Ара Арутюнян
Ара Арутюнян Ара Арутюнян | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 28 февраля 1999 г. | (70 лет)
Род занятий | Художник, Скульптор |

Ара Арутюнян ( арм . Ара Арутюнян ; 28 марта 1928 — 28 февраля 1999) — армянский скульптор-монументалист, график, народный художник Армении, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской академии художеств, профессор .
Он является создателем монументальной статуи «Мать Армения», установленной на высотах Еревана , которая стала одним из самых популярных символов Армении. Арутюнян возродил традиции средневекового армянского архитектурно-скульптурного комплекса и создал свой яркий стиль декоративно-сюжетного рельефного искусства. Среди них такие знаковые произведения, как музей Эребуни, скульптурный комплекс Государственного академического театра имени Г. Сундукяна, мемориальный комплекс Сардарапат и памятник Муса Лер, рельефы Ереванского виноградарского завода. [ 1 ]
Творческое наследие скульптора велико, и его значение выдающееся. Его творчество отличается разнообразием использованных жанров и композиций, многогранностью и масштабностью. Арутюнян создал более 40 монументальных и монументально-декоративных произведений, скульптурные комплексы в Армении, России, Франции, Италии, Филиппинах и других странах, а также рельефы, надгробия, станковые скульптуры, десятки рисунков и графических работ.
Искусствовед А. Каменский отметил: «Арутюнян оказал сильное влияние на сегодняшний Ереван. Он создал его центральную вертикаль, величественную монументальную статую «Мать Армения». Барельефы и декоративные скульптуры работы мастера украшают вход в театр имени Г. Сундукяна. , музей Эребуни, Дом журналистов и другие здания. Их архитектурно-скульптурная композиция во многом определяет художественно-пластическую выразительность современного Еревана, язык его символов и исторический. ассоциации». [ 2 ]
Детство
[ редактировать ]Ара Арутюнян родился 28 марта 1928 года в Ереване. Его отец был музыкантом, работавшим в Армянской филармонии и Театре оперы и балета имени А. Спендиаряна , художественным руководителем и дирижером которого был К. Сараджев. С раннего детства А. Арутюнян демонстрировал выдающийся талант к искусству и серьезный интерес к скульптуре. В детстве он любил театр и изобразительное искусство, особенно произведения М. Врубеля. Однажды, когда он был еще мальчиком, он нашел кусок туфа и, используя все, что смог найти, вытесал женскую голову, похожую на армянскую богиню Анаит. Эта работа получила похвалу от художника Тарагроса, который был очень сведущ во всем, что касалось армянских орнаментов и миниатюр.
После окончания седьмого класса (1943 г.) Арутюнян поступил в Ереванское художественное училище имени Ф. Терлемезяна. Он был учеником мастерской Г. Агароняна, который знакомил своих учеников с историей европейской культуры, расширяя их знания и формируя вкусы.
В 1948 году две студенческие работы Арутюняна были выставлены в фойе театра Спендиаряна в Ереване. [ 3 ] В 1952 году Арутюнян получил премию Министерства культуры Армянской ССР за проект памятника Анани Ширакаци. [ 4 ]
Освоение творчества
[ редактировать ]После окончания художественного училища Арутюнян поступил в Ереванский художественно-театральный институт и окончил его с отличием в 1954 году. Дипломной работой скульптора стала победившая в конкурсе бронзовая статуя Комитаса, установленная на могиле композитора (Ереван. Пантеон Комитаса ). [ 5 ] Как выразился искусствовед А. Каменский, «...таким образом Арутюняну была оказана великая народная честь». [ 6 ]
Среди его ранних работ - памятники-бюсты В. Белинскому (1957), писателю А. Ширванзаде (1958), надгробия народному артисту Армянской ССР А. Восканяну (1958), художнику Э. Татевосяну (1961), врачу С. Согомонян (1962). Вехой этого периода является портрет Иды Кар (1957), известного английского фотографа армянского происхождения.
