Дэвид Жак Уэй

Дэвид Жак Уэй (1918–1994) был американским мастером клавесинов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уэй родился в Элк-Крик, штат Небраска, и получил образование в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где он всю жизнь интересовался графическим дизайном и типографикой. Его первым коммерческим предприятием было создание в 1938 году Grafix Press в соседнем озере Иден вместе со студентом колледжа Блэк-Маунтин Эмилем Виллимцем. Покинув колледж, он начал свою трудовую деятельность в качестве печатника и издателя изобразительного искусства. В 1953 году он вступил в партнерство с графическим дизайнером Бертрамом Л. Кларком, чтобы основать Clarke & Way, консолидировав сотрудничество, которое началось четырьмя годами ранее с работы над производством двенадцатитомного каталога коллекции Фрика .
Производитель клавесина
[ редактировать ]Путь к игре на клавесине пришел сравнительно поздно. После создания установки для клавесина Вольфгангом Цукерманом в конце 1960-х Уэй написал «Приложение — Создатель набора для клавесина» для книги Цукермана «Современный клавесин» , которая была опубликована в 1969 году собственной компанией Уэя, October House Inc. Вскоре после этого, чтобы покинуть Соединенные Штаты, Уэй почувствовал перемену в карьере, купил компанию Zuckermann Harpsichords Inc. и перенес ее помещение из От Нью-Йорка до исторической приморской деревни Стонингтон, штат Коннектикут .
Начав разработку новых конструкций клавесинов, основанных на более исторических принципах конструкции, Уэй посетил европейские музеи и нанял Уильяма Хаймана — одного из самых уважаемых американских производителей клавесинов, упомянутых в книге Цукермана, — в качестве консультанта и преподавателя. Быстрое развитие исторического клавесина в этом десятилетии было вызвано популярностью набора для клавесина, производимого несколькими компаниями, включая Zuckermann и базирующуюся в Бостоне Hubbard Harpsichords Inc.
В течение 1970-х годов Уэй постепенно отказался от более обычных современных материалов: фанеры, твердой стальной проволоки и настроек для цитры. В то время Стонингтон был мастерской по изготовлению прототипов и изготовлению нестандартных инструментов, а комплекты Цукермана массово производились на заводе в Филадельфии. Когда Уильям Хайман неожиданно умер в 1976 году, Уэю было предъявлено обвинение в посмертном выполнении нескольких невыполненных заказов с помощью последнего ученика Хаймана Джона Беннета, который оставался в Стонингтоне, чтобы руководить более дюжиной рабочих в качестве бригадира до 1990 года.
Уэй создал обширную сеть местных и международных агентов, которые поддерживали связь с музыкантами и распространяли инструменты и комплекты по всему миру. В 1983 году Стонингтон взял на себя постоянное производство небольших партий комплектов Zuckermann, продолжая при этом комплектовать инструменты, изготовленные по индивидуальному заказу, подписанные D. Jacques Way . В конце 1980-х он официально оформил свое трансатлантическое партнерство с французским производителем клавесинов Марком Дюкорне, после чего многие инструменты были подписаны D. Jacques Way и Marc Ducornet .
Он умер от сердечного приступа в своей мастерской 4 февраля 1994 года.
Философия
[ редактировать ]Уэй не пытался делать точные копии старых инструментов, а учился у исторических мастеров:
Мы не делали никаких «точных копий» конкретных старинных инструментов — это кажется нам тупиком, ведущим к «поддельному антиквариату», бесполезным имитациям. [...] Мы не можем обнаружить, чтобы кто-либо из старых мастеров когда-либо копировал кого-либо, даже себя. Однако они учились друг у друга и брали все ценное, что могли приобрести, — и, сделав это своим, они выплатили все долги. [...] Мы предпочли бы скопировать самую центральную идею всех честных строителей, древних и современных: используя доступные материалы, а также все знания, чувствительность, исследования и осведомленность, которые мы можем собрать, создавать музыкальные инструменты, для звука и действия которых мы берем на себя полную ответственность.
Будучи мастером-изготовителем инструментов, он всегда совершенствовал свое мастерство и уделял особое внимание звучанию своих инструментов:
Не существует «секретов» изготовления прекрасного инструмента, но есть степень понимания. [...] Вы должны понимать музыку, традицию, в которой работаете, материалы, и вы должны уметь слышать и запоминать инструментальное звучание, думать в терминах звука так, как композитор думает о гармонии и контрапункте. [...] Вам необходим тесный контакт с лучшими профессиональными музыкантами (без максимального количества драйверов для тестирования машины вы не сможете создать максимальную машину). Вам нужен доступ к лучшим материалам — вы не можете сделать хороший инструмент из пиломатериалов, купленных на местном складе пиломатериалов, или из проволоки, купленной в хозяйственном магазине. Вы должны изготовить достаточно инструментов, чтобы иметь возможность сравнивать, учиться и запоминать; один человек, работающий в одиночку, не может научиться этому ремеслу за одну жизнь.
Наследие
[ редактировать ]Клавесины Дэвида Уэя по-прежнему регулярно используются во многих учебных заведениях и оркестрах по всему миру, и на них играют многие ведущие клавесинисты, включая Тревора Пиннока (который сказал о своем инструменте: «Он создан по образцу Хемша , но звук полностью соответствует Дэвиду Уэю»). ). Среди производителей клавесинов, наставником которых был Дэвид Уэй, были Кэри Биб , Марк Дюкорне, Ф. Джейкоб Кэзер, Кевин Фрайер, Эдвард Коттик , Джеральд Селф и Кевин Спиндлер. Некоторые из дизайнов Уэя до сих пор производятся компанией Zuckermann Harpsichords International, которая продолжает работать и сегодня под руководством Ричарда Обера. Наследие Уэя также является его поддержкой тысяч музыкантов-любителей и людей из всех слоев общества, которые открыли для себя клавесин, создав свой собственный инструмент из установки Цукермана.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кософски, Скотт-Мартин (май 1994 г.). «Дэвид Жак Уэй, мастер клавесина, 1918-94». Ранняя музыка . 22 (2): 363–364. дои : 10.1093/earlyj/xxii.2.363 . JSTOR 3128157 .
- «Дэвид Уэй, печатник и музыковед, 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . 10 февраля 1994 г. с. Позднее издание – окончательное, раздел B, страница 10, столбец 6.
- Харрис, Мэри Эмма (2002). Искусство в колледже Блэк-Маунтин . Массачусетский технологический институт Пресс . ISBN 978-0-262-58212-4 .
- Цукерманн, Вольфганг (1969). Современный клавесин . Октябрьский дом Inc. ISBN 0-7206-0101-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] Дэвид Жак Уэй о строительстве клавесинов и связанных с этим вопросах - на веб-сайте Zuckermann Harpsichords International.
- [2] «Откровенный разговор о забавных клавесинах» — эссе Дэвида Жака Уэя, 1982 год.
- [3] Архивировано 14 июня 2007 г. в Wayback Machine, посвящение Дэвиду Уэю, автор: Марк Дюкорне.