Ксавье Келлер
Игнасио Ксавье Келлер (11 ноября 1702 г. - август 1759 г.) был иезуитским миссионером в Мексике в Миссии Санта -Мария Суамка . Его обращение с лидером PIMA Луиса Оакпикагигуа было подстрекательным фактором в восстании PIMA 1751 года .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Келлер родился 11 ноября 1702 года в Оломуке , Моравия . [ 1 ] [ 2 ] Он присоединился к Обществу Иисуса 17 октября 1717 года. [ 2 ]
Отправленная в Америку в качестве миссионера, Келлер прибыл в Веракрус , Мексика 19 апреля 1731 года, вместе с коллегами по миссионерам Филиппам Сегессеру и Хуаном Баутистой Грахоффером . После восстановления с прихода к тайному , его сопровождал Хуан Баутиста де Анза в свою назначенную миссию, где Келлер оставался около года. [ 1 ] [ 3 ] В 1732 году он был переназначен дальше на север, в Миссии Санта -Мария Суамка, где он прибыл 20 апреля. [ 4 ]
Миссия Санта -Мария Суамка
[ редактировать ]Келлер оставался в Санта -Марии Суамке до конца своей жизни. Историк Кевин Старр , описывающий «хиппинги и заключение в акциях», с помощью которых иезуиты наказали туземцев, характеризует Келлера как «особенно сурого - и, следовательно, особенно ненавистных». [ 5 ] Сам Келлер описал свой опыт в миссии: [ 6 ]
Все, что я получил, были нецивилизованы и разбросаны индейцев. У меня были ветры, чтобы не дышать ни с чем больше для существования к существованию. У меня была открытая страна, в которой они могли спать, без прикрытия, кроме небес ... у моих неофитов не было волов, и они не знали, как плыть, до двух лет спустя, когда я приобрел четыре ... из -за отсутствия положений Я не смог продолжить строительство церкви, даже не дом. Таким образом, я выстоял в течение многих лет жить в хижине, как туземцы, поддерживая себя, поддерживая себя и их на милостыни, которые я собираюсь просить.
В 1736 и 1737 годах Келлер исследовал вдоль реки Гила , посещая местные деревни Пима по дороге. [ 7 ] Он крестил пятьдесят два коренных детей во время его посещений, назвав всех двадцати шести девочек Каталину и всех двадцати шести мальчиков Игнасио. [ 6 ] В конце концов, Келлер был вынужден повернуться назад из -за встреч с враждебными апачами . [ 1 ] Он снова попытался путешествие в 1745 году и снова был отталкин. [ 2 ]
Пима восстание
[ редактировать ]В 1751 году лидер Пимы Луис Оакпикагигуа посетил Санта -Марию Суамку вместе со своими двумя сыновьями и его союзником Луисом Батитуком . Согласно более поздним показаниям Оакпикагигуа, он дал Келлеру письмо от Диего Ортиса Парриллы и спросил его о местонахождении Сантьяго Руиса де Аэля . Келлер, который, возможно, был пьян в то время, осудил, угрожая, угрожая сжечь письмо, публично критикуя Оакпикагигуа за его испанский стиль одежды и оружия. Несмотря на попытки Оакпикагигуа соблюдать требования, Келлер становился все более разгневанным; Он назвал Oacpicagigua «женственным», «хорошим даром» и « собакой чичимека », и обвинил его в формировании союза с апачем. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Вскоре после этого Oacpicagigua возглавлял Pima Revolt 1751 года. Его условия для мира включали требование о том, чтобы Келлер был удален с его позиции, и он в конечном итоге не сдался, пока не сообщил, что Келлер будет отослан. [ 5 ] [ 11 ] После захвата и допроса Оакпикагигуа описал оскорбления Келлера как основную ускоряющую причину его восстания. [ 10 ] Его правая рука, Педро де ла Круз , также обвинил иезуитов, включая Келлера, в плохом обращении с коренными жителями: [ 6 ]
Я не причина восстания. Те, кто вызвал его, - это отцы Якобо Секлмайр , Игнасио Ксавье Келлер и Джозеф Гарручо , из -за тяжести, с которой они и их майордомо относятся к индейцам.