Львица (1958 г.), установленная у дороги к средневековому монастырю Гегард, была одной из первых декоративных скульптур в Советской Армении. [ 7 ]

Взрослая жизнь
[ редактировать ]С 1960-х годов Арутюнян вступил в новый и удивительно продуктивный этап своего монументального скульптурного творчества. В этот период он создал первый скульптурный комплекс в Советской Армении. Благодаря Арутюняну в Армении появились первые сюжетные рельефы, связанные с архитектурой зданий. Член-корреспондент Российской академии художеств искусствовед С. Орлов писал: «Арутюнян художественно и индивидуально преобразовал традиции древневосточной монументальной скульптуры. Он создал свой яркий и самобытный стиль». [ 8 ]
В 1968-1969 годах Арутюнян работал над проектом музея Эребуни (тема барельефов главного фасада – «Царь Аргишти и основатели города», южного – «Львиная охота», а северного – «Бог Халди»). Скульптурные украшения музея – это образная история, петляющая во времени, изображающая времена древнего государства Урарту.
В 1970 году Арутюнян был награжден Почетной грамотой Союза архитекторов СССР за рельефы музея Эребуни . В 1966-1976 годах он работал над своим любимым проектом - скульптурным комплексом Армянского государственного академического театра имени Г. Сундукяна, отражающим почти 2000-летнюю историю армянского театра.
Театр Г. Сундукяна — одно из первых масштабных сооружений Советской Армении, сочетающих декоративную скульптуру и архитектуру. Комплекс состоит из главного входа театра, памятника драматургу Г. Сундукяну (1972 г.) и барельефа Сирин (1976 г.). Рельефы главного входа в театр включают женскую фигуру, символизирующую победу и возрождение, маски драмы, комедии и мудрости, знак вечного движения и гибкие танцующие фигуры. Справа вверху изображение царя Артавазда II, который в 53 г. до н.э. основал первый армянский театр в городе Арташат. Слева в круговой планировке установлен памятник Г. Сундукяну – писателю, основавшему школу критического реализма в армянской литературе и создавшему национальный армянский театр. Скульптурный портрет драматурга установлен на постаменте, напоминающем театральную сцену. Завершающая деталь комплекса – барельеф «Сирин». Сказочная птица, изображенная на туфе теплого цвета охры, похожа на изображения, увиденные на страницах средневековых армянских рукописей. [ 9 ]
Детали армянской культуры и истории нашли свое воплощение в композициях «Ваагн-драконборец» (1965) и «Орел-строитель» (1966), обрамляющих северный и южный въезды в Ереван, а также в рельефах « Лисы Ереванского виноградного завода» и «Борьба с Лев (1961).
В 1960 году вместе с архитектором В. Саркисяном Арутюнян воздвиг памятник героям Зангезура в городе Горис.
В 1964 году Арутюнян был награжден медалью Академии художеств СССР за источник-памятник Саят-Нова (1963). Эта работа считается одним из лучших образцов архитектурно-скульптурного микроансамбля в городской среде. [ 10 ] Выбор белоснежного мрамора в качестве материала для памятника имеет глубокий смысл. Он символизирует духовно-поэтическую фигуру Саят-Нова. Голова поэта выполнена цельной, лицо проработано резцом. Скульптурная композиция памятника связана с его архитектурным замыслом. Прямоугольные мраморные блоки образуют световые отверстия, через которые мы видим, как солнечный свет падает на листья деревьев. На верхней горизонтальной плите памятника расположены рельефы женских голов в традиционных головных уборах. На другой стороне изображение двух орлов, символизирующих дружбу между народами. В правом нижнем углу струя воды стекает по мраморной канавке. Памятник великому армянскому поэту Саят-Нове был открыт в Ереване в 1963 году, во время празднования 250-летия поэта. Это открытие было особенно праздничным; в нем приняли участие руководители Армении и значимые деятели, представляющие армянское искусство и культуру. Стихи Саят-Новы читали вслух, церемония открытия сопровождалась хоровым пением.
