Камерный оркестр Карла Филиппа Эммануила Баха
Камерный оркестр Карла Филиппа Эммануила Баха | |
---|---|
Оркестр | |
Основан | 1969 |
Расформирован | 2014 |
Концертный зал | Концертхаус Берлина , Берлинская филармония |
главный водитель | Хартмут Хенхен |
Веб-сайт | Хэнхен |
Камерный оркестр Карла Филиппа Эммануила Баха (нем. Kammerorchester Carl Philipp Emanuel Bach ) — немецкий камерный оркестр , основанный в 1969 году в Берлине и посвященный музыке Карла Филиппа Эммануила Баха и его современников.
История
[ редактировать ]Камерный оркестр имени Карла Филиппа Эммануэля Баха был сформирован в 1969 году из членов Берлинской государственной капеллы композитором Жаном Куртом Форестом при поддержке генерального директора Государственной оперы Ганса Пишнера с целью исполнения современной музыки. Жана Курта Фореста на посту художественного руководителя сменил Дитер-Герхард Ворм.
В 1980 году, после первоначального сотрудничества с Хартмутом Хенхеном , а затем его назначения художественным руководителем, этот специализированный оркестр современной музыки изменил свой профиль, сосредоточившись на раннем классическом репертуаре, в частности на репертуаре композитора, в честь которого он был назван, и его современников. Причиной этого изменения стало государственное регулирование со стороны правительства Восточной Германии , которое оказывало влияние на то, какие современные произведения следует воспроизводить. Из этого опыта возникла идея поиска новых открытий в музыкальной истории Берлина и назначения Карла Филиппа Эммануила Баха , придворного клавесиниста Фридриха Великого покровителем ансамбля .
К 1980-м годам Карл Филипп Эммануил Бах , чья музыка принадлежала к авангарду XVIII века, был практически забыт. Обширные записи произведений К. П. Э. Баха, сделанные оркестром, многие из которых являются первыми, были отмечены многочисленными наградами. Камерный оркестр CPE Баха занимал особое место в музыкальной жизни Берлина как «эталон превосходного качества и безошибочного стиля» (Berliner Zeitung). Затем последовали гастроли и приглашения на фестивали, а камерный оркестр был гостем в Японии, Италии, Австрии (Зальцбургский фестиваль, Vienna Musikwochen), Нидерландах, Испании, Польше и Швейцарии, а также на важнейших музыкальных фестивалях Германии, таких как Бранденбургский музыкальный вечер, Дрезденский музыкальный фестиваль , Людвигсбургский Шлоссфестшпиле , Моцартфест в Вюрцбурге, Шлезвиг-Гольштейн Музыкальный фестиваль , Шветцингерский фестиваль и Фестиваль Мекленбург-Передняя Померания. Он выступал со всемирно известными солистами, в том числе с Дитрихом Фишером-Дискау. , Анн-Софи Муттер , Дебора Поласки , Святослав Рихтер , Кристина Шефер и Франк Петер Циммерманн , а также с Петером Шрайером в качестве певца и дирижера. Телевизионные постановки, радиопередачи и 62 компакт-диска и DVD подтверждают артистический уровень ансамбля.
Камерный оркестр постоянно расширял свой репертуар от барокко до классической, романтической и современной классики, посвящая себя как Рихарду Штраусу и Дмитрию Шостаковичу, так и Шуберту , Моцарту и, в частности, Йозефу Гайдну . Сердцем работы камерного оркестра, состоявшего из 25 музыкантов (струнных и духовых) ведущих оркестров Берлина и художественного руководителя, была созданная в 1984 году собственная концертная серия с пятью концертами в сезон в Зале камерной музыки. Берлинской филармонии и Большого зала Берлинского Концертхауса. В этой серии концертов впервые в наше время были исполнены многочисленные открытия, особенно произведения музыкальной традиции Берлина-Бранденбурга. Экономическая независимость этой серии была финансовой и организационной проблемой, которую оркестр преодолевал каждый год без государственного финансирования, поскольку все участники отказались от гонорара своим артистам. В 2014 году камерный оркестр оглянулся на 45 лет музыкальной и современной истории, чтобы отметить 34-летие сотрудничества с Хартмут Хенхен . 1 мая 2014 года оркестр был расформирован и прекратил концертную деятельность.
