Энеолитический храм Эйн-Геди
![]() Энеолитический храм над источником и современный кибуц Эйн-Геди | |
Расположение | Израиль |
---|---|
Координаты | 31 ° 28'05 "N 35 ° 23'21" E / 31,467956 ° N 35,38922 ° E |
Тип | Храм |
История | |
Материал | Камень |
Периоды | энеолит |
Культуры | Гасулиан |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1957, 1962, 1964 [ 1 ] |
Археологи | Йоханан Ахарони Йосеф Наве Бенджамин Мазар |
Состояние | частично восстановлен |
Управление | Управление природы и парков Израиля |
Публичный доступ | да |

Энеолитический храм Эйн-Геди — это гассульское общественное здание, построенное примерно в 3500 году до нашей эры. Он расположен на уступе над оазисом Эйн-Геди , на западном берегу Мертвого моря , на территории современного Израиля . Археолог Дэвид Усишкин описал это место как «монументальное здание с точки зрения современной архитектуры». [ 2 ]
Открытие и раскопки
[ редактировать ]Храм был обнаружен в 1956 году Йохананом Ахарони во время археологических исследований региона Эйн-Геди. В следующем году Йосеф Наве провел пробные раскопки, обнаружив кости животных, кремневые отщепы, ракушки и осколки, что позволило определить это место как общественное здание халколита-гассулского периода, возможно, святилище. Систематическое исследование храма началось в 1962 году под руководством Бенджамина Мазара , часть раскопок Эйн-Геди проводилась Еврейским университетом Иерусалима и Израильским исследовательским обществом . [ 1 ] На этом месте не было обнаружено ни домашней утвари, ни остатков жилищ, а его характер и план напоминают святилище эпохи энеолита, найденное в слое XIX в Мегиддо , что подтверждает его идентификацию как храм. [ 3 ]
Планировка и выводы
[ редактировать ]В ходе раскопок на месте храма был обнаружен комплекс, состоящий из главного здания на севере, меньшего по размеру на востоке и небольшого круглого сооружения диаметром 3 метра (9,8 фута), вероятно, служащего какой-то культовой цели, в центре. . Весь комплекс был обнесен сохранившимися на значительной высоте каменными стенами, связывавшими здания в одно прямоугольное целое. В южной стене стояла сторожка, ведущая к источнику Эйн-Геди, а ворота поменьше в северной стене, рядом с небольшим зданием, вели к другому источнику в долине Нахаль Давид . [ 3 ] Достигая стен скалы с трех сторон, кажется, что храм был адаптирован к топографии. [ 4 ]
Главное здание представляло собой широкий дом размером 20 метров (66 футов) на 5,5 метров (18 футов), то есть вход в него имелся в одной из длинных стен, в данном случае в южной стене. Напротив входа стояла ниша в форме копыта, окруженная каменным забором. Внутри были найдены кости животных, черепки , скопление пепла и глиняная статуэтка быка (или барана). [ 5 ] ) нагруженный парой маслобойок . Это указывает на то, что ниша служила алтарем. Круглый кусок белого кристаллического известняка , найденный в задней части алтаря, возможно, служил основанием для статуи божества. Вдоль обеих длинных стен стояли каменные скамейки, а вдоль коротких стен экскаваторы обнаружили группы небольших углублений, углубленных в пол. В них были обнаружены остатки обгоревших костей, рогов, керамики и большое количество пепла. [ 3 ] Кусок крашеной штукатурки указывает на то, что стены, возможно, даже были расписаны и украшены. [ 2 ] [ 4 ] как и те, что были найдены на месте гассульского типа в Телеилат-эль-Гассуле . [ 1 ]
Меньшее здание в восточном конце ограждения также представляет собой дом размером 7,5 метра (25 футов) на 4,5 метра (15 футов). Выяснилось, что пол в нем покрыт светлой штукатуркой, а вдоль фасада установлена каменная скамейка. Возможно, он служил жрецам храма, храня их облачения и ритуальную утварь. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
В сторожке имелся внутренний и внешний вход, а в надвратной камере стояла каменная скамейка высотой около девяти-двенадцати дюймов (23-30 см). [ 4 ]
