Саид Каян
Сайед Надир Шах Каяни Сейед Надершах Киани | |
---|---|
![]() Саид Каян | |
Саид о Каяне Религиозный лидер | |
Личные данные | |
Рожденный | Сайед Надир Шах Каяни 2 августа 1897 г. Баглан , Афганистан |
Умер | 20 сентября 1971 г. ( 74 года Кабул , Афганистан |
Политическая партия | исмаилиты |
Родитель |
|
Резиденция(а) | Каян , Баглан, Афганистан |
религия | Шииты Исмаилиты |
Этническая принадлежность | Так что [ 1 ] |
Дом | Саид о Каяне |
Сайед Каян или Сайед Каян — правящий титул в северных районах Афганистана. Исмаилитскую общину в Афганистане возглавляет семья Сайедов, родом из исторической долины Каян Баглан .
Историческая справка
[ редактировать ]
Каян — долина в Души районе провинции Баглан , расположенная на севере Афганистана, протяженностью 27 000 км. 2 Исмаилитская вотчина. [ 2 ] Предки этих сайедов в основном проживали в этой долине, что сделало их известными как Каяни-Сайеды. Об их происхождении ничего не известно, кроме того, что Сайед Надир-хан пишет в «Тарих-и Гариб» (Бомбей, 1938), что его предок Шах Салих приехал из Ирана в Герат и Кандагар. Затем он направился в Хазараджат и, наконец, поселился в провинции Багалан. Если предположить, что эта традиция подлинна, это означает, что, скорее всего, это был период Имама Гариба Мирзы (ум. 1496).
Когда эти сайеды поселились в Афганистане, Сефевиды в 1500 году нашей эры захватили весь Иран и провозгласили шиизм государственной религией. [ 3 ] Эта деспотическая и фанатичная династия приказала беспощадно истреблять суннитов и суфиев в Иране. Большинство из них мигрировали в Афганистан, включая эту благородную семью Сайедов. Они никогда не собирали религиозные пожертвования в Афганистане и не назначали свое руководство по религиозным мотивам в ранний период своего поселения. В Кабуле проживала небольшая группа индуистов, тайно исповедовавших исмаилизм. Однако они практиковали такию и прятались в мантиях индусов. Местные исмаилиты в Афганистане были единственными людьми, которые знали свою веру и были связаны с имамом. Афганские исмаилиты собирали десятину и передавали ее им, а тот передал ее имаму в Иране. Согласно повествованию Сайеда Надир-хана: «Около 120 лет назад наши предки жили под предводительством Байрама Дияла и его отцов, и они были индусами, жившими в Кабуле. Их потомки также находятся в Кабуле, и наши предки доставляли им свои подношения в Кабуле. "
На более позднем этапе Имам Хасан Али Шах Ага Хан I через Мухи Азиза направил специальное послание потомкам вышеупомянутых исмаилитов в Кабуле, чтобы они носили мусульманские костюмы и принимали исламские имена. [ 4 ] Их Мухи Факир Чанд первым откликнулся на призыв Имама. Он публично разоблачил и взял имя Факир Мухаммад. Но его люди, представлявшие собой очень небольшую группу, упустили шанс раскрыть свою исламскую идентичность как исмаилитов. С другой стороны, в то время в Афганистане не было ни одного исмаилитского центра, который мог бы свободно совершать свои обряды и церемонии даже внутри стен, поэтому указанная небольшая группа держалась в стороне от исмаилитской традиции и ассимилировалась в индуистской общине. Однако некоторые пожилые люди среди них остались тверды в своей вере и продолжали отправлять десятину в Кабул Джаматхану.
Сайеды Каяна долгое время возглавляли афганские джаматы в качестве местных правителей. [ 5 ] Первым среди них был Сайед Абдул Хади, который в преклонном возрасте совершил путешествие в Махаллат Иран из Кабула. Имам Хасан Али Шах Ага Хан I назначил его мукхи центральной и северной частей Афганистана во время правления Дост Мухаммад-хана (1826–1863). Он считался влиятельным господином при королевском дворе Дост Мухаммад-хана. Он был первым мукхи в Афганистане, руководившим кабинетами Дая и Халифы. Ему наследовал его сын Шах Хусейн.