Стиль камерного оркестра
[ редактировать ]Под художественным руководством Хартмута Хенхена особое понимание музыки, музыкально-структурный анализ и виртуозность характеризовали успешные интерпретации ансамбля. «Оркестр играет на современных инструментах, не игнорируя современную историческую исполнительскую практику. В результате получаются необычайно интенсивные и живые исполнения, которые глубоко укоренены в партитуре, а не представляют собой не что иное, как поверхностное псевдоисторическое звучание» (FonoForum). Концерты и записи ансамбля отличались бдительностью и живостью, «тонкая градация агогических нюансов, точная оценка и умеренное использование тонального пространства, контролируемая выразительность» (Berliner Zeitung) делают их безошибочными. При подготовке партитур Хартмут Хенхен обратился к источнику знаний, состоящему из более чем 200 теоретических текстов XVI–XVIII веков. Однако это было сделано не для того, чтобы воссоздать «аутентичный» спектакль , который, как многие утверждают, не может существовать в современном исполнении, а для того, чтобы создать одну из многих возможных интерпретаций в соответствии со стилистическим пониманием. Чтобы придать смысл сегодняшней исторической композиции, интерпретации концентрировались на проблемах и утверждениях, которые можно отнести к сегодняшнему дню.
Дискография
[ редактировать ]Хронологический отбор, каталожные номера относятся к первому изданию компакт-диска.
- Записи под руководством Хартмута Хенхена
- Ранние классические валторнские концерты с Питером Даммом, 1981, BERLIN Classics 0032102BC
- Фридрих II: Симфонии и концерты для флейты с Манфредом Фридрихом, 1982, CAPRICCIO 10064, признанная пластинка месяца.
- Концерты для гобоя Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Ферлендиса и Франца Антона Рёсслера с Буркхардом Глетцнером, 1984, КАПРИЧИО 10 087
- К.Ф.Э. Бах: Берлинские симфонии , 1985, CAPRICCIO 10103, удостоен премии German Record Prize.
- К.Ф.Э. Бах: Концерты для флейты с Эккартом Хауптом , 1985, CAPRICCIO 10104 и CAPRICCIO 10105, удостоены премии German Record Prize.
- К.Ф.Э. Бах: Органные концерты с Роландом Мюнхом, 1985, CAPRICCIO 10135, удостоены премии German Record Prize.
- К.Ф.Э. Бах: Струнные симфонии Wq 182, 1985 CAPRICCIO 51 033, удостоены премии German Record Prize.
- К.Ф.Э. Бах: Четыре оркестровые симфонии , 1986, «КАПРИЧЧИО 10175» удостоен Немецкой премии Schallplattenpreis, лауреата премии журнала «Scala» как одна из 50 лучших записей 20 века.
- Вольфганг Амадей Моцарт: Концерты для флейты с Вернером Тастом, 1987, ETERNA 7 28 022CD
- Георг Фридрих Гендель: Арии с Йохеном Ковальским, 1987, ETERNA 3 29 099, удостоен премии German Record Prize.
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 26, 44 и 49 , 1988, BERLIN Classics 1013-2, компакт-диск 1993 года, Platenzaak от AVRO
- Кристоф Виллибальд Глюк: Орфей и Эвридика , 1988, CAPRICCIO 60008-2 , удостоен премии German Record Prize, номинация на премию «Граммофон».
- К.Ф.Э. Бах: Магнификат и две Берлинские симфонии с Венчеславой Грубой-Фрайбергер, Барбарой Борнеманн, Петером Шрайером, Олафом Бэром, 1988, BERLIN Classics 0110 011
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 43, 45 и 59 , 1989, БЕРЛИН Классикс 0110 014
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 31, 73 и 82 , 1989, BERLIN Classics BC 1028-2
- Вольфганг Амадей Моцарт: Концертная симфония KV 297b и Концерт для флейты и арфы с Вернером Тастом и Катариной Ханстедт, 1990, BERLIN Classics 0120 004
- Вольфганг Амадей Моцарт: Концертон и Концертная симфония KV 364 с Торстеном Розенбушем, Кристианом Тромплером и Эрихом Крюгером, 1990, BERLIN Classics 0120 003
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 48, 53 и 85 , 1990, БЕРЛИН Классикс 0110 024
- Карл Мария фон Вебер: Симфония №. 1 до мажор; Феликс Мендельсон Бартольди: Струнная симфония №. 10 си минор; Хьюго Вольф: Итальянская серенада; Рихард Вагнер: Зигфрид Идиллия , 1991, Sony Classical SK 53109
- Концерт при прусском дворе с Торстеном Розенбушем, Эрихом Крюгером, Кристианом Тромплером, Карлом-Хайнцем Шрётером, Кристиной Шорнсхайм , Клаусом Кирбахом, 1991, BERLIN Classics 1040-2
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 94, 103 и 60 , 1991, БЕРЛИН Классикс 1027-2
- К.Ф.Э. Бах: Симфония ре мажор ; Вольфганг Амадей Моцарт: «Маленькая ночная музыка»; Иоганн Себастьян Бах: Бранденбургский концерт № 3 ; Бенджамин Бриттен: Простая симфония; Георг Фридрих Гендель: Сюита «Музыка на воде» № 2, 1991, Sony Classical SK 4806.
