Ксавье Хаас
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |

Ксавье Хаас (1907–1950) — французский художник и гравер. Хотя он родился в Париже и имеет эльзасское происхождение, он больше всего ассоциируется с бретонским националистическим искусством и дизайном.
Ранний период жизни
[ редактировать ]В детстве Хаас заболел полиомиелитом в Эльзасе, из-за чего он частично стал инвалидом. Вскоре после этого его отец был отравлен газом во время Первой мировой войны . [1]
В 1919 году его перевезли в Сарзо , в Морбиане, Бретань, на длительное пребывание в деревушку Лан-Хедик, чтобы вылечиться от последствий полиомиелита. Там он встретил Ксавье де Лангле , который стал его другом на всю жизнь. Хаас участвовал в основании Ассоциации парализованных Франции (Французской ассоциации парализованных) и ее газеты Faire Face (Face Up).
Бретань
[ редактировать ]Хаас учился в Школе изящных искусств в Париже. Вернувшись в Бретань, он присоединился к бретонскому националистическому художественному движению Seiz Breur в 1936 году. На Международной выставке в Париже в 1937 году он создал «диораму Бретани» для павильона Бретани. [1] Он также участвовал в Мастерской бретонского христианского искусства, основанной в 1929 году Джеймсом Буйе и Ксавье де Лангле. В рамках своей работы в 1936 году он создал каркасы для Крестного пути церкви Богоматери Ла Боль ( Луара-Атлантическая ).
Как иллюстратор Хаас создавал в основном монохромные гравюры, но также делал многоблочные цветные отпечатки. Он проиллюстрировал более 60 рассказов в журнале «Бретань» и большое количество рассказов и стихов в детском журнале «Ололе». Он также иллюстрировал Данио историю Бретани .
Наряду с другими членами Seiz Breur, во время Второй мировой войны Хаас был связан с коллаборационистской Бретонской национальной партией . Он иллюстрировал их литературу в этот период.
У него была особенно близкая дружба с композитором Жоржем Арну и эльзасским художником Жоржем Корнелиусом, жившим в Плубазаланеке в Бретани. Ксавье де Лангле сказал о нем: «Под своей хрупкой внешностью он скрывал редкостное богатство. Его сердце было простым, а его привязанность — несомненной. Прежде всего он был другом». [1]