Операция «Мост жизни для Судана»

Операция «Мост жизни для Судана» ( OLS ) была консорциумом агентств ООН (в основном ЮНИСЕФ и Мировой продовольственной программы ). [1] и примерно 35 неправительственных организаций, действующих на юге Судана для оказания гуманитарной помощи в пострадавших от войны и засухи регионах Юга. Операция «Мост жизни для Судана» была учреждена в апреле 1989 года в ответ на разрушительный голод, вызванный войной, и другие гуманитарные последствия Второй гражданской войны в Судане между правительством Судана и повстанцами Южного Судана. Это стало результатом переговоров между ООН, правительством Судана и Народно-освободительным движением/армией Судана ( НОДС/А ) о доставке гуманитарной помощи всем нуждающимся гражданским лицам, независимо от их местонахождения или политической принадлежности. [1] Среди них более 100 000 репатриантов из Итанга в Эфиопии в 1991 году. [2] Локичогио был основным центром передовых операций OLS.
Эта миссия продолжалась до завершения Второй суданской гражданской войны с подписанием Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 года . [3] Он уникален тем, что является первым случаем, когда ООН сотрудничает с таким негосударственным субъектом , как НОДС/А, с целью переговоров о распределении гуманитарной помощи в зоне конфликта. [4]
Фон
[ редактировать ]В результате нарушения различных положений Аддис-Абебского соглашения 1972 года , положившего конец первой гражданской войне в Судане , разразилась Вторая гражданская война в Судане между правительством Судана и НОДС/А. Этот конфликт, наряду с массовым голодом и социально-экономической нестабильностью, привел к гибели более 2 миллионов человек. [5] Еще 5 миллионов человек стали вынужденными переселенцами , а еще более 500 000 бежали в соседние страны в качестве беженцев . [5] Впоследствии то, что ООН охарактеризовало как сложную чрезвычайную ситуацию, возникло из-за большого количества жертв среди гражданского населения, несостоятельности государства и экономики, а также роста угроз безопасности для любых потенциальных гуманитарных интервенций. [6] Растущее распространение конфликта на другие страны в виде беженцев, а также растущее освещение в СМИ растущего кризиса привело к призыву к таким организациям, как ООН, вмешаться и предоставить гуманитарную помощь. [7]
Провал операции «Радуга»
[ редактировать ]Первая из этих мер ООН, получившая название «Операция Радуга», была начата в 1986 году при поддержке нескольких правительств-доноров и под управлением Всемирной продовольственной программы (ВПП) . [8] Целью проекта было использование самолетов для доставки грузов с гуманитарной помощью в районы, которые особенно пострадали от конфликта. Представители ООН считали, что «продовольственно-нейтральная программа», в рамках которой продовольственная помощь будет в равной степени предоставляться как суданскому правительству, так и НОДС/А, будет наиболее эффективной для смягчения последствий кризиса. [9] Одним из первых испытаний этой нейтральной модели стала попытка одновременного распределения помощи между городом Йироль, находящимся под контролем НОДС/А , и городом Вау, находящимся под контролем правительства . [9] Но суданское правительство, опасаясь негативного внимания международных средств массовой информации из-за тяжелого положения дел в Вау, отклонило этот план, в результате чего официальные лица ООН отказались от распределения помощи Йиролю из-за опасений потерять доверие к себе как нейтральному гуманитарному субъекту. [9] Эта неудача усугубилась тем, что суданское правительство под руководством Садика аль-Махди заявило, что оно не сможет гарантировать безопасность аэропортов на юге Судана, куда ООН и неправительственные организации должны будут прилетать для распределения помощи. [9] Правительство Садика, ссылаясь на обеспокоенность, вызванную разочарованием по поводу воспринимаемого властного отношения со стороны чиновников ООН и ВПП, участвовавших в этих усилиях, заявило, что они больше не будут поддерживать равное распределение продовольствия как для него, так и для НОДС/А. [9] НОДС/А начало аналогичным образом выступать против принципа продовольственно-нейтральной помощи и сформировало свою собственную гуманитарную организацию, известную как Южная ассоциация помощи и восстановления (SRRA) . [10] На фоне такого неприятия обеими сторонами международные игроки потеряли интерес и рассматривали операцию как рекламный ход, не учитывающий суверенитет. [10]