- Джованни Перголези: «Stabat mater» с Деннисом Насебандом и Йохеном Ковальски, 1992, BERLIN Classics BC 1047-2
- Густав Малер – Аранжировки для струнного квартета : Людвиг ван Бетховен: Струнный квартет фа минор, соч. 95, Франц Шуберт: Струнный квартет ре минор D 810 «Смерть и дева», 1992, BERLIN Classics 0010642
- Итальянская и немецкая рождественская музыка , 1992, Sony Classical S2K 53266
- Музыка на воде : Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеманн, 1992, BERLIN Classics 1051-2
- Вольфганг Амадей Моцарт: Концертные арии с Кристианой Эльце , 1993, BERLIN Classics 0013252BC , награжден Deutsche Schallplattenpreis
- Йозеф Гайдн: Симфонии №№. 22, 55 и 64 , 1993 г., BERLIN Classics 0011092BC
- Вильгельм Фридеман Бах: Оркестровые произведения , 1993, BERLIN Classics B001FY2KVW
- Пьетро Локателли: Concerti Grossi Op 7 , 1994, BERLIN Classics 0011332BC.
- Иоганн Себастьян Бах: Кантаты 35, 169 и 49 с Йохеном Ковальским и Рафаэлем Альперманном, 1994, BERLIN Classics 0011322BC
- К.Ф. Э. Бах: «Последние страдания Искупителя» с Кристиной Шефер, Эллен Шуринг, Томасом Девальдом, Романом Трекелем и мадригалистами Галле, 1994, DVD: EuroArts 2060808
- Иоганн Христиан Бах: Симфония соль минор, соч. 6, нет. 6; Вольфганг Амадей Моцарт: Симфония №. 40 соль минор КВ 550 (1-я версия); Франц Шуберт: Симфония №. 5 си-бемоль мажор, 1995, SONY Classical SMK 93831
- Концерты для виолончели XVIII века К.Ф.Э. Бах (ля мажор), Никола Порпора (соль мажор), Йозеф Гайдн (№ 2 ре мажор) с Йенсом Петером Майнцем, 1996, PHILIPS 456015-2
- Иоганн Давид Хейнихен: «La Gara degli Dei» с Александрой Коку, Каролой Хён, Симоной Нольд, Катариной Каммерлохер, Каролой Хён, Аннетт Маркерт, Ральфом Эшригом, Олафом Бером, 2003, Berlin Classics 0300544BC
- Классические концерты для скрипки . Произведения В. А. Моцарта (Рондо до мажор KV 373, Концерт соль мажор KV 216), М. Гайдна (Концерт си-бемоль мажор), Ф. Шуберта (Рондо ля мажор D 438) с Байбой Скриде, 2004, Sony Classical 92939
- Вольфганг Амадей Моцарт: Дивертисмент ми-бемоль мажор KV 113, Концерт для фортепиано с оркестром ре минор , со Стефаном Владаром, Симфония №. 41 до мажор (Юпитер), 2005, DVD EuroArts 2055088
- Вольфганг Амадей Моцарт открывает шедевры : Симфония Юпитера с вступлением Хартмута Хенхена, 2006, DVD EuroArts 2056018
- К.Ф.Э. Бах: «Последние страдания Искупителя» с Кристиной Ландшамер , Кристианой Эльце, Анке Вондунг, Максимилианом Шмиттом, Романом Трекелем и RIAS-Kammerchor, 2014, BERLIN Classics 0300575BC
- Вольфганг Амадей Моцарт: Симфонии №№. 39, 40 и 41 декабря 2014 г., BERLIN Classics 0300587BC
- Записи под руководством Питера Шрайера
- Иоганн Себастьян Бах: Четыре оркестровые сюиты, 1986; ФИЛИПС
- Иоганн Себастьян Бах: Бранденбургские концерты, 1986, PHILIPS
- Иоганн Себастьян Бах: Магнификат, 1987, PHILIPS
- Иоганн Себастьян Бах: Месса, 1989, PHILIPS
- Иоганн Себастьян Бах: Кантаты 51, 82, 202 и 208 с Барбарой Хендрикс, 1990, EMI
- Вольфганг Амадей Моцарт: «Простое притворство», «Каирский гусь», 1991, PHILIPS
- Ранние классические концерты для флейты с Патриком Галлуа, 1992, Deutsche Grammophon
Книги
[ редактировать ]- Хартмут Хенхен «Верность произведению и интерпретации», Pfau-Verlag Saarbrücken 2013, 2-е издание 2015 г., Том 1 ISBN 978-3-89727-499-0 , группа 2 ISBN 978-3-89727-500-3 , в футляре. ISBN 978-3-89727-501-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Камерного оркестра Карла Филиппа Эммануила Баха
- Флаер Камерного оркестра Карла Филиппа Эммануила Баха
- Сайт художественного руководителя Хартмута Хенхена
- Прощальная симфония с Камерным оркестром Карла Филиппа Эммануила Баха
- Tagesspiegel Kultur, репортаж о фестивальном концерте Карла Филиппа Эммануила Баха
- Интервью с Хартмутом Хенхеном