Окада (мототакси)
Ан окада (также акаба , гоинг , инагаа) [1] ) — мототакси, широко используемое в Нигерии и других африканских странах. [2]
Мотоциклетные такси или окада также широко используются в некоторых других странах Западной Африки. [3] Включая Того ( олея ), Бенин ( земиджан ), Буркина-Фасо , Либерию ( фен-фен ), Гану. [4] и Сьерра-Леоне . [5]
Этимология
[ редактировать ]Коммерческие мотоциклы получили прозвище в честь Okada Air (ныне несуществующей нигерийской авиакомпании, названной в честь родного города ее владельца, вождя Габриэля Игбинедиона ), потому что они могли маневрировать в плотном потоке транспорта Лагоса и своевременно доставлять пассажиров к месту назначения, в так же, как и авиакомпания. Ироничный юмор названия авиакомпании, используемого для коммерческих мотоциклистов, а также знакомство местных жителей с Okada Air привело к тому, что прозвище okada пережило авиакомпанию, от которой оно произошло, о чем многие нигерийцы уже не помнят. В январе 2020 года слово «окада» было добавлено в январские обновления Оксфордского словаря английского языка вместе с 28 другими широко используемыми нигерийскими словами. [6]
История
[ редактировать ]Мотоциклетные такси в Нигерии использовались еще до прихода администрации Бабангиды : они были известны в штате Кросс-Ривер в 1970-х годах, в то время как ачаба или мототакси также присутствовали в некоторых частях Йолы. [ нужна ссылка ] и штат Гонгола (ныне штат Адамава ) в конце 1970-х годов и распространился на Лагос через группу лиц в районе местного самоуправления Агеге. [7] [3] Окада начала распространяться в 1980-х годах и стала более популярной в конце 1980-х годов после экономического спада в Нигерии, который был отчасти следствием принятия либеральной экономической политики в форме программы структурной перестройки в сочетании с быстрой урбанизацией, безработицей, и неадекватный внутригородской общественный транспорт. [3] Некоторые из преимуществ использования мототакси для внутригородских коммерческих перевозок заключаются в их доступности. [3] Они также могут легко перемещаться по узким дорогам, пересеченной местности и отдаленным районам, а также извиваться в оживленном городском движении, тем самым удовлетворяя неудовлетворенные транспортные потребности некоторых городских жителей. Безработная молодежь начала использовать мотоциклы, чтобы зарабатывать деньги, быстро доставляя пассажиров к порогу дома, иногда по узким или плохо обслуживаемым дорогам. [3] Этот вид транспорта быстро стал популярным, и его признание неуклонно росло. Окада в настоящее время являются одним из основных видов транспорта в Нигерии и представляют собой дешевую и адаптируемую транспортную систему, самую популярную неформальную транспортную систему в стране. Даже в отдаленные деревни они приезжают через определенные промежутки времени. Он стал средством передвижения, которым регулярно пользуются люди всех возрастов, как мужчины, так и женщины. К сожалению, рост использования окада сопровождается увеличением случаев рискованного вождения и несчастных случаев на дорогах Нигерии. В результате окада подверглись резкой критике, в результате чего было принято законодательство, призванное ограничить или запретить их работу в некоторых городах Нигерии, особенно в Лагосе . в 2012 году [8]
Нигерийское общество
[ редактировать ]Такси и автобусное сообщение в Нигерии неадекватны, широко распространены заторы и плохое состояние дорог. Окада используются в таких городах, как Лагос, бизнесменами, государственными служащими и студентами для преодоления пробок на дорогах и могут перемещаться по дорогам, недоступным для автомобилей и автобусов, особенно в деревнях и городских трущобах. Расцвету окада способствует их низкая закупочная цена для операторов и превосходная топливная экономичность, что особенно важно во время нехватки бензина в Нигерии.