В 1963 году Арутюнян создал статую « Рассвет» («Восход»). Фигура девушки из чеканного алюминия установлена на трассе Ереван-Севан. Британский фотограф Норман Паркинсон , приехавший в Армению вместе со своей творческой командой, сфотографировал памятник с моделью Джерри Холл, и оно было опубликовано в журнале Vogue UK в 1975 году как одна из лучших работ художника. [ 11 ] [ 12 ]
В 1967 году Арутюнян реализовал один из своих главных монументальных проектов - монументальную статую «Мать Армения» , установленную в парке Победы в Ереване. Это самый крупный памятник в Армении: его высота вместе с постаментом 54 м, высота самой статуи, выполненной из кованой меди, 22 м, весит 22 тонны. [ 13 ] Отличительные особенности фигуры – стилизованная форма рук, строгие очертания одежды, правая рука, согнутая точно под прямым углом – являются, по замыслу Арутюняна, символами мощи и силы этой фигуры-защитника, мощи и Величие Родины. Памятник кажется единым монолитом. Задача перед скульптором была тем более сложной, что статуя создавалась для уже существующего постамента, на котором раньше стоял памятник Сталину. Это еще раз продемонстрировало профессиональную компетентность и мастерство Арутюняна. 1968 году Армению посетил выдающийся историк А.З. Манфред, труды которого по истории Франции явились значительным вкладом в изучение истории . В впечатления от памятника «Мать-Армения», который «поражает своим воздействием и художественным значением». [ 14 ]
То, как памятник стал средоточием архитектуры города Еревана и сыграл градообразующую роль, отметил известный искусствовед А. Каменский. [ 15 ]
О процессе создания памятника «Мать Армения» Арутюнян рассказал в интервью газете «Советакан Арвест» . [ 16 ] Он рассказал, что по его замыслу монумент « Мать Армения» должен был стать олицетворением мужества, героизма и победы.
В 1968 году Арутюнян создал (совместно с архитектором Р. Исраеляном и скульпторами С. Манасяном и А. Шагиняном) грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, посвященный героям Сардарапатской битвы и расположенный в 10 км от города Армавира, справа. где в 1918 году армяне одержали победу над турецкой армией. В композицию вошли фигуры крылатых быков, аллея орлов, ведущая к стене Победы, здания трапезной и Этнографического музея Армении.
В. Цельтнер говорит: «Монументальная скульптура Арутюняна, с несравненной силой воплотившая его любимую героическую тему, продолжает двигаться вперед... Его крылатые кони и орел на стене Победы в Сардарапатском боевом комплексе почти геральдичны». [ 17 ] "Главная роль в скульптурной композиции комплекса принадлежит Стене Победы. Весь характер ее скульптуры, ее образный язык, принципы построения барельефных композиций демонстрируют связь с предыдущими работами Ара Арутюняна", - отмечает искусствовед Б. Зурабов. [ 18 ]
В 1969 году Сардарапатский мемориальный комплекс был номинирован на Государственную премию СССР.
В 1976 году на холме возле села Муса Лер Армавирской области Армении был установлен мемориал Муса Лер работы Арутюняна в память о борьбе жителей армянских сел у подножия горы Муса-Даг против турецкой армии в 1915 году. Памятник выполнен в виде крепости и на нем имеется изображение орла. Передняя стена конструкции из туфа украшена барельефами воина и силуэтом корабля в память о французском корабле, спасшем армянские семьи, вышедшие из крепости смерти. В документальный фильм «Скульптор Ара Арутюнян» вошли редкие кадры работы скульптора над памятником. [ 19 ]
Арутюнян выразил почтение австрийскому писателю Францу Верфелю, написавшему Сорок дней Муса-Дага» роман « , описывающий эти исторические события. Скульптурный портрет писателя он подарил мемориалу Мусы Лера. В 1978 году создал декоративную скульптуру «Муза» из кованой меди. Он украшает Дом журналиста в Ереване, где скульптор прожил 25 лет.
В 1982 году скульптор воплотил в жизнь, по выражению искусствоведа В. Цельтнера, «героический образ, который показался ему наиболее привлекательным», чугунный памятник « Слава Труду» («Рабочий»), установленный на площади Труда в заводском районе г. Ереван. Сила человеческого духа воплотилась в фигуре рабочего, мощной и динамичной в своем поступательном движении. [ 20 ] Памятник рабочему был варварски снесен в 1997 году. Фрагменты разрушенного памятника до сих пор не найдены.