Ничего не известно о молодости шаха Хусейна или его деятельности в качестве мукхи. [ 6 ] Саид Надир Хан также молчит по этому поводу в своей книге «Тарих-и Гариб». Однако он был первым среди афганского джамата, кто увидел имама Хасана Али Шаха Ага Хана I в Кандагаре в 1842 году, когда он собирался переехать из Ирана в Индию. Он умер в 1854 году и оставил после себя семерых сыновей, двое из которых были назначены мухи, а именно. Сайед Джафар Хан и Сайед Гаухар Хан.
Следующим последовал Сайед Джафар Хан, прослуживший мухи 40 лет. [ 7 ] Он был влиятельной фигурой во время режима Шер Али Хана (1863–1886). Традиция гласит, что однажды имам Хасан Али Шах Ага Хан через Сайеда Джафар Хана и Мирзу Ахмеда отправил четырех арабских лошадей в дар Шер Али Хану , эмиру Афганистана, . Шер Али Хан держал лошадей в Катагане для разведения. Жители Катагана до сих пор помнят скачки лошадей Барнадж и Барата. Он умер в 1894 году, и его преемником стал его младший брат Сайед Гаухар Хан.
Говорят, что Гаухар Хан был назначен Имамом Ага Али Шахом Ага Ханом II . [ 8 ] Его последователи доставили ему десятину в Куляб, Бухара. Срок его полномочий длился четыре-пять лет и умер в 1898 году. Его преемником стал его сын Фридун-хан.
Сайед Фаридун-хан (1875–1908) исполнял должность мухи на 10 лет и умер в возрасте 33 лет в 1908 году в Кулябе. [ 9 ] У него не было мужских проблем. Известно, что он сочинил несколько стихов и нарисовал несколько картин. Его преемником стал его младший брат Сайед Тимор Хан.
Сайед Тимор Хан родился в 1884 году в Кулябе Бухарской области. [ 10 ] На момент смерти брата ему было около 24 лет. Это был период правления Хабибуллы-хана (1901–1919), сына Абдур Рахман-хана (ум. 1901), когда к власти пришел Сайед Тимор-хан. Он подал правителю прошение о том, что тот не может жить в изгнании, поэтому эмир разрешил ему вернуться на родину. Однако он поселился у своих родственников в Кабуле, куда стекались его последователи и доставляли десятину. Однако он был отмечен правительством и был сослан в Кандагар, где оставался в течение двух лет. Хабибулла-хан был убит в 1919 году, и ему наследовал его сын Аманулла-хан (1919–1929), который издал приказ о том, чтобы все сосланные люди его отца и деда могли свободно вернуться на родину, а также издал указ о доставке имущество, изъятое у них. Сайед Тимор-хан вернулся на родину, в Каян, и назначил своего младшего брата Сайеда Надир-хана посредником между собой и правительством для защиты своей династии и последователей.
В преклонном возрасте Сайед Тимор Хан приехал в Кабул, но позже вернулся в Каян, где и умер в 1924 году. [ 11 ] Он не назначил своего преемника из числа своих трех сыновей, Шуджа-хана, Хасан-хана и Манучехр-хана. У него были некоторые поэтические способности. Его Диван литографирован в Бомбее в 1932 году его друзьями.
Сайед Надир Хан (1897–1971) вел широкую и интенсивную борьбу против сына своего брата Шуджи Хана, который утверждал, что он является истинным наследником своего отца. [ 12 ] Его также поддержали Мохаммад Хасан из Торкман Хазараджат и некоторые другие жители северных районов. При поддержке верных последователей Сайед Надир-хан наконец нанес поражение Шудже-хану и стал абсолютным лидером исмаилитов Афганистана. Его кандидатура на пост Саеда Каяна была одобрена султаном Мухаммед Шахом Ага Ханом III .
Тем временем генерал Мохаммад Надир Шах (1929–1933) также захватил Кабул и провозгласил себя королем Афганистана. [ 13 ] Сайед Надир Хан воспользовался возможностью и заявил о своей лояльности генералу Мохаммаду Надир Шаху . Он также мобилизовал свои 10 000 воинов и отправил на фронт гражданской войны в Айбаке и победил Арозу Кула. Он также послал свой отряд в Кундуз против Ибрагим-бека Лакая. В общем, его люди сыграли ключевую роль в пользу правящего правительства. Таким образом, Сайед Надир Хан получил полную власть над подавлением противников, как исмаилитов, так и неисмаилитов, и укрепил свое влияние во всей северной части Афганистана.
