Jump to content

Окада (мототакси)

Ачаба в Кано, Нигерия

Ан окада (также акаба , гоинг , инагаа) [1] ) — мототакси, широко используемое в Нигерии и других африканских странах. [2]

Мотоциклетные такси или окада также широко используются в некоторых других странах Западной Африки. [3] Включая Того ( олея ), Бенин ( земиджан ), Буркина-Фасо , Либерию ( фен-фен ), Гану. [4] и Сьерра-Леоне . [5]

Этимология

[ редактировать ]

Коммерческие мотоциклы получили прозвище в честь Okada Air (ныне несуществующей нигерийской авиакомпании, названной в честь родного города ее владельца, вождя Габриэля Игбинедиона ), потому что они могли маневрировать в плотном потоке транспорта Лагоса и своевременно доставлять пассажиров к месту назначения, в так же, как и авиакомпания. Ироничный юмор названия авиакомпании, используемого для коммерческих мотоциклистов, а также знакомство местных жителей с Okada Air привело к тому, что прозвище okada пережило авиакомпанию, от которой оно произошло, о чем многие нигерийцы уже не помнят. В январе 2020 года слово «окада» было добавлено в январские обновления Оксфордского словаря английского языка вместе с 28 другими широко используемыми нигерийскими словами. [6]

Мотоциклетные такси в Нигерии использовались еще до прихода администрации Бабангиды : они были известны в штате Кросс-Ривер в 1970-х годах, в то время как ачаба или мототакси также присутствовали в некоторых частях Йолы. [ нужна ссылка ] и штат Гонгола (ныне штат Адамава ) в конце 1970-х годов и распространился на Лагос через группу лиц в районе местного самоуправления Агеге. [7] [3] Окада начала распространяться в 1980-х годах и стала более популярной в конце 1980-х годов после экономического спада в Нигерии, который был отчасти следствием принятия либеральной экономической политики в форме программы структурной перестройки в сочетании с быстрой урбанизацией, безработицей, и неадекватный внутригородской общественный транспорт. [3] Некоторые из преимуществ использования мототакси для внутригородских коммерческих перевозок заключаются в их доступности. [3] Они также могут легко перемещаться по узким дорогам, пересеченной местности и отдаленным районам, а также извиваться в оживленном городском движении, тем самым удовлетворяя неудовлетворенные транспортные потребности некоторых городских жителей. Безработная молодежь начала использовать мотоциклы, чтобы зарабатывать деньги, быстро доставляя пассажиров к порогу дома, иногда по узким или плохо обслуживаемым дорогам. [3] Этот вид транспорта быстро стал популярным, и его признание неуклонно росло. Окада в настоящее время являются одним из основных видов транспорта в Нигерии и представляют собой дешевую и адаптируемую транспортную систему, самую популярную неформальную транспортную систему в стране. Даже в отдаленные деревни они приезжают через определенные промежутки времени. Он стал средством передвижения, которым регулярно пользуются люди всех возрастов, как мужчины, так и женщины. К сожалению, рост использования окада сопровождается увеличением случаев рискованного вождения и несчастных случаев на дорогах Нигерии. В результате окада подверглись резкой критике, в результате чего было принято законодательство, призванное ограничить или запретить их работу в некоторых городах Нигерии, особенно в Лагосе . в 2012 году [8]

Нигерийское общество

[ редактировать ]
Окадас в Кано, Нигерия

Такси и автобусное сообщение в Нигерии неадекватны, широко распространены заторы и плохое состояние дорог. Окада используются в таких городах, как Лагос, бизнесменами, государственными служащими и студентами для преодоления пробок на дорогах и могут перемещаться по дорогам, недоступным для автомобилей и автобусов, особенно в деревнях и городских трущобах. Расцвету окада способствует их низкая закупочная цена для операторов и превосходная топливная экономичность, что особенно важно во время нехватки бензина в Нигерии.

Согласованные усилия были предприняты в некоторых городах Нигерии, таких как Абуджа, где действует полный запрет на участие в Лагосе. [9] [10]

Стоимость проезда в Окада обычно выше, чем в общественном транспорте. Поездка на окаде описана как туристами, так и местными пользователями как «уникальный опыт». [11]