Фигура гениального композитора Комитаса служит лейтмотивом всех произведений Арутюняна. За свою жизнь в искусстве скульптор создал множество скульптур и графических работ на эту тему. В 1988 году Арутюнян осуществил свою мечту, установив памятник Комитасу в парке Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Об этой творческой идее он рассказал в интервью ереванской газете "Ерекоян" в 1977 году. Скульптор говорил: "Комитас для меня - недосягаемая вершина, воплощение святости...", "Комитас всегда с нами, среди нас". [ 21 ]
Его наследие включает множество скульптур. Он создал целую галерею скульптурных портретов самых известных деятелей армянской истории и культуры: писателя О. Туманяна, композитора Комитаса, режиссера В. Аджемяна, певца Л. Закаряна, народных артистов СССР М. Мкртчяна и С. Саркисяна. , героя Советского Союза летчика-испытателя Р. Каприеляна, а также портрет палестинского скульптора Муна Сауди и несколько обобщенных и аллегорических изображений: Падение Ани («Последний Вздох»), «Зов» , «Победитель» , «Страна Наири» и «Надежда» .
Арутюнян был художником-графиком, создавшим рисунки, представлявшие, по выражению искусствоведа Владимира Цельтнера, «удивительно значительную и разнообразную отдельную часть творчества скульптора, столь преданного своей основной профессии». [ 22 ]
Его персональные выставки с большим успехом проходили в Москве, Ереване и многих других городах, и помимо скульптур они всегда включали рисунки и графические произведения, такие как «Театр» , «Молитва », «Портрет актрисы» и др. Особенно мастерски выполнены линейные рисунки тушью, такие как как «Танец» , «Обнаженная» , «Женщина и сатиры» . Искусствовед С. Капланова говорит: «Рисунки Арутюняна по чистоте и целомудрию взгляда художника на женское тело сродни работам Ботичелли и Джорджоне». [ 23 ]
С 1974 по 1999 годы скульптор был профессором Ереванской государственной академии художеств. Своими воспоминаниями о своем учителе его ученики поделились в статье «Мастер Ара Арутюнян глазами его учеников». [ 24 ]
Художественную значимость и ценность художественного наследия Арутюняна отмечали ведущие искусствоведы, в том числе А. Каменский, В. Цельтнер, Г. Кнабе, Р. Аболина, И. Иванова, А. Стригалев, С. Капланова, Б. Зурабов, М. Айвазян и С. Орлов.
Основные работы
[ редактировать ]- 1955 г. На могиле композитора установлен бронзовый памятник Комитасу. Пантеон. Ереван
- 1958. Львица Гегарда. Образ декоративной скульптуры Львицы в Гегарде в настоящее время используется в дизайне известного армянского коньячного бренда Great Valley.
- 1960 г. Памятник профессору Р. Еоляну. Горис. Армения
- 1961 г. Обелиск в честь воинов 89-й Таманской дивизии, погибших в Великой Отечественной войне за освобождение Севастополя.
- 1961 г. Северный фасад Ереванского винного завода. Барельефы. Бой со львом и лисами
- 1963. Рассвет . Фигурка изготовлена из алюминиевой чеканки. Установлен на трассе Ереван-Севан.
- 1963 год. Памятник Саят-Нове – одно из самых известных произведений Арутюняна. Монументальный питьевой фонтанчик представляет собой стену из белых мраморных блоков с промежутками между ними. Голова ашуга словно выступает из него. На противоположной стороне находится рельеф с изображением женщин трех закавказских народов. Ереван.
- 1964. Монументальный питьевой фонтанчик «Дружба Еревана и Каррары» . Установлено в Ереване и Карраре (Италия).
- 1964. Монументальный питьевой фонтанчик «Дружба Армении и Эстонии» . Канакер. Армения
- 1965. Монументальный питьевой фонтанчик жертвам Геноцида армян 1915 года. Ереван.