Сайед Надир Хан был в очень близких отношениях с правящим правительством генерала Мохаммада Надир-шаха и его сына Мохаммада Захир-шаха (1933–1973), а также с другими правящими классами. [ 14 ] Его старший сын, Сайед Шах Насер Надери, получил места на двух парламентских выборах. Он также был избран в парламент в 1969 году депутатом парламента. Чтобы усилить свое влияние, он женился на дочери Лой-хана, очень влиятельного суннитского вождя пуштунов.

Сайед Шах Насер Надери сменил своего отца Саеда Надир Хана. [ 15 ] У него был поэтический подход, и он был не в состоянии эффективно руководить огромным исмаилитским джаматом Афганистана, насчитывающим почти 2 миллиона человек. В этой уязвимой ситуации его младшего брата Сайеда Мансура Надери поместили на благородное место Сайеда Каяна старейшины исмаилитского Джамата Афганистана . Его статус действующего президента Сайеда Каяна был подтвержден Шахом Каримом аль-Хусейни Ага Ханом IV .
Международная ассоциация Сайед Кайан
[ редактировать ]Афганская диаспора в канадском Торонто создала культурную и общественную ассоциацию под названием Ассоциация Сайеда Каяна, название происходит от Сайеда Надира Шаха Аль-Хуссейни Каяни, родившегося в 1897 году, известного религиозного и культурного деятеля Афганистана. Целью организации является содействие образованию и социальной инклюзивности среди афганцев в Канаде и во всем мире. [ 16 ] Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Ассоциации Сайед Каян, пресс-раздел организации специализируется на публикации материалов об исмаилитских исследованиях, которые включают информацию об истории исмаилитов, известных исмаилитских деятелях в истории и исмаилитских книгах. [ 17 ]
Семейная история и лидерство
[ редактировать ]
На протяжении более двух столетий семья Сайед Каян играла важную роль в Афганистане как представители исмаилитского имама и активно участвовала в политической жизни страны. В этот период, охватывающий примерно 250 лет, семья активно участвовала как в религиозной, так и в политической деятельности в Афганистане.
На протяжении всей бурной истории Афганистана члены семьи Сайед Каян в разное время играли важную роль в усилиях по установлению мира и примирению. Сайед Надир Шах аль-Хусейни Каян, также известный как Сайед Каян, в свое время принимал активное участие в традиционных инициативах по миростроительству, направленных на разрешение общенациональных конфликтов. За его усилиями последовали усилия его сына Сайеда Мансура Надери, сыгравшего значительную роль во время гражданской войны 1990-х годов. Во время конфликтов моджахедов Каян , место на севере Афганистана, стало центром встреч и политических переговоров.
В более поздние времена внук Сайеда Каяна, Садат Мансур Надери , продолжил это наследие, назначившись государственным министром мира. В этой роли он отвечал за управление процессом примирения между афганским правительством и талибами в Дохе. [ 18 ]
Среди известных деятелей, носивших титул Сайеда Каяна:
- Сайед Надер Шах Каяни (1897–1971): Сайед Надер Шах Каяни был известным старейшиной племени на севере Афганистана. По мнению некоторых сторонников, он написал более 50 религиозных книг, лишь немногие из них были официально опубликованы и распространены, включая «Пайам-и-Шамаль» и «Андарз Хайе Пайамбар».
После его смерти титул перешел к его старшему сыну Сайеду Шаху Насеру Надери. Его потомки также выбрали Надери в качестве семейного титула в честь Надир-шаха.
- Сайед Шах Насер Надери (1925–1987): Впервые он был назначен своим отцом руководителем афганских исмаилитов после смерти его отца Сайеда Каяна. Через несколько месяцев или лет он был вынужден покинуть свой пост из-за своего младшего брата, и он покинул Афганистан, а его младший брат Сайед Мансур Надери заявил, что возглавляет исмаилитов в Афганистане.