Демография водителей и пассажиров

[ редактировать ]
Окадас в Лагосе, Нигерия

Исследование, проведенное в 1993 году в Йоле , городе среднего размера, который также является столицей северо-восточного штата Адамава , Нигерия, дает дополнительное представление о бизнесе окада. Исследование показало, что около 88% водителей окада были в возрасте от 18 до 30 лет, и только 47% получили какое-либо формальное образование. В ходе опроса также была получена информация от 106 пассажиров. Клиентами обычно были мужчины (65%); были молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет (57%); закончили как минимум среднюю школу (83%); были безработными, но находились на рынке труда (59%); и имели низкие и умеренные доходы (45%). Они ценили окада главным образом потому, что они были быстрыми и доступными. Причины, по которым клиенты их не любили, заключались в том, что они считали их небезопасными (об этом заявили 67% респондентов) и дорогими (заявили 43% респондентов). Опрос клиентов okada в Акуре также выявил обеспокоенность клиентов по поводу безопасности: 61% считают, что операторы ездят слишком быстро, а 31% считают, что они ездят слишком безрассудно. [11] Однако, имея мало вариантов транспорта, многие продолжают покровительствовать окадам, несмотря на то, что хорошо осознают связанные с этим значительные риски. [11]

В литературе

[ редактировать ]

В своей книге о путешествиях « В поисках страны чудес » писательница Ноо Саро-Вива часто пользуется транспортом и наслаждается хаотичной организацией. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Влияние запрета Инаги на студентов» . thenationonlineng.com . The Nation (Лагос), четверг, 18 июня 2009 г. Проверено 27 декабря 2009 г.
  2. ^ Голд, Майкл; Рашбаум, Уильям К.; Слотник, Дэниел Э. (15 июля 2020 г.). «Убийство с расчленением технического директора выглядит как профессиональная работа » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июля 2020 г. Мотоциклетные такси, называемые в Нигерии окада, уже давно популярны в Лагосе и многих других африканских городах как способ объехать пробки.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Эзейбе, Нзеадибе, Али, Удеогу, Нванкво и Огбодо (2017 г.). «Работа на колесах: коллективная организация мототакси в городах Нигерии». Обзор планирования международного развития . 39 (3): 249–273. дои : 10.3828/idpr.2017.10 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Аннанг, Эванс (17 сентября 2020 г.). «Правительство АЭС никогда не узаконит окада в Гане, - доктор Баумия» . Пульс Гана . Проверено 17 сентября 2020 г.
  5. ^ Мбелла Муэль, Стефани Лаура (2014). Сложная причинно-следственная связь между транспортом и безопасностью человека: особое внимание городу Дуала, Камерун (Диссертация). ПроКвест   1625048725 .
  6. ^ Огойе, Джейн (21 января 2020 г.). « Окада», «Каннивуд» и еще 27 нигерийских слов добавлены в Оксфордские словари» . premiumtimesng.com/ — Новости Premium Times . Проверено 15 февраля 2020 г.
  7. ^ Кумар, Аджай (апрель 2011 г.). «Понимание растущей роли мотоциклов в африканских городах: взгляд на политическую экономию». hdl : 10986/17804 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Оловосагба, Бамиделе (24 августа 2014 г.). «Смогут ли власти Лагоса отменить ограничение Окада?» . Naij.com — Новости Нигерии . Проверено 15 февраля 2016 г. .
  9. ^ Одумуива, Фисайо (18 февраля 2020 г.). «CAN поддерживает запрет окада в Лагосе» . ПУНШ НИГЕРИЯ . Проверено 22 мая 2024 г.
  10. ^ Элвин Терхайл, Элвин Терхайл (6 марта 2024 г.). «ОТЧЕТЫ АБУДЖИ: FCTA усиливает репрессии против Окада, чтобы повысить безопасность в Абудже» . Городской журнал Абуджи . Проверено 24 мая 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Серверо, Р.: «Неофициальный транспорт в развивающемся мире», 2005 г.
  12. ^ «В поисках страны чудес: путешествия по Нигерии, автор Ноо Саро-Вива» . Независимый . 16 февраля 2012 года . Проверено 1 апреля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Солагберу и др., 2006, Травмы на мотоциклах в развивающейся стране и уязвимость водителей, пассажиров и пешеходов, Журнал предотвращения травм.
  • Даан Бикерс, 2008 г., Стипендии мотоциклистов: безопасность, солидарность и субъективность среди водителей окады, глава 4 книги «Дети «Падшего дома»: жизнь и средства к существованию молодежи в Нигерии». Магистерская диссертация. Оксфорд. [1]
  • Информационный бюллетень ВОЗ по безопасности дорожного движения, 2004 г. «Безопасность дорожного движения – это не случайность».
  • Министерство транспорта Великобритании, 2004 г., Углубленное исследование аварий на мотоциклах.
  • Национальное управление безопасности дорожного движения США, 2001 г., ДТП с участием одного мотоцикла со смертельным исходом.
  • Национальная служба технической информации США, 1981, Факторы причин аварий на мотоциклах и определение мер противодействия ( Отчет о травмах ).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76eba31368a91bd86480aeb7a4565369__1716519540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/69/76eba31368a91bd86480aeb7a4565369.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Okada (motorcycle taxi) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)