- 1965. Ваагн Истребитель Желаний . Северный въезд в город Ереван
- 1966. Строитель-орел . Южный въезд в город Ереван
- В 1966 году Арутюнян завершил портал Армянского академического драматического театра. Высота портала 5 метров. С левой стороны фигура женщины, олицетворяющей эпоху Возрождения; над порталом — маски, символизирующие драму, комедию, мудрость, знак вечного движения, воздушные женские танцующие фигуры и голова женщины в национальном наряде. Справа – голова царя Артавазда II, создавшего первый армянский театр в городе Аштарак в 53 году до нашей эры. В 1976 году Арутюнян заканчивает работу над скульптурным ансамблем Армянского академического театра имени Г. Сундукяна. Памятник Г. Сундукяну (1972 г.). Сирин. Барельеф (1976) Ереван.
- 1966. Бой Ваагна с драконом. Въезд в город Кафан, Армения.
- В 1967-1968 годах Арутюнян создает скульптуру «Мать Армения», установленную в Ереване в парке Победы. Это самый большой памятник в Армении.
- В 1968 году Ара Арутюнян создал грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, посвященный героям Сардарапата, расположенный в 25 километрах от Эчмиадзина, на месте победы армян над турецкой армией. Армения. (совместно с архитектором Р. Исраеляном и скульпторами С. Манасяном и А. Шагиняном)
- 1968–1969. Музей Эребуни (Главный фасад – Аргишты и основатели города. Южный фасад – Львиная охота, Северный фасад – Бог Халди.) Ереван.
- 1969 Архитектурная скульптура «Сардарапатская битва» выдвинута на соискание Государственной премии СССР.
- 1969 Памятник поэту О. Акопяну. Установлен перед Культурным центром им. С.Кирова. Ереван
- 1974 Рождаемость . Декоративная скульптура. Установлен в Кишиневе в Парке Дружбы.
- 1975 Памятник героям Мусы Лера. Установлен в селе Муса Лер Эчмиадзина. Армения
- 1977 г. Присвоено звание Народного артиста Армянской ССР. Избран членом Союза художников СССР.
- 1977–1978. Творческий визит во Францию в связи с работой над созданием памятника Мисаку Манушяну . Установлен в пригороде Парижа Иври-сюр-Сен.
- 1978 Муза. Декоративная скульптура. Дом журналистов, Ереван
- 1978 Памятник С. Шаумяну, Степанаван, Армения.
- 1979 Скульптурное оформление фасада Культурного центра в Раздане, Армения.
- 1982 Персональная выставка в Ереване.
- 1982 Памятник трудящимся «Слава Труда» Ереван. Демонтирован в 1997 году.
- 1982 Памятник-бюст поэту О. Туманяну. Установлен в Батуми.
- 1983 Персональная выставка в ЦДХ. Крымский Вал. Москва
- 1986 Издана монография «Ара Арутюнян», серия «Мастера советского искусства», Москва. Автор Б. Зурабов
- 1988 г. Установлен памятник композитору Комитасу в парке Ереванской государственной консерватории.
- 1989 Скульптурное оформление детской музыкальной школы имени Заре Саакянца в городе Абовян. Армения
- 1995 Персональная выставка в залах Академии Художеств СССР, РФ. Москва
Комнатные скульптуры
[ редактировать ]- Portrait of a student. 1954. Bronze. Museum of Fine Arts. Kirovakan
- Комитас. 1954. Мрамор. 54х47х30. Национальная галерея Армении. Ереван
- Поэт О. Акопян. 1956. Мрамор. 56х100х50. Музей М. Абегяна. Ереван
- Молодежный.Терракота 1962.123х60х40. Национальная галерея Армении. Ереван
- Молодость. Цветной гипс.121х57х35. Национальная галерея Армении. Ереван
- Портрет народного архитектора СССР Р. Исраеляна. 1970. Туфа. Музей изящных искусств. Кировакан
- Страна Наири. Фигура. 1970. Бронза. 55х54х44. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Fertility. Bronze. 1970. Museum of Fine Arts. Kirovakan
- Комитас. Голова. 1972. Мрамор. 67×30×35 Дом хорового общества. Лобби. Ереван
- Комитас. Фигура. 1972. Бронза. Дом хорового общества. Ереван
- Комитас. Фигура в полный рост. Бронза. Таф. 1972,63×16×13. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Габриэль Сундукян. Голова. Бронза. 1972. Русский драматический театр им. Станиславского. Лобби. Ереван
- Портрет режиссера В. Аджемяна. 1974. Бронза. 34х25х30. Национальная галерея Армении. Ереван
- Портрет Р. Каприеляна, летчика-испытателя, Героя Советского Союза и летчика-испытателя. Бронза 1975 г. 52×33×55. Фонд Международной Конфедерации Союзов Художников. Москва
- Рипсиме. Фигура. Бронза. 1976. 33х18х8.
