Jump to content

Саамская ассамблея 1917 года

Участники первого саамского национального собрания, сфотографировано в методистской церкви в Тронхейме 6 февраля 1917 года. На собрание собралось около 150 саамов из Норвегии и Швеции. С тех пор 6 февраля стало Национальным днем ​​саамов .
Фото: Schrøderarkivet/ Сверресборг.

Саамская ассамблея 1917 года была первой саамской национальной ассамблеей . Саамы, принявшие участие в собрании, были выходцами из Норвегии и Швеции. Встреча проходила в методистской церкви в Тронхейме с 6 по 9 февраля 1917 года. Национальный день саамов отмечается 6 февраля в ознаменование начала этого собрания. На ассамблее собралось около 150 участников, большинство из которых составляли южные саамы из Нурланда , Трёнделага и Хедмарка .

Эльза Лаула Ренберг (1877–1931) из Хельгеланда и Союз саамских женщин в Брурсканкене инициировали собрание. Ренберг была председателем собрания и произнесла вступительную речь на собрании. Другой крупный саамский лидер того времени, Дэниел Мортенсон из Рёруса /Эльго, также был председателем и прочитал на ассамблее лекцию об оленеводстве и о том, как ему препятствует Совместный саамский закон («Felleslappeloven») 1883 года. Лекция вызвала дебаты, которые привели к формированию ассамблеей отдельного комитета по вопросам оленеводства. Позже комитет представил предложение о новом законе о оленеводстве, который повлиял на окончательную формулировку закона в 1919 году. Другим важным вопросом на ассамблее было требование о создании отдельной саамской школы, где детей обучали и разрешали писать на оленеводческом языке. Саамский язык .

Эльза Лаула Ренберг (1877–1931) была оленеводом в горах Брурсканкен к югу от Мушёэна . Она была инициатором проведения собрания. Фотография, вероятно, была сделана в 1916 году в рамках рекламы ассамблеи.
Дэниел Мортенсон из Эльго/ Рёруса был одним из самых активных саамских политиков того времени. Он был оленеводом, редактировал газету Waren Sardne , принимал участие в создании нескольких саамских организаций и был избран председателем этого собрания. Картина Астри Осен .

В годы, предшествовавшие ассамблее, саамы как в Норвегии, так и в Швеции чувствовали, что их культура и средства к существованию находятся под угрозой. Поэтому в 1904–1910 годах начали возникать как саамские организации, так и журналы.

Территориальные ограничения и норвегизация

[ редактировать ]

Совместный закон о саамах 1883 года был первой крупной попыткой властей «получить контроль над оленеводством саамов». [ 1 ] Закон распространялся как на Норвегию, так и на Швецию и устанавливал территории для выпаса оленей. Закон ввел принцип коллективной ответственности всех пайщиков оленеводческих территорий за ущерб, причиненный оленями местному сельскому хозяйству. В 1894 году были установлены границы выпаса оленей, однако важные пастбища, такие как Тролльхеймен и Гаулдалсвидда, находились за пределами этих границ. [ 1 ] Благодаря Дополнительному закону о саамах 1897 года землевладельцы получили право запрещать выпас оленей за пределами оленеводческих территорий. Таким образом, предписывающие права и общее право игнорировались. Однако правовое регулирование оленеводства находилось в постоянном движении, и несколько комиссий работали над вопросом оленеводства вплоть до принятия в 1933 году следующего закона об оленеводстве. [ 2 ]

В Швеции «предел возделывания» дал саамским кочевникам право использовать пастбища в районах страны, расположенных над сельскими общинами. Однако эти территории в конечном итоге были захвачены новыми поселенцами, и этот процесс был охарактеризован как «сельская колонизация», в результате чего стада оленей были вытеснены с известных пастбищ. Однако ответственность саамов за ущерб, нанесенный оленям, осталась.

Вопросы территории и прав на выпас скота были особенно проблемой в южных саамских районах. В северных саамских районах Трумс и Финнмарк самой большой проблемой была норвегизация в «школах, промышленности, церкви, обороне и разведке - часто в тесной (и интимной) связи». Давление было особенно направлено на саамов в «переходных районах» прибрежных районов и отдаленных фьордов. [ 3 ] [ 4 ] Частично это произошло из-за того, что директор школы не хотел, чтобы саамские учителя преподавали в саамских деревнях, где они могли бы «нанести ущерб своим саамским знаниям»; поэтому их следует отправить в несаамские деревни.