Создание операции «Мост жизни для Судана»
[ редактировать ]
Операция «Мост жизни для Судана» была создана в 1989 году при уникальном стечении обстоятельств, которое привело к объединению международного внимания и открытости к сотрудничеству как со стороны правительства Судана, так и со стороны НОДС/А. В 1988 году сильное наводнение и голод в Хартуме привели к массовому освещению в международных средствах массовой информации продолжающегося кризиса в регионе. [10] Кроме того, к этому моменту и суданское правительство, и НОДС/А начали предпринимать шаги к миру. [10] Это движение было поддержано новыми сторонниками Соединенных Штатов под руководством Джорджа Буша-старшего. [10] Это совпадение интересов усугублялось разочарованием международного сообщества по поводу продолжающихся страданий, а также дипломатической враждебностью, проявленной по отношению к международным сторонам в рамках операции «Радуга». [11] В результате в Хартуме в 1989 году была проведена конференция, посвященная операциям по оказанию помощи, в результате которой было достигнуто соглашение о том, что операция «Мост жизни для Судана» станет «зонтичной организацией» ООН, которая обеспечит как дипломатическую легитимность, так и оперативный потенциал гуманитарной помощи, распределяемой обеим сторонам Второй суданской гражданской войны. Война. [11] [12] Центральным элементом этого соглашения был принцип, согласно которому «коридоры спокойствия» позволят обеспечить безопасную транспортировку и беспристрастное распределение необходимой продовольственной помощи либо по воздуху, либо по дорогам. [8] [12] Эта новая гуманитарная интервенция, осуществленная с согласия как Судана, так и повстанческих группировок на юге, была примечательна тем, что она гарантировала проходы, через которые гуманитарная помощь могла быть доставлена нейтральным образом, не подвергаясь помехам со стороны вооруженных комбатантов. [5]
Структура и мандат
[ редактировать ]Операция «Мост жизни для Судана» содержала три четких положения, на которых ей было поручено сосредоточиться в соответствии с ее соглашением:
- ООН будет основным переговорщиком со всеми соответствующими сторонами, на чью территорию она либо перевозила, либо доставляла гуманитарную помощь. [4]
- Все соответствующие стороны будут уважать и не препятствовать доставке или транспортировке гуманитарной помощи населению, находящемуся в кризисе. [4]
- ООН останется нейтральной и будет нести ответственность за координацию OLS со всеми соответствующими сторонами, участвующими в конфликте. [4]
Наряду с этими положениями OLS была логистически разделена на северный и южный секторы, которые соответственно сосредоточили свое внимание на северной и южной частях конфликтного региона в Судане. [10] Было отмечено, что северный сектор операции «Мост жизни для Судана» активно координировал свои действия с суданским правительством в Хартуме. Это сотрудничество привело к тому, что этот сектор стал уделять приоритетное внимание доставке помощи вынужденным переселенцам, собравшимся вокруг столицы Хартума. Это также привело к тому, что в этом секторе начали осуществляться операции, которые по существу соответствовали приоритетам развития суданского правительства. [10] Следовательно, северный сектор OLS был значительно более переплетен с интересами и правилами правительства, что делало его менее независимым и более застойным. [10] [7] И наоборот, южный сектор операции «Мост жизни для Судана» определялся его сотрудничеством с Народно-освободительным движением/армией Судана . Поскольку НОДС/А и его региональные союзники были негосударственными субъектами , OLS не было ограничено международными нормами, касающимися суверенитета , которые диктовали, что подобные вмешательства обычно проводились в знак уважения к внутреннему правительству. [10] [7] Это привело к тому, что южный сектор стал более независимым, что позволило ему больше сосредоточиться на распределении гуманитарной помощи. [10] Южный сектор OLS также смог использовать свое положение в качестве переговорщика, чтобы выступать в качестве посредника в конфликте. [7]
Наследие