Круглая инсталляция стоит в самой высокой точке двора и представляет собой круглую чашу диаметром 16 дюймов (41 см) и глубиной около 1 фута (30 см). В каменной стене между меньшим зданием и небольшими воротами экскаваторы обнаружили выход канала, который, судя по всему, использовался для отвода жидкостей, вероятно, воды, из сооружения. В инсталляции также был найден фрагмент цилиндрического алебастрового сосуда, древнейшего образца алебастра в Палестине. Импортированный из Египта, он свидетельствует о культурных связях между гассулийской культурой и додинастическим Египтом . [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]Расположение храма между двумя источниками, ориентация ворот и круглая структура внутреннего двора указывают на культовую природу храма, по-видимому, связанного с водой. [ 4 ] Найденная на стоянке керамика представлена почти исключительно четырьмя типами: чаши на окончатых постаментах, небольшие чаши, корнеты и фигурки животных. Это ограниченное разнообразие может отражать его культовое значение — чаши на окончатых пьедесталах также были найдены в энеолитическом храме в Мегиддо. [ 1 ]
В храмовом комплексе нет следов строительства или ремонта на разных этапах, что указывает на то, что он принадлежит одному ограниченному периоду времени. Все находки керамики на этом месте относят ее к позднегассулийскому этапу и имеют параллели с керамикой, найденной на других памятниках энеолита в этом регионе. [ 3 ] Из-за отсутствия жилищ и небольшого количества остатков эпохи Кальхолита в непосредственной близости это место, по-видимому, служило центром паломничества, обслуживающего широкий регион. [ 4 ] При раскопках в близлежащей пещере Моринага была обнаружена домашняя керамика эпохи энеолита, в том числе чаши, кувшины для хранения, корнеты и чаши, что привело археолога Ханана Эшеля к выводу, что в пещере жили храмовые священники. [ 2 ]
На этом месте нет никаких признаков преднамеренного разрушения. Судя по всему, он был заброшен, а культовая мебель унесена священниками. [ 3 ] Другие гассулийские поселения также имеют признаки заброшенности, и храм может представлять собой последний этап гассулийского поселения. [ 1 ] Давид Усишкин предположил, что клад Нахаль Мишмар , обнаруженный в 7 милях (11 км) к югу от Эйн-Геди в 1961 году Пессой Бар-Адоном , на самом деле был культовыми объектами храма. Клад, содержащий 429 предметов, 416 из которых представляют собой медные предметы, включая наконечники булав, скипетры и небольшие короны, представляет собой «уникальную коллекцию оборудования для использования в гассульском ритуале» и, должно быть, использовался в центральном святилище. [ 4 ] Возможно, он был спрятан в Нахаль Мишмаре из-за какого-то бедствия или приближающейся опасности и никогда не будет найден. [ 2 ] [ 4 ] Тем не менее, не существует ни одной находки, которая напрямую связывала бы клад с храмом Эйн-Геди. Бар-Адон предположил, что некоторые фрагментарные руины возле пещеры, где был найден клад, могли быть аналогичным культовым местом и возможным альтернативным источником. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Усышкин (1980)
- ^ Jump up to: а б с д и Шанкс (2008)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мазар (1993)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Усышкин (1971)
- ↑ Сосуд в форме барана с парой маслобойок , Музей Израиля, Иерусалим. По состоянию на 24 марта 2024 г.
- ^ Мури (1988)
Библиография
[ редактировать ]- Мазар, Бенджамин (1993). «Эн-Геди — энеолитическая ограда». В Штерне, Ефрем (ред.). Энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле . Том. 2. Иерусалим, Израиль: Израильское исследовательское общество, Хартия. п. 405. ИСБН 965-220-211-8 .
- Мури, PRS (октябрь 1988 г.). «Энеолитовый клад из Нахаль Мишмара, Израиль, в контексте». Мировая археология . 20 (2). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 171–189. дои : 10.1080/00438243.1988.9980066 .
- Шанкс, Гершель (май – июнь 2008 г.). «Археологические богатства Эйн-Геди». Обзор библейской археологии . 34 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Общество библейской археологии: 58–68.
- Усишкин, Давид (1971). «Хасулианский храм в Эйн-Геди и происхождение клада из Нахаль Мишмара». Библейский археолог . 34 (1). Американские школы восточных исследований: 23–39. дои : 10.2307/3210951 . JSTOR 3210951 .
- Усишкин, Давид (1980). «Гасулийский храм в Эн-Геди». Тель-Авив . 7 (1–2): 1–44. дои : 10.1179/033443580788441071 . ISSN 0334-4355 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]