За пределами Намсуса саамская школа в Хавике открылась в 1910 году как школа-интернат для детей из семей южных саамов; школа во многом была «школой норвежизации», [ 5 ] но также был местом встреч саамов. [ 6 ] Саамская миссионерская организация была основана в 1888 году и с самого начала сознательно стремилась использовать саамский язык. После резолюций национального собрания в 1912 и 1913 годах организация приняла в свой устав, что «организация ни в коем случае не должна нарушать деятельность государства в отношении церкви и образования». Это было истолковано как поддержка усилий по норвежизации. [ 7 ]

В Швеции власти посредством школьной реформы 1913 года разделили саамских детей на две группы, так называемое «категорийное разделение»: дети саамов-оленеводов ходили в «школу кочевников», а дети некочевых саамов. пошли в обычные школы, где потеряли свою саамскую идентичность. [ 2 ] Это называлось политикой «Саамы должны быть саамами», где «настоящие саамы» определялись таким образом, что подвергали остракизму большие группы саамов. [ 8 ] [ 9 ]

Вопрос о выпасе оленей через границу между Норвегией и Швецией был сложной темой во время Карлстадской конвенции. [ 10 ] С древних времен саамские оленеводы мало внимания уделяли национальным границам и позволяли своим оленям пастись в Швеции зимой и в Норвегии летом. Лапландским кодексом 1751 года эта традиция регулировалась договором между странами. В конце концов, поскольку большинство этих саамов стали гражданами Швеции, права на выпас скота и оленеводства из Швеции стали бременем для Норвегии. Во время переговоров 1905 года считалось, что это трансграничное оленеводство включает 80 000–100 000 шведских оленей в Тромсе и Нордланде, и для сравнения, зимой в Швеции паслось только 7 000 норвежских оленей. [ 10 ] Во время Карлстадской конвенции это было окончательно решено, и Норвегия приняла права на выпас скота от Швеции, но было ограничено, так что миграция оленей должна была произойти после 15 июня, на шесть недель позже, чем предыдущие правила.

Лекции и дискуссии на ассамблее

[ редактировать ]

В графике собрания было четыре ключевых вопроса: выпас оленей, законодательство, школьное образование и организационные вопросы. Кроме того, была проведена лекция о туберкулезе , лекция офицера-оленевода Кристиана Ниссена в виде слайд-шоу на тему «Саамы и олени в Норвегии» и историческая лекция директора Притца о саамах Рёруса, в которой особое внимание уделялось нападению на саамов в Далбусьён в 1811 году. [ 11 ] [ 12 ]

В программу также входили гражданский прием, ужин в Торговом объединении, посещение театра и экскурсия по собору.

Собрание проводилось на норвежском языке, отчасти из-за гостей, говорящих на норвежском языке, а отчасти из-за разницы между северносаамским и южносаамским языками. Йохан Рошка в ходе обсуждений извинился за то, что на собрании нельзя использовать свой родной язык.

Вопрос об оленеводстве

[ редактировать ]
Мари Финнског из муниципалитета Рёруса была эмиссаром и принимала участие в ассамблеях как в 1917, так и в 1921 году. Во время обсуждения Объединенного закона о саамах она выступила с более длинным докладом, в котором сказала, что «право владеть землей и пастбищами принадлежало саамам». , которые фактически были первыми поселенцами страны». Картина Астри Осен.
Йохан Рошка из муниципалитета Несебю . Роска выступал за открытие саамской газеты. Картина Астри Осен.

Мортенсон прочитал лекцию об оленеводстве. [ 13 ] Тема обсуждалась в связи с «внутренними отношениями» и «международными (Норвегия/Швеция) отношениями». Дискуссия о внутренних отношениях касалась прежде всего потери пастбищных земель в результате обработки новых земель и других расширений сельского хозяйства. Кроме того, обсуждались вопросы ущерба от выпаса скота и процедуры его компенсации, а также недоверие между саамами и фермерами/сельскими жителями. Мортенсон выступал за более ориентированное на бизнес производство мяса в оленеводстве с более крупными стадами оленей. Ренберг не согласился; она «утверждала, что ключевым условием является рациональное выпас скота, будь то доение или производство мяса». [ 14 ] «Разрешите тем саамам, которые хотят производить мясо, делать это, но также дайте нам, имеющим стада оленей численностью около 100 человек, право жить в соответствии со старым саамским образом жизни». Мортенсон также был обеспокоен недавним решением Верховного суда о правах на выпас скота и компенсациях в Рёрусе, которое было направлено против местных саамов.