- Франц Верфель. Голова. 1976. Гипс. Музей архитектурного комплекса Мусы Лера. Эчмиадзинский район
- Просьба (Молитва) Бронза и камень. 58х25х25. Фонд Международной Конфедерации Союзов Художников. Москва
- Мыслитель. Фигура. 1978. Бронза, искусственный камень. 68х28х48. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Победитель. 1978. Бронза. 74х39х16. Национальная галерея Армении. Ереван
- Крах Ани. 1978. Бронза. 25х46х22. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Портрет дочери Сюзанны. Мрамор. 1978. 45, 5x32x48, 5. Фонд Международной Конфедерации Союзов Художников. Москва
- Вызов. Бронза. 1978. 55х74х30. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Портрет народного артиста Армянской ССР Ф. Мкртчяна. 1979. Бронза. 38х29х32. Государственная Третьяковская галерея. Москва
- Портрет врача К. Карагуляна. 1980. Бронза. 36х33х30
- Портрет О. Лилояна. 1980. Бронза. 36х21х30
- Портрет Л. Нерсесяна. 1980. Бронза. 35х25х30.
- Портрет певца Л. Закаряна. 1980. Мрамор. 41х50х30
- Виноградарь. 1980. Бронза. 37,5х15х19. Национальная галерея Армении. Ереван
- Портрет Рузан. 1980. Терракота 33х23х23.
- Портрет палестинского скульптора Муны Сауди. 1982. Бронза. 48х29х32. Фонд Международной Конфедерации Союзов Художников. Москва
- Портрет народного артиста Армянской ССР Соса Саргсяна. 1982. Бронза. 36х25х29.
- Fertility. Bronze. 1983. 64х28х28. Museum of Fine Arts. Kirovakan
- Надеяться. Бронза. 1984. 93х38х28.
- Портрет академика Г. Брутяна. 1984. Мрамор. 40х58х29
- Коммитас. Бронза. 26х25х28. Музей Комитаса. Ереван
- Кара-Мурза. Гипс. 45х160х40. Национальная галерея Армении. Ереван
- Хацагорц Адалян. Цветной гипс. 50х50х30. Союз Художников. Армения
- Месроп Маштоц. Гипс. 109х55х25. Управление курортами и санаториями. Ереван
- Архитектор Трдат. Бронза. 79х24,5х34. Фонд Международной Конфедерации Союзов Художников. Москва
- Портрет президента Филиппин Корасон Акино. 1988. Бронза. Установлен во дворце Малакананг, Манила, Филиппины.
Награды
[ редактировать ]- 1952 г. получил премию Министерства культуры Армянской ССР за проект памятника Анани Ширакаци.
- 1955 г. стал членом Союза художников Армянской ССР и СССР.
- 1955-1966 преподавал в Ереванском художественном училище имени Ф. Терлемезяна.
- 1959 г. участвовал в круизе по Европе в составе делегации советских художников.
- 1964 г. награжден медалью Академии художеств СССР за весенний памятник «Саят-Нова» в Ереване; присвоено звание Заслуженного артиста Армянской ССР.
- В 1964 году избран членом Совета Союза художников Армянской ССР.
- 1965 г. участвовал в 4-й Международной выставке скульптур в Карраре, Италия.
- 1970 г. награжден Почетной грамотой Союза архитекторов СССР за рельефы музея Эребуни.
- 1972 г. присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР; совершил творческую поездку в Италию в составе делегации Академии художеств СССР.
- В 1974 году совершил творческую поездку в Великобританию в качестве главы делегации художников СССР.
- 1974-1999 преподавал в Ереванской государственной академии художеств.
- 1977 г. присвоено звание Народного артиста Армении; избран членом правления Союза художников СССР.
- 1977-1978 гг. находился с визитом во Франции в связи с работой над созданием памятника Мисаку Манушяну и участием в церемонии открытия.
- В 1988 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР; стал профессором
- 1988 год – творческое путешествие в Малайзию, Сингапур, Филиппины; награжден орденом Дружбы народов.
Цифры
[ редактировать ]-
Вардан Ачемян
-
Портрет дочери Сусанны, мрамор, 1978, фонд Третьяковской галереи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ С. Орлов. Сольный вечер памяти профессора А.А. Арутюняна // Портал современной российской скульптуры. Союз московских скульпторов.
- ^ A. Kamensky. Fortunes and natures // Tvorchestvo, No. 7, 1983 (In Russian).
- ^ Б. Зурабов. Ара Арутюнян (монография). М.: Издательство «Советский художник», М, 1986 (на русском языке).
- ^ Биография Ара Арутюняна
- ^ Б. Зурабов. Ара Арутюнян (монография). М.: Издательство «Советский художник», М, 1986 (на русском языке)
- ^ A. Kamensky. Fortunes and natures // Tvorchestvo, No. 7, 1983. (In Russian)
- ^ Б. Зурабов. Ара Арутюнян (монография). М.: Издательство «Советский художник», М, 1986 (на русском языке).
- ^ С.И. Орлов. Творческий вечер памяти профессора А.А. Арутюняна // Портал современной российской скульптуры. Союз московских скульпторов (на русском языке)
- ^ https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=E7O0a4EVUYI Документальный фильм "Скульптор Ара Арутюнян", 1976, Ереванская студия игровых и документальных фильмов, 10 мин (287 м), черно-белый. Сценарий: Р. Манукян, Г. Айрапетян, реж. Р. Франгулян, операторская работа Э. Матевосян (на армянском языке).
- ^ Б. Зурабов. Ара Арутюнян (монография). М.: Издательство «Советский художник», М, 1986 (на русском языке)
- ^ «Первое путешествие британского Vogue в СССР в 1976 году | shrimptoncouture.com» . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ "Фотография На Память" .
- ^ Город и скульптор. Интервью с А. Арутюняном // Советакан Арвест, № 9, 1973 г. (на армянском языке)
- ^ АЗ Манфред. Наполеон Бонапарт. Ереван: Издательство Айастан, 1975. Введение (на армянском языке).
- ^ A. Kamensky. Fortunes and natures // Tvorchestvo, No. 7, 1983, (in Russian)
- ↑ Газета «Советакан Арвест» , «Город и скульптор», № 9, 1973, на армянском языке.
- ^ V. Tseltner. Ara Harutyunyan’s Art World //Iskusstvo, No. 12, 1983, (in Russian)
- ^ Б. Зурабов. Ара Арутюнян и монография). М.: Издательство «Советский художник», 1986 (на русском языке)
- ↑ 1976, Ереван, режиссёр Р. Франгулян)
- ^ V. Tseltner. Ara Harutyunyan’s Art World //Iskusstvo, No. 12, 1983 (in Russian)
- ^ Г. Айрапетян. Истина искусства бессмертна // Ерекоян Ереван, № 163, 1977 г. (на армянском языке).
- ^ V. Tseltner. Ara Arutyunyan’s Art World // Iskusstvo, No. 12, 1983 (in Russian)
- ^ С. Капланова. Ара Арутюнян. М., 1968 (на русском языке)
- ^ "Мастер Ара Арутюнян Глазами Учеников" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Биография Ара Арутюняна
- Сергей Орлов. Творческий вечер памяти профессора А. А. Арутюняна. Портал современной российской скульптуры. Объединение Московских Скульпторов. 2013 г.
- Ара Арутюнян.Б.Зурабов.Советский художник.М.,1986