[ редактировать ]Было отмечено, что операция «Мост жизни для Судана» оказалась весьма успешной в доставке гуманитарной помощи в конфликтный регион. Это особенно важно, учитывая, что это был первый случай, когда ООН вела переговоры с негосударственным субъектом, таким как НОДС/А, наряду с государственным субъектом, таким как правительство Судана, о нейтральном распределении помощи. [4] Эти переговоры положили начало созданию основанного на правилах гуманитарного пространства, в котором помощь могла распределяться, не опасаясь вмешательства сторон по обе стороны конфликта. [8] [7] Также было отмечено, что OLS сыграло решающую роль в создании условий, в которых НОДС/А и суданское правительство могли начать предварительные мирные переговоры. [4] Это связано с тем, что это создало общую гуманитарную основу, которая позволила обеим сторонам постепенно укреплять доверие. [3] [4]
Однако операция «Мост жизни для Судана» также столкнулась с трудностями в обеспечении доставки гуманитарной помощи, когда стороны не соблюдали ее мандат. [3] Эта трудность усугублялась нестабильностью Второй гражданской войны в Судане, поскольку приоритеты как правительства, так и южных повстанческих группировок менялись по мере развития конфликта, создавая среду, в которой OLS была уязвима для интересов сторон, которых она переговоры с. [8] [12] Кроме того, многие полагают, что операция «Мост жизни для Судана» продлила конфликт, узаконив НОДС/А и другие повстанческие группировки посредством переговоров с ними и предоставления им помощи. [12] Это вызвано опасениями, что помощь может быть направлена на поддержку вооруженных сил. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Операция «Мост жизни для Судана» на веб-сайте Организации Объединенных Наций, получено 28 февраля 2008 г.
- ^ Клэпхэм (ред.), с. 63.
- ^ Jump up to: а б с «Консорциум по исследованиям в области обеспечения средств к существованию | Оглядываясь назад, чтобы заглянуть в будущее? Анализ ключевых уроков операции «Мост жизни для Судана» и прошлых гуманитарных операций в Южном Судане» . Проверено 3 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Акол, Лам (май 2005 г.). «Операция «Мост жизни для Судана» . Ресурсы для примирения . Проверено 02 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Оджаба, Элизабет; Леонардо, Энн Итто; Леонардо, Маргарет Итто (декабрь 2002 г.). «Продовольственная помощь в сложных чрезвычайных ситуациях: уроки Судана». Социальная политика и управление . 36 (6): 664–684. дои : 10.1111/1467-9515.00310 . ISSN 0144-5596 .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Координация в сложных чрезвычайных ситуациях» . УВКБ ООН . Проверено 3 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Операция «Мост жизни для Судана» (Организация) (1996). Операция «Мост жизни для Судана»: обзор . Операция «Мост жизни для Судана».Организация. OCLC 59567668 .
- ^ Jump up to: а б с д Майнер, Ларри, 1936- (1991). Гуманитаризм в осаде: критический обзор операции «Мост жизни в Судане» . Красное море. ISBN 0-932415-66-0 . OCLC 760631174 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и БЕРР, Дж. МИЛЛАРД. КОЛЛИНЗ, РОБЕРТ О. БЕРР, Дж. МИЛЛАРД. (2019). РЕКВИЕМ ПО СУДАНУ: война, засуха и помощь при стихийных бедствиях на Ниле . РУТЛЕДЖ. ISBN 978-0-367-31769-0 . OCLC 1114972960 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Справочник по Судану . Райл, Джон. Саффолк: Джеймс Карри. 2011. ISBN 978-1-84701-030-8 . OCLC 657601488 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дэн, Фрэнсис Мэдинг, 1938- (1992). Проблемы оказания помощи голодающим: чрезвычайные операции в Судане . Майнир, Ларри, 1936-. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса. ISBN 0-8157-1792-Х . ОСЛК 26128461 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Тейлор-Робинсон, SD (1 февраля 2002 г.). «Операция «Мост жизни для Судана» . Журнал медицинской этики . 28 (1): 49–51. дои : 10.1136/jme.28.1.49 . ISSN 0306-6800 . ПМЦ 1733537 . ПМИД 11834761 .
Ссылки
[ редактировать ]- Клэпхэм, Кристофер (редактор) Африканские партизаны (Оксфорд, 1998) ISBN 0-85255-815-5
- Операция «Мост жизни для Судана» на веб-сайте Организации Объединенных Наций
- [1] в Conciliation Resources, 2005. Проверено 11 февраля 2017 г.
- Тейлор-Робинсон, С. «Операция «Мост жизни для Судана»,» J Med Ethics, февраль 2002 г., 28(1): 49–51.