Международные отношения касались вопроса выпаса скота через границу между Швецией и Норвегией.

Собрание согласилось с резолюцией, в которой требовалось сохранить общий закон о свободном выпасе и что государство должно было купить или экспроприировать новые пастбища, чтобы заменить пастбища, которые сейчас застроены. Требовалось внести изменения в правила компенсации ущерба, нанесенного пастбищам оленями. Они также хотели внести изменения в правила продажи немаркированных оленей; так что прибыль от этого в будущем могла бы пойти на общие саамские дела.

Адвокат Оле Тобиас Олсен мл. из Мушёэна также присутствовал на собрании и активно участвовал в обсуждении законов о скотоводстве, кроме того, он был одним из основных докладчиков по теме «законодательство». Олсен ранее работал вместе с Ренбергом и был выбран юридическим консультантом комитета, который будет дальше работать над вопросом оленеводства. Другими членами комитета были Томас Ренберг (муж Эльзы Лаулы Ренберг) и Нильс Каппфьельд из Хельгеланда , Нильс Андерсен Нурсфьельд и Пер Ларсен Йомафьельд из Норд-Трёнделага , а также Йохан Баррок и Мортенсон из Сёр-Трёнделага . Этот комитет снова собрался в Мушёне через несколько недель после национального собрания и в 1919 году представил отдельное предложение по новому закону об оленеводстве.

Законодательство

[ редактировать ]

Юрист Олсен и шведский юрист Торкель Томассон представили юридические вопросы. Томассон обсудил Совместный закон о саамах и выделил несколько случаев, которые «не создают гармоничной связи с интересами саамов»; он также сказал, что внутренняя сельскохозяйственная колонизация «лишала саамов одного за другим». Он также раскритиковал положения, регулирующие миграцию оленей между Швецией и Норвегией, и посчитал, что они противоречат как природе оленей, так и общему праву.

Олсен обсудил правила компенсации ущерба, нанесенного пастбищам оленями; Существующая практика часто заключалась в том, что ущерб оценивался с предубеждением соседями и друзьями пострадавшего фермера. «Те же самые фермеры и их друзья также присутствовали на судебном процессе» , — подумал Олсен. В дискуссии после этих лекций также упоминался ущерб, нанесенный оленям бродячими собаками жителей села.

Обсуждение скотоводства и законодательства было тесно связано и занимало большую часть времени на собрании. В резолюциях эти вопросы рассматривались совместно.

Организационные вопросы

[ редактировать ]

Чтобы инициировать создание саамской организации, Мартин Транмэль , бывший редактор тронхеймской газеты «Ню Тид» на ассамблею был приглашен . Он рекомендовал структуру с региональными ассоциациями, муниципальными ассоциациями и общенациональной ассоциацией или скандинавским союзом.

Йохан Рошка из Нессеби выступал за открытие саамской газеты. Он считал, что ее следует издавать на норвежском языке, в то время как Гуннар Йонсен Вестерфьельд из Хельгеланда считал, что такую ​​газету можно издавать как на норвежском, так и на саамском языке.

Комитету, созданному для подготовки предложения по новому закону об оленеводстве, также было предложено рассмотреть вопрос организации.

Обучение

[ редактировать ]

Главным приоритетом во время собрания было требование о создании отдельной саамской школы и о том, чтобы дети обучались на саамском языке. Этот вопрос был поднят лекцией инспектора Шведской школы кочевников Виталиса Карнелла, который рассказал о новой школьной системе в Швеции. Однако ассамблея посчитала, что это решение не актуально для Норвегии. В остальном дискуссия была отмечена критикой саамской школы в Хавике, критикой, которая касалась как практических, так и принципиальных вопросов.

После завершения общего собрания в пятницу и в соответствии с пятничными обсуждениями в субботу, 10 февраля, было проведено специальное собрание, посвященное школьному обучению. Санна Йонассен из Фосена / Намсуса инициировала это собрание. Обсуждение завершилось принятием резолюции, которая была приложена к протоколу собрания. Требовалось, чтобы «государство было обязано обеспечить саамское образование, сохраняя при этом саамский язык в школах, с саамскими надзирателями и преподаванием таких предметов, которые необходимы саамам, чтобы знать, хотят ли они иметь возможность существовать в качестве оленеводов». фермеры». [ 15 ] В резолюции указывается, что в южносаамских и северносаамских регионах это должно быть организовано по-разному, поскольку в южных саамских районах саамы продолжали селиться там. Также считалось, что именно государство, а не саамская миссионерская организация, должно нести ответственность за образование.

