Касабланский протокол

Касабланкский протокол , официально «Протокол об обращении с палестинцами в арабских государствах» , был заявлением Лиги арабских государств от 11 сентября 1965 года, сделанным на саммите Лиги арабских государств 1965 года в Касабланке , Марокко . Заявление, состоящее из пяти статей, направлено на упорядочение правовой защиты палестинских беженцев, проживающих в странах арабского мира . [ 1 ]
Несмотря на то, что протокол ориентирован на беженцев, этот термин не используется, а относится только к « палестинцам »; очевидно, это было сделано для того, чтобы согласовать обращение с теми палестинцами, которые не получили статус беженцев при БАПОР . [ 2 ]
Протокол был призван регулировать право палестинцев работать наравне с гражданами государств, в которых они живут, и их свободу передвижения (т.е. их право уезжать и возвращаться, а также выдачу проездных документов). [ 3 ]
Хотя это единственный «обязательный» инструмент Лиги арабских государств, касающийся статуса палестинских беженцев, его реализация была непоследовательной, и он был фактически отменен в 1991 году. [ 4 ] [ 5 ]
Контекст
[ редактировать ]В годы, последовавшие за палестинской Накбой , большинство арабских государств предоставили палестинским беженцам ряд основных прав человека , таких как право на труд и право на проживание наравне со своими гражданами. Эти права реализовывались непоследовательно и с частыми изменениями как между разными штатами, так и при разных правительствах с течением времени. Касабланский протокол был попыткой стандартизировать этот метод лечения, но на практике он имел ограниченный эффект. [ 6 ]
Текст
[ редактировать ]Текст протокола на английском языке выглядит следующим образом: многоточие предполагается заменить названием каждой подписавшей страны. Обратите внимание, что термин «LAS» является формальной аббревиатурой Лиги арабских государств (т.е. «Лиги арабских государств»): [ 7 ]
На основании Устава Лиги арабских государств и специального приложения к нему, касающегося Палестины, а также резолюции Совета ЛАГ по палестинскому вопросу и, в частности, Специальной резолюции, касающейся защиты существования палестинцев,
Совет министров иностранных дел государств-членов на своем заседании в Касабланке 10 сентября 1965 г. согласовал следующие правила и призвал государства-члены принять необходимые меры для введения их в сферу реализации:
(1) Сохраняя свое палестинское гражданство, палестинцы, проживающие в настоящее время на земле ..., имеют право на трудоустройство наравне с ее гражданами.
(2) Палестинцы, проживающие в настоящий момент в ...... в соответствии с диктатом своих интересов, имеют право покинуть это государство и вернуться в него.
(3) Палестинцы, проживающие в других арабских государствах, имеют право въезжать на землю ... и покидать ее в соответствии со своими интересами. Их право на въезд дает им право оставаться на территории в течение разрешенного периода и с той целью, с которой они въехали, до тех пор, пока власти не согласятся на иное.
(4) Палестинцам, находящимся в настоящее время в ......, а также тем, кто проживал и уехал в диаспору, по запросу выдаются действительные проездные документы. Соответствующие органы должны, где бы они ни находились, незамедлительно выдать эти документы или продлить их срок действия.
(5) Владельцы этих проездных документов, проживающие в государствах LAS, пользуются тем же режимом, что и все другие граждане государств LAS, в отношении заявлений на получение визы и вида на жительство.
Подписавшиеся
[ редактировать ]Государства, поддержавшие протокол безоговорочно: [ 7 ]
Три государства поддержали протокол с оговорками: [ 7 ]
Ливан : три резервации
- Статья первая: Палестинцам, проживающим в настоящее время в Ливане, предоставляется право на трудоустройство, а также право сохранять свое палестинское гражданство в соответствии с преобладающими социальными и экономическими условиями в Ливанской Республике.
- Статья вторая: добавить фразу: «на равных условиях с ливанскими гражданами и в соответствии с действующими законами и правилами».
- Статья третья: добавить фразы «(всякий раз, когда этого требуют их интересы)» и «допуск палестинцев в Ливан при условии получения ими въездной визы, выданной соответствующими ливанскими властями».
Кувейт : оговорка о том, что статья первая исключает право частного бизнеса/самозанятости наравне с гражданами Кувейта.
Ливия : оговорка в отношении статьи первой, «поскольку обращение с палестинскими гражданами, проживающими в Ливии, приравнивается к обращению с другими арабскими гражданами, проживающими в Ливии».
Три государства еще не одобрили протокол: [ 7 ]
Девять государств присоединились к Лиге арабских государств после подписания протокола и не уточнили свою позицию по нему: [ 8 ] [ 7 ]
Южный Йемен , 12 декабря 1967 г. (вступление в Лигу арабских государств)
Бахрейн , 11 сентября 1971 г. (вступление в Лигу арабских государств)
Катар , 11 сентября 1971 г. (вступление в Лигу арабских государств).