- Сайед Мансур Надери (1936 – настоящее время): Он сыграл значительную роль в руководстве афганскими исмаилитами после своего отца Сайеда Надера Шаха Каяни , известного как Сайед Кайан. Говорят, что на пике своего могущества в 1990-е годы у него было более 12 000–18 000 вооруженных сил, которые контролировали несколько северо-восточных провинций, включая Баглан, Саманган, Кундуз и части провинции Балх в Афганистане. [ 19 ]

- Равнак Надери (1940–1979), также известный как Сайед Нуруддин Равнак Надери (родился в 1940 году в долине Каян, округ Души, провинция Баглан, Афганистан), был выдающимся афганским поэтом, чьи произведения внесли значительный вклад в персидскую литературу. На воспитание Надери, сына Сайеда Каяна, видного религиозного лидера афганских исмаилитов, глубоко повлияла богатая культурная и религиозная среда. Равнак был казнен тоталитарным режимом Хафизуллы Амина в 1979 году, когда ему было всего 39 лет. [ 20 ]
- Сайед Джафар Надери (1965 – настоящее время): он старший сын Сайеда Мансура Надери, который также известен как военачальник Каяна . Он был ведущим исмаилитским командиром во время советско-афганской войны и контролировал Баглан провинцию в Афганистане в 1990-х годах в качестве губернатора региона.
- Садат Мансур Надери (1977 – настоящее время): он младший сын Сайеда Мансура Надери, получившего образование на Западе. Он жил и учился в Великобритании. назначил его министром городского развития и жилищного строительства Афганистана В 2015 году Ашраф Гани , а в 2020 году он был выбран государственным министром мира обоими лидерами Афганистана, Абдуллой Абдуллой и Ашрафом Гани , чтобы возглавить государственное министерство мира .
- Фархунда Захра Надери (1981 – настоящее время): Она дочь Сайеда Мансура Надери , сыгравшего важную роль в эпоху демократии в Афганистане. Она была избрана членом парламента от Кабула в 2010 году, а затем работала старшим советником Ашрафа Гани в 2015 году. В 2012 году она получила награду N-Peace, организованную Организацией Объединенных Наций.
Исмаилиты в основном проживают в различных провинциях Афганистана, включая Кабул, Парван, Майдан-Вардак, Бамиан, Баглан и Саманган, Балх, Кундуз, Тахар и Бадахшан. [ 21 ]
Список Сайеда Каяна
[ редактировать ]Наследственным правителям, « Сайедам Каяна », помогал совет вазиров . Подробности о первых правителях неясны, первые точные даты относятся к 1820 году.
Царствование | Саид о Каяне |
---|---|
1820-1832 | Саид Абдул Хади |
1832-1854 | Сайед Шах Хусейн |
1854–1894 | Сайед Джафар Хан |
1894-1898 | Сайед Гаухар Хан |
1898–1908 | Сайед Фаридун Хан |
1908-1924 | Саид Тимор Хан |
1924–1971 | Сайед Надер Шах Каяни |
1971 – настоящее время | Сайед Мансур Надери |
Публикации
[ редактировать ]Сообщается, что Каян Надир Шах Каяни имеет 56 опубликованных и неопубликованных книг, в основном утверждающих, что они относятся к области исламоведения и исламской философии. Среди его книг «Тарих-э-Гариб» — это историческая книга, которая с его точки зрения в основном охватывает последние 100 лет истории Афганистана и в первую очередь фокусируется на афганских королях Хабибулле-хане и его сыне короле Аманулле-хане. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://sayedkayan.org [ только URL ]
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Исмаилиты Афганистана: САЙЕДЫ КАЯНА» .
- ^ «Афганская культурная и социальная ассоциация открывается в Канаде для содействия инклюзивности и образованию» . Хаама Пресс . 7 ноября 2023 г.
- ^ «Исмаилитские исследования» . Ассоциация Сайед Каян . 25 ноября 2023 г.
- ^ «Лидер исмаилитов: от руководства Министерством мира до переговоров в Дохе» [лидер исмаилитов; от руководства министерством до переговоров по мирному процессу в Дохе]. 8 утра, афганский журнал . 19 января 2021 г.
- ^ «О Саеде Мансуре Надери» . Саид Каян . 8 января 2023 г.
- ^ «Сайед Нуруддин Раунк Надери, важный, но малоизвестный поэт в афганской литературе» . 8 утра СМИ. 29 сентября 2022 г. Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Афганистан отмечает 75-летие со дня рождения Его Высочества Карима Ага Хана» . Информационное агентство Хаама Пресс . 13 декабря 2011 г.
- ^ «Тарих-э-Гариб и модернизация в Афганистане» . Рахак . 17 сентября 2015 г.