Две фракции во время собрания

[ редактировать ]

На встрече сложилось впечатление, что во время собрания существовали «две фракции», впечатление, которое было создано в репортаже газеты «Адресс» о собрании на той же неделе. Более поздняя историография поочередно преуменьшала этот момент и подчеркивала его.

Мортенсон и Ренберг считались лидерами каждой фракции. У них обоих был опыт различных форм оленеводства. В Рёрусе Мортенсон уже в 1902 году начал переходить от интенсивного кочевничества оленеводства к экстенсивному производству мяса. Пастбищный район Ренберга в Хельгеланде принадлежал той части южносаамских оленеводов, которые последними отказались от тесной кочевой жизни с оленями. Мортенсон выступал за модернизацию оленеводства. «Таким образом, встретились представители двух разных методов выпаса скота, с несколько противоположными интересами относительно того, чего они хотели достичь в отношении пересмотра законов о оленеводстве. Мортенсон хотел, чтобы оленеводство было интегрировано в норвежское общество, и хотел, чтобы оленеводство было интегрировано в норвежское общество. закон, который соответствовал бы этому, Ренберг глубоко укоренился в традиционном кочевом оленеводстве и стремился сохранить саамские ценности и традиции». [ 13 ]

Мортенсона также не волновало образование саамов в школах. У Ренберга была совершенно противоположная точка зрения. Эта точка зрения была описана как «особое требование» со стороны Ренберга и «общее требование» со стороны Мортенсона. В ходе собрания стало ясно, что представители правительства предпочитают общие, неконкретизированные требования. Ниссену удалось отклонить проект резолюции, предложенный двумя саамами Финнмарка , на том основании, что он касается «особых интересов».

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Северинсен, Анна (1979). «Создание оленеводческих районов на юге Норвегии: злоупотребление или содействие?» . Восьмерки . Нет. 116–117. стр. 38–54.
  2. ^ Перейти обратно: а б Железная равнина (1991)
  3. ^ Otnes 1970; p. 129
  4. ^ Сандёй, Рагнхильд. «Норвежизация Финнмарка стала их жизнью: саамские учителя-пионеры из Танафьорда». В Гирджи, Давви (ред.). История саамской школы 4 (на норвежском языке).
  5. ^ Лунд, Свейн (2003). Саамская школа или норвежский стандарт?: Реформы норвежской школьной системы и саамского образования (PDF) . Карасьок, Норвегия: Давви Гирджи.
  6. ^ Осет, Бьёрн. «Школа-интернат как социальный центр села». В книге «Юг» (ред.). История саамской школы 1 (на норвежском языке).
  7. ^ Борген (1997), с. 11–25
  8. ^ Солбакк, Джон Тригве; Солбакк, Оге (1999). Потому что жизнь зовет нас в бой, и мы приходим – мы приходим сюда! / Сама жизнь зовет нас в бой, и мы приходим – мы приходим немедленно! . Карасьок, Норвегия: Авторы. ISBN  82-92044-00-0 .
  9. ^ Асплунд, Роланд. «Книга школы кочевников» . Церковь Швеции (на шведском языке).
  10. ^ Перейти обратно: а б Булл, Кирсти Стром (2005). «Оленесаамы и 1905 год» . План . 3–4 .
  11. ^ Лёв, Андерс (1994). «Саамское ситже спускается на Гаулдалсвидду в 1811 году». Фестскрипт Орнулву Воррену . Тромсё, Норвегия: Музей Тромсё. ISBN  8271420178 .
  12. ^ Ян Х. (19 марта 2011 г.). «Саамская община погибает на Гаулдалсвидде» . История саамов (на норвежском языке).
  13. ^ Перейти обратно: а б Берг, Борд А. (1994). Закон об оленеводстве 1933 года: О первом законе об оленеводстве, охватившем всю Норвегию: Предыстория, история и содержание (на норвежском языке). Каутокейно, Норвегия: Саамский институт.
  14. ^ Дагспостен в ежедневных сводках 6-10. февраль 1917 г.; воспроизведено Боргеном, 1997 г.
  15. ^ "Протокол Norske lappers..." (1991)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b4b6d52d0d3bd0537593e54ece66a06__1717954980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/06/8b4b6d52d0d3bd0537593e54ece66a06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sámi Assembly of 1917 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)