Николай Мотовилов

Nikolay Aleksandrovich Motovilov (Russian: Николай Александрович Мотовилов ; 3 May 1809 – 14 January 1879) [1] был русским помещиком, [1] Мировой судья , [1] бизнесмен [2] и Юродивый ради Христа . [3] Он прежде всего известен как первый биограф преподобного Серафима Саровского . В русской православной традиции его часто называют Слугой Серафиму и Богородице. [3]
Мотовилов родился в Симбирске в дворянской семье, окончил Казанский университет . Согласно его записям, однажды он пытался покончить жизнь самоубийством, утонув в Чёрном озере недалеко от Казани , но был остановлен явлением Богородицы , которая, как он утверждал, вела его на протяжении всей оставшейся жизни. [1] Мотовилов познакомился со преподобным Серафимом Саровским и стал одним из его учеников.

Мотовилов записал многие свои беседы со преподобным Серафимом, в том числе свою любимую — « Беседу Серафима о цели христианской жизни», произошедшую в ноябре 1831 года в лесу близ Сарова . Это событие было изображено на нескольких различных иконах преподобного Серафима и считается одним из важнейших духовных сокровищ современного православия.
В 1827 году Мотовилов приступил к государственной работе в Симбирске. Там у него произошел конфликт с масонами , и в 1832 году он был арестован и заключен в тюрьму по сфабрикованным обвинениям. Позже Мотовилов утверждал, что эти обвинения были сфабрикованы его врагами-масонами, в том числе Алексеем Петровичем Ермоловым . [1] В 1833 году Мотовилов был освобожден из тюрьмы по приказу царя Николая I. [4] но после этого потерял все шансы на работу в правительстве. [1]
В 1840 году Мотовилов женился на Елене Ивановне Мелюковой, племяннице ученицы преподобного Серафима, схимонахини Марфы, и поселился в своем имении под Симбирском. [5] Здесь он неустанно трудился над прославлением имени Серафима, скончавшегося в 1833 году. Мотовилов писал многочисленные письма выдающимся лицам, в том числе и самому императору, стремясь продемонстрировать глубину пророческого дара и философии Серафима. Он также организовал крупные коммерческие предприятия, такие как Свято-Преображенский банк, содействуя миграции «миллионов крестьян» из Центральной России в Сибирь . [2] Доходы от своих предприятий Мотовилов потратил на Серафимо-Дивеевский монастырь . Получив прозвище Кормилец Дивеевского монастыря (Питатель Дивеевского Монастыря), [1] Мотовилов все чаще вел себя как юродивый , соседи считали его душевнобольным. [1] Он умер в 1879 году и был похоронен в Серафимо-Дивеевском монастыре.
Серафим Саровский, имя которого Мотовилов так старался донести до российской общественности, был канонизирован в 1903 году. Он остается одним из самых любимых святых современной Православной Церкви.
Рукописи Мотовилова большей частью остались неопубликованными и в беспорядке хранились в корзинах на чердаке его дома. В 1903 году вдова Мотовилова передала корзины с рукописями, уже наполненные перьями и куриным пометом, религиозному писателю Сергею Нилусу . В конце концов Нилус нашел способ расшифровать материалы и опубликовал их. [5] Материалы Мотовилова стали основным источником для биографии и учения преподобного Серафима, учения святителя Антония Воронежского , основателя Серафимо-Дивеевского монастыря , и монахини Александры Дивеевской. [1] [6] Сочинения Мотовилова также сильно повлияли на творчество Нилуса .
В одной из книг Нилуса «На берегах реки Божией» мы находим необыкновеннейшее предсказание Серафима Саровского, донесенное до нас Николаем Мотовиловым. Оно известно как «Великая тайна Дивеева». Там сказано, что преп. Серафиму предстояло быть взятым на небо раньше положенного срока, чтобы позже быть воскрешенным Богом во времена величайшего пренебрежения христианской верой. После своего воскресения он начнет всемирную проповедь покаяния. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Vladimir Melnik Servant to Seraphim Dukhovny Sobesednik 2(46),2006 (in Russian)
- ^ Jump up to: а б Николай Мотовилов как идеал российского бизнесмена игумена Петра Пигала (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Птенцы Серафимова гнезда: Мотовилов и Мансуров рецензия на книгу Владимира Мельника
- ↑ Письмо Мотовилова Николаю I (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Ревнитель веры православной by Viktor Trostnikov
- ^ Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Леонида Чичагова (архимандрита Серафима), СПБ, 1903.
Материалы Мотовилова стали основным источником для биографии и учения преподобного Серафима, учения преподобного Антония Воронежского, основателя Серафимо-Дивеевского монастыря, и монахини Александры Дивеевской. Сочинения Мотовилова также сильно повлияли на творчество Нилуса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Письмо Мотовилова Николаю I (на русском языке)
- Беседа преподобного Серафима и Николая Мотовилова в лесу близ Сарова , 1831 год (на русском языке)
- Беседа о преп. Серафиме и Николае Мотовилове на английском языке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Nikloay Motovilov Беседа Преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни, Фонд "Христианская жизнь", 2001
- Записки Николая Александровича Мотовилова; Отчий Дом, 2005