После восстания Келлер был вызван перед наместником в Мехико по обвинению в жестоком обращении с туземцами. [ 4 ] В конце пятилетнего расследования вице-король пришел к выводу, что восстание PIMA не может быть отнесено к действиям какого-либо одного человека, и Келлеру было разрешено вернуться к его посту. [ 11 ]
Позже жизнь
[ редактировать ]Записи с декабря 1753 года показывают, что Келлер крестил 28 индийских детей за один месяц. Эти дети были привезены к нему испанскими поселенцами; Поселенцы будут держать детей в качестве Ciados (слуг) или продавать их покупателям, таким как Хуан Томас де Бельдаррейн, капитан Presidio San Ignacio de Tubac . [ 12 ]
В 1756 году Келлер сопровождал Мигеля Герстнера и Франциско Хлавы в долину Сан -Педро в надежде создать там миссионерскую церковь, но три священника были отражены туземцами. [ 13 ]
Келлер умер в августе 1759 года. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Сегессер, Филипп (апрель 2014 г.). Миссионер иезуитов в Соноре восемнадцатого века: семейная переписка Филиппа Сегессера . Университет Нью -Мексико Пресс. п. xiv, xix, xxi. ISBN 978-0-8263-5424-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в Каттер, Дональд С.; Engstrand, Iris Wilson (1996). Поиск империи: испанское поселение на юго -западе . Fulcrum Pub. с. 149, 154, 155. ISBN 978-1-55591-230-7 .
- ^ Нью -Мексико Исторический обзор . Историческое общество Нью -Мексико и факультет истории, Школа американских исследований. 1928. С. 223–235 . Получено 11 февраля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Ламбертон, Кен (15 марта 2011 г.). Сухая река: истории жизни, смерти и искупления на Санта -Крус . Университет Аризоны Пресс. п. 55. ISBN 978-0-8165-2921-6 .
- ^ Jump up to: а беременный Старр, Кевин (14 октября 2016 г.). Континентальные амбиции: римские католики в Северной Америке: колониальный опыт . Игнация пресса. ISBN 978-1-68149-736-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Стоксель, Генриетта (15 сентября 2022 года). Спасение через рабство: апахи и священники Чирикахуа на испанской колониальной границе . Университет Нью -Мексико Пресс. с. 50, 57, 63, 76, 80, 163. ISBN 978-0-8263-4327-7 .
- ^ Миллер, Чар (1 ноября 2015 г.). Жидкие аргументы: пять столетий западного водного конфликта . Университет Аризоны Пресс. п. 31. ISBN 978-0-8165-3329-9 .
- ^ Эррера, Карлос Р. (14 января 2015 г.). Хуан Баутиста де Анза: губернатор короля в Нью -Мексико Университет Оклахома Пресс. П. 28. ISBN 978-0-8061-4963-9 .
- ^ Бесс, Дженнифер (1 апреля 2021 года). Где поют черные дрозды с красным крылом: Акимель О'Дам и циклы сельскохозяйственной трансформации в бассейне Феникса . Университетская пресса Колорадо. п. 48. ISBN 978-1-64642-105-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Мартинес, Игнасио (2014). «Парадокс дружбы: верность и предательство на границе Сонора» . Журнал юго -запада . 56 (2): 319–344. ISSN 0894-8410 . JSTOR 24394919 .
- ^ Jump up to: а беременный Посо, Чарльз Коррадино Ди (1956). Верхняя пима Сан -Кайетано -дель Тумакаккори: археогисторальная реконструкция Отама Альта Пимерии Фонд Америки. Стр. 62–6
- ^ Джейкоби, Карл (24 ноября 2009 г.). Тени на рассвете: резня в Апаче и насилие истории . Пингвин. ISBN 978-1-101-15951-4 .
- ^ Сеймур, Дени Дж. (21 декабря 2022 г.). Зеленая группа в пересеченной и горящей стенде: Sobaipuri O'odham Landscapes Университетская пресса Колорадо. П. 164. ISBN 978-1-64642-297-5 .