBN 9965-441-26-Х . OCLC 57169091 .
- ^ Jump up to: а б «Толе Би» . old.unesco.kz . Проверено 06 марта 2022 г.
- ^ Моисеев В.А., Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв.). Алма-Ата, 1991. с. 172-173