Падишах Хатун
Падишах Хатун | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() рисунок Падишаха Хатун 1956 года. | |||||
Правитель Кермана | |||||
Царствование | 1292 – 1295 | ||||
Предшественник | Суюргатмиш | ||||
Преемник | Курдуджин хатун | ||||
Рожденный | 1256 Керман | ||||
Умер | Июнь 1295 г. (38–39 лет) Кушк Сар , Ильханат | ||||
Похороны | Мавзолей Губба-и Сабз, Керман | ||||
Супруг | Абака Хан Gaykhatu | ||||
| |||||
Отец | Кутб ад-Дин Мохаммад | ||||
Мать | Кутлуг Тюркан |
Сафват ад-Дин Хатун (1256–1295, персидский : صفوت الدنیا خاتون ), также известный как Падишах Хатун ( персидский : پادشاه خاتون ), была правительницей Кирмана с 1292 по 1295 год как член Кутлуг-Ханида. династия в Персии поэт на персидском языке [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Она родилась в 1256 году и была младшей дочерью Кутб ад-Дина (ум. 1257) и Кутлу Тюркана из Кирмана. [ 5 ] У нее уже была своя вотчина в Сирджане благодаря визиту ее матери Кутлуг Тюркан на церемонию коронации Абаки в 1265 году. [ 6 ]
Ее первым супругом был Абака-хан, за которого она вышла замуж 22 мая 1272 года. Брак был организован ее матерью, чтобы заручиться поддержкой ее правления со стороны Монголии. Ей предоставили дом Есунджина покойной матери Абаки. Она сыграла важную роль в укреплении правления своей матери Кутлуг Тюркан и была ее сторонником против ее братьев и сестер Музаффар ад-Дина Хаджаджа (1276 г.) и Суюргатмиша (1280 г.).
После смерти Абаки
[ редактировать ]Она не уехала в Керман после смерти Абаки в 1282 году, а вместо этого предпочла остаться при дворе и жить со своей матерью до ее смерти в 1283 году. Она послала свою сестру Биби-хатун защищать ее интересы в Кермане во время ее пребывания в Кермане. суд, уступив Сирджана ей . Она получила право соправителя Кермана благодаря своему влиянию на Аргун в 1284 году. Однако могущественный визирь Бука вынес решение в пользу Суюргатмиша , поспешно выдал ее замуж за Гайхату и таким образом добился ее переезда в Анатолию в 1286 году. В 1289 году она вернула себе Сирджан у Аргуна.
Царствование
[ редактировать ]После избрания Гайхату в 1291 году Падишах снова оказался у власти. Она потребовала, чтобы Кирман стал ее личным феодальным владением, на что ее супруг согласился. В октябре 1292 года она заключила в тюрьму своего сводного брата Суюргатмиша . Однако ему удалось бежать благодаря своей жене Курдуджин-хатун , но он снова был заключен в тюрьму. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В конце концов он был задушен 21 августа 1294 года. Вскоре ей было даровано правление Йездом и Шабанкарой . Она даже вмешалась в политику Ормуса , заменив Рукн ад-Дина Масуда Сайф ад-Дином Аязом в качестве принца. [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Когда 21 марта 1295 года ее муж Гайхату был убит, падишах оказался в затруднительном положении. Она была немедленно заключена в тюрьму по приказу Курдуджин-хатун и Шах Алама – Суюргатмиша вдовы и дочери . Она была задушена по дороге ко Кушк двору Байду в -е Заре в июне/июле 1295 года. Она была похоронена в мавзолее Губба-и Сабз как ее мать во время правления Музаффар ад-Дина Мохаммеда.
Наследие
[ редактировать ]Падишах заслужил упоминание в путевом дневнике венецианского путешественника Марко Поло , современника Падишаха. [ 5 ] Он описал ее как «амбициозную и умную женщину, которая казнила своего брата Сиюргутмиша как соперника». На ее имя чеканились как серебряные, так и золотые монеты. Она оставила несколько персидских стихов под псевдонимами Лала Хатун и Хасаншах . она описывала себя как « дитя могущественного султана и плод сада, который является сердцем турок ». В своих стихах [ 8 ] Она также владела каллиграфией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^
«Женщины и ислам» . Оксфордский словарь ислама . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 23 июня 2012 г.
Ни одна женщина в исламе не имела религиозных титулов, но многие женщины обладали политической властью, некоторые совместно со своими мужьями, другие независимо. Среди самых известных женщин-правителей досовременной эпохи ... шесть монгольских цариц, в том числе Кутлуг Хатун (тринадцатый век) и ее дочь Падишах Хатун из династии Кутлуг-Ханидов;
- ^ Перейти обратно: а б
Гуида Мирл Джексон-Лауфер (1999). Женщины-правители на протяжении веков: Иллюстрированное руководство . АВС-КЛИО . п. 319 . ISBN 9781576070918 . Проверено 23 июня 2012 г.
Падишах Хатун.
- ^ Перейти обратно: а б Энн К.С. Ламбтон (1988). Преемственность и изменения в средневековой Персии: аспекты административной, экономической и социальной истории, 11-14 века . СУНИ Пресс . ISBN 9780887061332 . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Падишах Хатун (Сафват ад-Дин Хатун): 13 век» . Женщины в мировой истории . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5 .
- ^ "QOTLOḠ TARKĀN ḴĀTUN - Иранская энциклопедия" . www.iranicaonline.org . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «ПАДШАХ ТУН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Лейн, Джордж, 1952- (сентябрь 2003 г.). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Лондон. ISBN 9781134431038 . OCLC 890796255 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Де Никола, Бруно (2020). «Падшах Хатун: пример архитектурного, религиозного и литературного покровительства в Ильханидском Иране». В Биране, Майкл; Брэк, Джонатан; Фиаскетти, Франческа (ред.). По шелковому пути в монгольской Евразии: генералы, купцы и интеллигенция (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. стр. 270–289.