Анатолий Ляпидевский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Анатолий Ляпидевский | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Анатолий Васильевич Ляпидевский |
Рожденный | Belaya Glina , Stavropol Governorate , Russian Empire | 23 марта 1908 г.
Умер | 29 апреля 1983 г. Москва , Советский Союз | ( 75 лет
Верность | Советский Союз |
Услуга/ | Советские ВВС |
Лет службы | 1926–33; 1935–61 |
Классифицировать | Генерал-майор |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Герой Советского Союза |
Анатолий Васильевич ( Ляпидевский 23 марта 1908 — 29 апреля 1983) — советский летчик, один из первых людей, удостоенных звания Героя Советского Союза (в июне 1934 года). Выпускник Советской Военно-воздушной академии, в 1946 году он дослужился до звания генерал-майора Советских ВВС . [ 1 ]
Рождение и юность
[ редактировать ]Анатолий Ляпидевский родился 23 (10) марта 1908 года в Белая Глина деревне Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край ) в семье священнослужителя. Его семья принадлежит к династии священнослужителей Тульской губернии . В детстве жил в станице Старощербиновской , позже в Ейске . [ 1 ] Ляпидевский работал подмастерьем в кузнице, учеником слесаря, машинистом косилки, помощником машиниста на маслозаводе. [ 1 ]
В 1926 году его призвали в Красную Армию. В 1927 году Анатолий окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Севастопольскую школу морских лётчиков. Ляпидевский служил в строевом подразделении морской авиации Краснознаменного Балтийского флота , затем летчиком-инструктором Ейской школы морских летчиков. Освобожден в 1933 году. [ 1 ]
Пилот
[ редактировать ]Работал летчиком Дальневосточного управления ГВФ. Ляпидевский принимал участие в воздушной поисково-спасательной операции экипажа парохода «Челюскин» в крайне тяжелых условиях после его затопления в арктических водах после 13 февраля 1934 года.
Спасать
[ редактировать ]Вместе с шестью другими пилотами Ляпидевский спас с потерпевшего крушение грузового судна 104 человека. Спасательная операция длилась два месяца, выжившие ждали спасения на льдинах. Ляпидевский лично совершил 29 разведывательных полетов, несмотря на метели. Ляпидевский впервые приземлился на одну из льдин 5 марта. Это был великий подвиг. Мало того, что погода была ужасной, так еще и размеры льдины составляли всего 500 на 1300 футов. Ляпидевский взлетел с льдины с 10 женщинами и двумя детьми на борту своего самолета. [ 1 ] [ 2 ] Он доставил застрявших людей с импровизированной взлетно-посадочной полосы на плавучем ледяном поле Чукотского моря в город Уэлен . было присвоено звание Героя Советского Союза . За этот поступок Ляпидевскому 20 апреля 1934 года [ 1 ] После появления медалей «Золотая Звезда» 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль №1.
Героизм летчиков-спасателей Челюскина побудил правительство учредить звание Героя Советского Союза. Позже это звание стало высшей военной наградой Советского Союза. [ 2 ]
После подвига
[ редактировать ]
В 1935 году Ляпидевский вернулся в армию. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского . С 1939 года — заместитель начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальник авиационного завода № 156 (Москва, после октября 1941 года — Омск ).
Ляпидевский участвовал во Второй мировой войне. С мая по сентябрь 1942 года — начальник 4-го отдела НИИ ВВС, с сентября 1942 по сентябрь 1943 года — заместитель командующего ВВС 19-й армии , затем начальник полевой ремонтной службы 7-й воздушной армии ( Карельской Передний ).
В 1943 году Ляпидевский вернулся к работе в должности начальника авиационного завода. После окончания войны работал главным инспектором Мингосконтроля , заместителем министра авиационной промышленности. С 1949 по 1954 год Ляпидевский — начальник завода № 25 Министерства авиационной промышленности . После того как в мае 1954 года завод был передан Министерству среднего машиностроения , он был первым заместителем начальника ОКБ-25 и руководителем Опытного завода № 25 (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики). С 1962 по 1983 год — ведущий конструктор, заместитель главного инженера ОКБ Микояна . Генерал-майор Ляпидевский был демобилизован в 1961 году.
Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах Василия Молокова . Ляпидевский похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище . [ 1 ]

Память
[ редактировать ]- В 1935 году в память о подвиге Ляпидевского был выпущен почтовый штемпель.
- Его именем названы улицы во многих российских городах.
- Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации присвоено имя Ляпидевского.
- Именем Анатолия Ляпидевского названы три школы в России.
- самолет МЧС . Его именем назван
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Ляпидевский Анатолий Васильевич" . warheroes.ru . Retrieved February 5, 2019 .
- ^ Jump up to: а б «Анатолий Ляпидевский, советский летчик, умер в 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . 5 мая 1983 года . Проверено 25 июля 2013 г.
- 1908 рождений
- 1983 смертей
- Люди из Краснодарского края.
- Жители Ставропольской губернии.
- Депутаты Верховного Совета СССР первого созыва
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена «Знак Почета».
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры Ордена Октябрьской Революции.
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Генералы советских ВВС
- Советские генерал-майоры
- советские инженеры-механики
- Советские летчики Второй мировой войны
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.