Зейц Брейр
Seiz Breur — художественное движение, основанное в 1923 году в Бретани . Хотя он принял символическое название seiz breur , что означает семь братьев на бретонском языке , это относилось не к числу членов, а к названию народной истории. На пике своего развития он насчитывал пятьдесят членов, объединенных в «Unvaniezh Seiz Breur» (Союз семи братьев).
Хотя группа преимущественно занималась изобразительным искусством, в нее также входили писатели, композиторы и архитекторы. Сегодня он признан инициатором современного кельто -бретонского искусства , но память о нем омрачена ассоциацией некоторых его членов с нацистской идеологией и коллаборационизмом.
Происхождение
[ редактировать ]Молодой дизайнер и иллюстратор ( Жанна Маливел 1895–1926) сыграла важную роль в закладке основания движения. Ее ранние работы возродили традицию гравюры по дереву , чтобы проиллюстрировать книгу «История Нотр Бретани» Жанны Короллер-Данио . Работы Маливеля подхватил художник и гравер Рене-Ив Крестон вместе с его женой Сюзанной Крестон и архитектором Джеймсом Буйе . Эти три молодых бретонских художника встретились в 1923 году в зале помилования в Ле-Фольгоэ и решили работать вместе над созданием современной формы бретонского искусства, сочетающей лучшее из традиционного с авангардным стилями.
Имя
[ редактировать ]Название, которое они выбрали, отсылает к Ar Seiz Breur («Семь братьев»), народной сказке, собранной и опубликованной Маливелем в языковой форме галло . В нем рассказывается история красивой и добродетельной молодой женщины, которая находит семерых своих потерянных братьев, но затем становится жертвой злой ведьмы, которая превращает братьев в коров. Одна из коров — маленькая бретонская корова, и «девушка всегда больше всего любила бретонскую корову». Ее видит король, который женится на ней, но ведьма бросает ее в пропасть. Ведьма также пытается заставить короля убить бретонскую корову. Однако коровы приводят короля к своей потерянной сестре, которая восстанавливается, а братья обретают человеческий облик. [1] Эта история была интерпретирована как метафора преданности Бретани и угрозы ее существованию.
Ранняя история
[ редактировать ]Движение возникло из идей, во многом схожих с Движением искусств и ремесел, вызванных более ранней деятельностью в Бретани синтетиков школы Понт-Авен . Он был основан на идее о том, что традиционное бретонское искусство, столь богатое в прошлом, пришло в застой по некоторым из следующих причин:
- Распространение небретонских стилей, поощряемое влиянием средств массовой информации, таких как статуи в стиле Сен-Сюльпис, заменяющие полихромные деревянные статуи старого стиля в церквях; рукоделия выкройки , скопированные из парижских бумаг, заменяющие традиционные конструкции костюмов.
- Памятники павшим в Первой мировой войне становились стандартизированными (выбирались из каталога монументальных клише: Поилу , или галльский петух , в сомнительном стиле, плохо адаптированном к местной архитектуре и камню).
Целью группы было не просто окаменеть традиционное искусство и дизайн, но и открыть путь художественному множеству в различных дисциплинах: Архитектура; Ремесло; Дизайн; Литература; Музыка; Рисование; Скульптура.
- резьба по дереву , фаянс , керамика , витражи , скульптура , изделия из железа , столярное дело, вышивка , ткачество , фреска , иллюстрация , книгопечатание и т. д.,
- использование новых материалов, таких как бетон , или новых техник, таких как фотоколлаж или кино.
- используя различные методы распространения: от книг до открыток , через марки , календари , украшения , игрушки , мебель , подушки , кружки или плакаты .
- производство вышитых знамен, дельфтских статуэток или одежды и предметов с литургическим бретонским характером, pour faire barrage à l'art sulpicien (чтобы создать баррикаду против «сульпицианского» искусства).
Члены
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных участников:
- композиторы Поль Ладмиро , Жеф Ле Пенвен и Поль Ле Флем
- художник, гравер и писатель Ксавье де Лангле
- скульпторы Жан Фреур , Ян Гуле , Франсис Рено , Жюль-Шарль Ле Бозек и Раффиг Тюллу.