Согласованные усилия были предприняты в некоторых городах Нигерии, таких как Абуджа, где действует полный запрет на участие в Лагосе. [9] [10]
Стоимость проезда в Окада обычно выше, чем в общественном транспорте. Поездка на окаде описана как туристами, так и местными пользователями как «уникальный опыт». [11]
Демография водителей и пассажиров
[ редактировать ]Исследование, проведенное в 1993 году в Йоле , городе среднего размера, который также является столицей северо-восточного штата Адамава , Нигерия, дает дополнительное представление о бизнесе окада. Исследование показало, что около 88% водителей окада были в возрасте от 18 до 30 лет, и только 47% получили какое-либо формальное образование. В ходе опроса также была получена информация от 106 пассажиров. Клиентами обычно были мужчины (65%); были молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет (57%); закончили как минимум среднюю школу (83%); были безработными, но находились на рынке труда (59%); и имели низкие и умеренные доходы (45%). Они ценили окада главным образом потому, что они были быстрыми и доступными. Причины, по которым клиенты их не любили, заключались в том, что они считали их небезопасными (об этом заявили 67% респондентов) и дорогими (заявили 43% респондентов). Опрос клиентов okada в Акуре также выявил обеспокоенность клиентов по поводу безопасности: 61% считают, что операторы ездят слишком быстро, а 31% считают, что они ездят слишком безрассудно. [11] Однако, имея мало вариантов транспорта, многие продолжают покровительствовать окадам, несмотря на то, что хорошо осознают связанные с этим значительные риски. [11]
В литературе
[ редактировать ]В своей книге о путешествиях « В поисках страны чудес » писательница Ноо Саро-Вива часто пользуется транспортом и наслаждается хаотичной организацией. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Влияние запрета Инаги на студентов» . thenationonlineng.com . The Nation (Лагос), четверг, 18 июня 2009 г. Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ Голд, Майкл; Рашбаум, Уильям К.; Слотник, Дэниел Э. (15 июля 2020 г.). «Убийство с расчленением технического директора выглядит как профессиональная работа » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июля 2020 г.
Мотоциклетные такси, называемые в Нигерии окада, уже давно популярны в Лагосе и многих других африканских городах как способ объехать пробки.
- ^ Jump up to: а б с д и Эзейбе, Нзеадибе, Али, Удеогу, Нванкво и Огбодо (2017 г.). «Работа на колесах: коллективная организация мототакси в городах Нигерии». Обзор планирования международного развития . 39 (3): 249–273. дои : 10.3828/idpr.2017.10 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Аннанг, Эванс (17 сентября 2020 г.). «Правительство АЭС никогда не узаконит окада в Гане, - доктор Баумия» . Пульс Гана . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Мбелла Муэль, Стефани Лаура (2014). Сложная причинно-следственная связь между транспортом и безопасностью человека: особое внимание городу Дуала, Камерун (Диссертация). ПроКвест 1625048725 .
- ^ Огойе, Джейн (21 января 2020 г.). « Окада», «Каннивуд» и еще 27 нигерийских слов добавлены в Оксфордские словари» . premiumtimesng.com/ — Новости Premium Times . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ Кумар, Аджай (апрель 2011 г.). «Понимание растущей роли мотоциклов в африканских городах: взгляд на политическую экономию». hdl : 10986/17804 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Оловосагба, Бамиделе (24 августа 2014 г.). «Смогут ли власти Лагоса отменить ограничение Окада?» . Naij.com — Новости Нигерии . Проверено 15 февраля 2016 г. .
- ^ Одумуива, Фисайо (18 февраля 2020 г.). «CAN поддерживает запрет окада в Лагосе» . ПУНШ НИГЕРИЯ . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Элвин Терхайл, Элвин Терхайл (6 марта 2024 г.). «ОТЧЕТЫ АБУДЖИ: FCTA усиливает репрессии против Окада, чтобы повысить безопасность в Абудже» . Городской журнал Абуджи . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Серверо, Р.: «Неофициальный транспорт в развивающемся мире», 2005 г.
- ^ «В поисках страны чудес: путешествия по Нигерии, автор Ноо Саро-Вива» . Независимый . 16 февраля 2012 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Солагберу и др., 2006, Травмы на мотоциклах в развивающейся стране и уязвимость водителей, пассажиров и пешеходов, Журнал предотвращения травм.
- Даан Бикерс, 2008 г., Стипендии мотоциклистов: безопасность, солидарность и субъективность среди водителей окады, глава 4 книги «Дети «Падшего дома»: жизнь и средства к существованию молодежи в Нигерии». Магистерская диссертация. Оксфорд. [1]
- Информационный бюллетень ВОЗ по безопасности дорожного движения, 2004 г. «Безопасность дорожного движения – это не случайность».
- Министерство транспорта Великобритании, 2004 г., Углубленное исследование аварий на мотоциклах.
- Национальное управление безопасности дорожного движения США, 2001 г., ДТП с участием одного мотоцикла со смертельным исходом.
- Национальная служба технической информации США, 1981, Факторы причин аварий на мотоциклах и определение мер противодействия ( Отчет о травмах ).