Озавиндиб

Озаавиндиб ( «Желтая голова» на английском языке, записываемая по-разному как Оза Виндиб , О-зав-вен-диб , О-зав-ван-диб , Озавондиб и т. д.) ( оджибве ) был представителем начала 19 века ( эт. 1797-1832 гг.). ) агоква [ 2 ] воин. Озаавиндиб, родившийся мужчиной, иногда носил одежду, более типичную для женщин. [ примечание 2 ] У Озаавиндиба было несколько мужей, и по ряду причин его считали гендерно-неконформным . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Озаавиндиб, вероятно, родился в середине-конце семнадцатого века. Отцом Озаавиндиба был Вишкобак («Сладкий» или « Ле Сукре », записанный как «Веш-ко-баг»), вождь грабителей озера Лич . [ 4 ] К 1800 году грабители, в том числе Озаавиндиб, жили на Гаа-Мисквааакокааге возле озера Лич — местности, ранее населенной народом Дакота , который вел войну с мигрирующими оджибве. [ 4 ] Джон Таннер описал статус Озаавиндиба как аяакве словами: «Этот мужчина был одним из тех, кто делает себя женщинами, и индейцы называют их женщинами». [ 3 ]
Когда Таннер расположился лагерем на Красной реке Севера около 1800 года, он сообщает, что был предметом интереса Озаавиндиба, которому в то время было около 50 лет и который уже имел несколько мужей. Таннер сообщил, что, отвергнув неоднократные попытки Озаавиндиба, Озаавиндиб все еще был полон решимости завоевать сердце Таннера. Озаавиндиб исчез на несколько дней и вернулся в лагерь с столь необходимым свежим мясом. Однако даже после того, как Таннер подарил ему мясо, он все равно отверг Озаавиндиба. [ 5 ] Наконец, признав, что ухаживания не увенчались успехом, Озаавиндиб стала третьей женой вождя Вэньджи-дотаагана . [ примечание 3 ]
Александр Генри сообщил в своей газете «Пембина Пост» в 1797 году, что, когда Озаавиндиб был пьян, «он был не просто помехой, но и надоедливым человеком». [ 6 ] К 1800 году Озаавиндиб и Венджи-дотааган были включены Генри в состав его команды, причем Генри вспоминал, что Озавиндиб был «лучшим бегуном среди сальтеров [оджибве]», известным героическим подвигом во время битвы с дакотой. [ 1 ]
В июне 1832 года Озаавиндиб и еще один оджибве из Гаа-Мисквааваакокаага направлялись в форт Су-Сент. Мари должна сообщить индийскому агенту Генри Скулкрафту о военном отряде из Лич-Лейк, отправляющемся преследовать «Дакоту». Они встретились со Скулкрафтом в сопровождении мужской экспедиции недалеко от Фон-дю-Лак . Скулкрафт убедил Озаавиндиба стать его проводником обратно в Гаа-Мисквааакокааг. Озаавиндиб привел Скулкрафта и его людей к Гаа-Мисквааакокаагу, а затем к Омашкузо-Заага'игану (Лосиному озеру), переименованному Скулкрафтом в озеро Итаска . После посещения истока реки Миссисипи экспедиция вернулась в деревню оджибве на Гаа-Мисквааваакокааг. 16 июля 1832 года Скулкрафт созвал официальный совет, на котором вручил Озаавидибу медаль. По словам Скулкрафта, в деревне не было огимаа (наследственного вождя), но Озаавиндиб был «главным человеком в банде». Скулкрафт не упомянул статус аяакве или какое-либо гендерное несоответствие со стороны Озаавиндиба.
Наследие
[ редактировать ]Озаавиндиб упоминается в таких топонимах, как озеро Плантагенет ( Ozaawindibe-zaaga'igan ) и река Скулкрафт ( Ozaawindibe-ziibi ) на языке анишинабе , [ 7 ] и как Йеллоу-Хед-Пойнт на озере Итаска. [ 8 ] по-английски.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Сына и брата Озаавиндиба звали Вишкобак, а отец присутствовал в Прерии дю Чиен. Однако считается, что изображенный мужчина выглядит слишком молодым для отца по крайней мере пятидесятилетнего Озаавиндиба, поэтому он, скорее всего, является младшим Вишкобаком или другим сыном старшего Вишкобака.
- ↑ Авторы: те, кто писал об Озаавиндибе, которые могли быть знакомы, а могли и не знать, что оджибве считали гендерной одеждой в то время и в том месте.
- ^ Вэньджи-дотааган (записанный как Ва-ге-то-та-гун или «У него есть колокольчик»), часто он назывался Вэньджи-дот (записанный как «Ва-ге-тоте»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Торстад, Дэвид (24 марта 2015 г.). «О «Сладкой», «Желтой голове» и «Двухдухах» | MR Online» . mronline.org . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Пруден, Харлан; Эдмо, Се-а-дом (2016). «Люди с двумя духами: секс, гендер и сексуальность в исторической и современной Северной Америке» (PDF) . Центр политических исследований Национального конгресса американских индейцев .
- ^ Jump up to: а б Плен , с. 89
- ^ Jump up to: а б Письма , 2:241
- ^ Плен , стр. 90-91.
- ^ Новый Свет , с. 164
- ^ «Свободный словарь оджибве» . Freelang.net.
- ^ 47°12′53″N 95°12′36″W / 47.21472°N 95.21°W
Библиография
[ редактировать ]- Кэтлин, Джордж. (1841) Письма и заметки о нравах, обычаях и положении индейцев Северной Америки, 1832-39. Лондон: Тоссвилл и Майерс.
- Куэс, Эллиотт, изд. (1897) Новый свет на раннюю историю Большого Северо-Запада: рукописные журналы Александра Генри и Дэвида Томпсона . Нью-Йорк: Фрэнсис П. Харпер.
- Гилфиллан, Дж. А. (1893) Рукописи преподобного Дж. А. Гилфиллана. Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты.
- Джеймс, Эдвин, изд. (1830) Плен Джона Таннера . Нью-Йорк.
- Школьное мастерство, Генри Роу. (1834) Рассказ об экспедиции через Верхнюю Миссисипи к озеру Итаска: настоящий источник этой реки . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- —————, (1851, переиздание 1975 г.) Личные воспоминания о тридцатилетнем проживании с индейскими племенами на американских границах . Филадельфия: Липпинкотт, Грамбо и компания, переиздание Нью-Йорк: Arno Press
- 1885, переиздание 1984 г.) Уоррен, Уильям В. (1885, переиздание 1984 г.) ( . Сент-Луис Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты.