Василий Вайнонен
Василий Вайнонен | |
---|---|
Рожденный | 21 февраля 1901 г. |
Умер | 23 марта 1964 г. | ( 63 года
Гражданство | Русская, Советская |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2011 г. ) |
Василий Иванович Вайнонен , также пишется Василий ( русский : Васи́лий Ива́нович Вайно́нен ) (1901–1964), был русским хореографом, главным образом Кировского балета, ныне известного как Мариинский балет , с которым он работал с 1930 по 1938 год. [ 1 ]
В 19 лет он начал ставить хореографические произведения, в основном для небольших концертных площадок, и быстро сделал себе имя. Его начальная карьера в Кировском театре несколько пошатнулась после того, как он поставил один из актов (совместно с В. П. Чеснаковым и Леонидом Якобсоном) балета Шостаковича «Золотой век». Секция Вайнонена подверглась частичной цензуре из-за использования в ней западных танцевальных стилей, а после первого показа балет был отложен.
Из всех произведений Вайнонена этого периода до сих пор исполняется «Пламя Парижа» (русский: Пла́мя Пари́жа) 1932 года на музыку Бориса Асафьева, частично включающую мелодии песен Французской революции. Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева адаптировано по книге Феликса Гра. Премьера спектакля состоялась в Кировском театре в Ленинграде 7 ноября 1932 года с Натальей Дудинской в роли Мирей де Пуатье, Вахтангом Чабукиани в роли Жерома, Ольгой Жордан в роли Жанны, Ниной Анисимовой в роли Терезы и Константином Сергеевым в роли Мистраля. Балет создал аналогию между французской и русской революциями и считается ярким примером «советского героического драмбалета». Премьера спектакля состоялась в Большом театре годом позже в слегка переработанной форме с Вахтангом Чабукиани, а затем с Алексеем Ермолаевым в главных ролях в роли Джерома.
Возможно, другой его самой знаменитой постановкой была версия « Чайковского 1934 года Щелкунчика» , постановка, которая была успешно возрождена в 1954 году, доступна на DVD в возрождении 1994 года и остается в репертуаре труппы по сей день. Другие хореографы любимого рождественского балета, такие как Михаил Барышников и Юрий Григорович , свободно позаимствовали некоторые идеи якобы у «Щелкунчика» Вайнонена для своих постановок. (Вайнонену часто ошибочно приписывают звание первого
Однако Барышников в постановке «Щелкунчика» все же позаимствовал хореографию Вайнонена для «Вальса снежинок» и отдал ему должное в счете. [1] Он также включил, как и Вайнонен, кукольный спектакль, поставленный Дроссельмейером во время сцены Рождественской вечеринки. Кукольный спектакль предвещает более поздние фэнтезийные сцены, поскольку в качестве персонажей выступают принц, принцесса и Мышиный король.
Позже он поставил новые версии классических балетов: «Раймонда» (1938, Кировский театр), «Арлекинада» (1945, Минский театр), «Спящая красавица» (1952, Новосибирский театр). Другие его балеты: «Мирандолина» Василенко (1949, Большой театр; 1965, Театр Навои, Ташкент), «Гаяне» (1957, Большой театр), танцы в опере Сметаны «Проданная невеста» (1948, Большой театр). Он также написал либретто (совместно с Павлом Маляревским) к опере Щедрина «Конек-Горбунок» (1960, Большой театр), поставил танцы в операх и концертных номерах.
В 1951–1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета. Был удостоен Сталинской премии первой степени (1947) — за балет «Пламя Парижа». Он был женат на Клавдии Армашевской. В.И. Вайнонен умер 23 марта 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.