- вышить Жоржа Робина
- высокой моды стилист Валь Риу
- иллюстраторы Ксавье Хаас , Робер Мишо-Верне и Пьер Перон
- столяр Йозеф Савина
- архитекторы Джеймс Буй и Олиер Мордрел
- писатели Жанна Короллер-Данио , Гвильерм Берту (он же «Керверзиу»)
- редакторы Херри Кауиссен и Ронан Кауиссен
- публицист и писатель Юэнн Дрезен
- профессор изящных искусств Морван Маршал , создатель современного флага Бретани (Гвенн ха Ду)
- струнный исполнитель Дориг Ле Войер
- школьные учителя Янн Сойер и Маркхарид Гурлауэн , пропагандисты преподавания бретонского языка.
и
Жорж Арну , Октав-Луи Обер , Андре Батийя , Ив Берту , Иветт Бреле , Сюзанна Крестон , Эрри Кауиссен , Рене Кауиссен , Реун Крестон , Эдмон Дерруш , Фаньш Элис ( Абеозен ), Жан Гинар , Маргерит Маргерит , Герман Руан, Германия , Руан Керан Марсель Ле Луэ , Кристиан Ле Парт , Режис де л'Эстурбийон , Дориг Ле Войе , Мадлен Лизер , Эдуард Маэ , Жан Мазюэ , Робер Мишо-Верне , Жак Мото , Майкл О'Фаррель , Франсис Пеллерен , Шарль Пентер , Пьер Перон , Франсуа Плане , Ян Робер , Жорж Руаль , Рене Салаун , Рене Сальмон де ла Годеленэ , Гастон Себило .
Источники вдохновения
[ редактировать ]- Кельтская мифология , включая валлийскую и ирландскую.
- Друидизм
- Бретонские легенды, такие как «Броселианда» , « Дело Британии» (особенно истории о короле Артуре и Мерлине), или популярные темы, такие как «Анку».
- Бретонская история
- религия : помилование (бретонские религиозные праздники) или паломничество , святые и кельтские герои.
- повседневная сельская или морская жизнь
Хронология
[ редактировать ]Seiz Breur сделал себе имя на парижских выставках 1925 и 1937 годов, а также в павильонах Бретани .
- 1923: Начало художественного сотрудничества.
- 1925: Участие в выставке декоративного искусства в Париже.
- 1926: Смерть Жанны Маливел .
- 1928: Выпуск обзора «Корног» ( «Вестерн» ), в котором члены Seiz Breur излагают свои теории. Группа переименовывает себя в Unvaniez Seiz Breur (Союз семи братьев).
- 1929: Выставка бретонского искусства в Дуарнене .
- 1931: Келтия заменяет Корнога в качестве журнала.
- 1937: Павильон Бретани, выставка в Париже.
- 1939: Вторая мировая война вызвала мобилизацию различных членов.
- 1940: публикация манифеста Зейца Бреура в программе из 13 пунктов.
- 1940–1944: Выставки в Ренне или Париже под названием Eost Breiziz ( «Бретонский урожай »).
- 1944: Ксавье де Лангле заменяет Рене-Ива Крестона на посту президента группы.
- 1947–1948: Конец, Раффиг Туллу стал последним секретарем.
Коллаборационизм во Второй мировой войне
[ редактировать ]Одна фракция внутри группы, возглавляемая архитектором Олиером Мордрелем и скульптором Яном Гуле, перешла от политически нейтрального заявления « ни красные, ни белые, только бретонцы» к откровенному национализму , фашизму и коллаборационизму , надеясь, что победа Германии принесет Бретани независимость . Оба стали членами Бретонской национальной партии , которая заявила о своей поддержке Германии в начале войны.
Во время оккупации Франции Мордрел и другие участвовали в создании коллаборационистских предприятий. В 1942 году родился Institut Celtique , включивший в себя членов Seiz Breur и самых разных бретонцев. появился подписанный Seiz Breur манифест, в котором объявлялась роль Бретани в послевоенной Европе La Bretagne Тем временем в газете , которую редактировал Янн Фуэре , . Этот текст напомнил читателям урок «расовой жизнеспособности», который они дали на Международной выставке в 1937 году. Политические споры, связанные с войной, и националистические разногласия привели к закрытию союза в 1944 году. Как и большая часть бретонского движения , в конце войны группа распалась на фоне обвинений в сотрудничестве.
В период с 2000 по 2001 год выставка, посвященная Зейсу Бреру, была показана в Музее Бретани в Ренне , а затем в других четырех галереях Бретани. Выставка задокументировала связи группы с бретонским национализмом и крайне правыми. Однако с последней была связана лишь горстка ее членов.