Оман , 29 сентября 1971 г. (вступление в Лигу арабских государств)
ОАЭ , 6 декабря 1971 г. (вступление в Лигу арабских государств)
Мавритания , 26 ноября 1973 г. (вступление в Лигу арабских государств)
Сомали , 14 февраля 1974 г. (вступление в Лигу арабских государств).
Палестина , 9 сентября 1976 г. (вступление в Лигу арабских государств)
Джибути , 4 сентября 1977 г. (вступление в Лигу арабских государств).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 , стр. 188.
- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 , с. 188a: «В отличие от формулировок, использованных в предыдущих резолюциях, в которых говорилось о палестинских «беженцах», в Протоколе говорится о «палестинцах». Это изменение, очевидно, стало результатом осознания того, что правовое положение палестинцев, не являющихся беженцами (т.е. лиц, которые не были перемещены в 1948 году, например, выходцы из территории, которая в настоящее время составляет оккупированную палестинскую территорию [oPt]), во многом такая же, как и у тех, кто стал беженцами в 1948–1949 годах (т.е. тех, кто искал убежища в принимающей стране, а затем мигрировали). Обе категории считались одинаково нуждающимися в защите, предусмотренной Протоколом».
- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 .
- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 , с. 193: «Других обязательных региональных документов, касающихся статуса беженцев в странах Ближнего Востока и Северной Африки, не существует».
- ^ Шиблак 1996 , с. 42: «В течение некоторого времени арабские государства в индивидуальном порядке аннулировали административным декретом права, предоставленные палестинцам по Касабланкскому протоколу; после войны в Персидском заливе эта тенденция достигла кульминации в принятии принимающими странами резолюции 5093 Лиги арабских государств. официально отменяя протокол, который был заменен внутренними законами каждого принимающего государства».
- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 , с. 267: «...большинство арабских государств обязались, по крайней мере на бумаге, предоставить палестинским беженцам ряд основных прав, включая вид на жительство и право работать на тех же условиях, что и граждане соответствующих государств. Различные региональные усилия по улучшению ситуации Правовая защита палестинских беженцев, кульминацией которой стало принятие Касабланкского протокола, имела ограниченное воздействие. На практике обращение с палестинцами (редко защищаемыми как «беженцы») основывалось на административной практике отдельных государств, иногда установленной. в циркуляры, иногда непубличные, которые постоянно менялись. Это приводило к различным статусам и обращению в зависимости от страны, часто в зависимости от разного времени прибытия в одну и ту же страну или от меняющихся политических обстоятельств. палестинцев, перемещенных в 1967 году (которые являются беженцами по международному праву, но с ними обращались по-разному во многих отношениях), и наихудшее обращение, которому подвергались практически повсюду в регионе «бывшие жители Газы», в частности, олицетворяют эту дифференциацию».
- ^ Перейти обратно: а б с д и «11 сентября 1965 года (Исторический текст)» . Интерактивная энциклопедия палестинского вопроса – palquest . 11 сентября 1965 года . Проверено 28 декабря 2022 г. и Комиссар Управления ООН (28 декабря 2022 г.). «Протокол об обращении с палестинцами в арабских государствах («Касабланский протокол»)» . Рефмир . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Альбанезе и Таккенберг 2020 , стр. 191.
Библиография
[ редактировать ]- Альбанезе, Франческа П.; Таккенберг, Лекс (2020). «IV. Статус палестинских беженцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке: распаковка тревожной солидарности». Палестинские беженцы в международном праве . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-108678-6 .
- Шиблак, Аббас (1996). «Статус проживания и гражданские права палестинских беженцев в арабских странах» . Журнал палестинских исследований . 25 (3). [Калифорнийский университет Press, Институт палестинских исследований]: 36–45. дои : 10.2307/2538257 . ISSN 0377-919X . JSTOR 2538257 . Проверено 28 декабря 2022 г.
- Салахи, Рим (26 ноября 2019 г.). «Переосмысление идентификатора статьи: поиск жизнеспособных решений проблемы палестинских беженцев» (PDF) . Беркли Журнал ближневосточного и исламского права . 1 (1): 143 и далее.
- Пепейн ван Хаувелинген , 2011, «Беженство» и решение о двух государствах , Том: 3, Выпуск: 6, стр. 103 и далее.
- Халил, А. (30 октября 2011 г.). «Социально-экономические права палестинских беженцев в арабских странах» (PDF) . Международный журнал права беженцев . 23 (4). Издательство Оксфордского университета (OUP): 680–719. дои : 10.1093/ijrl/eer027 . ISSN 0953-8186 .