Jump to content

Джон Таннер (пленник)

Портрет в «Повествовании о пленении и приключениях Джона Таннера » Эдвина Джеймса, Лондон, 1830 г.

Джон Таннер (ок. 1780 – ок. 1846), также известный под своим оджибвийским именем Шоу-шоу-ва-ва-ба-се («Сокол», Чжаашааванибииси в современном написании), [ а ] был схвачен индейцами одава в детстве после того, как его семья поселилась на реке Огайо в современном Кентукки . Он вырос среди народов одава и оджибве , полностью окультурился и выучил язык Солто . Он женился на женщине-оджибве, служил гидом у европейских торговцев мехом и работал переводчиком. Его история жизни среди оджибве была опубликована в 1830 году. Названная «Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера» , она имела популярный успех и остается важным историческим документом.

Иллюстрация похищения Таннера, Ч. М. Керр для книги «Правдивая история» , 1893 г.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джон Таннер родился около 1780 года. Его отец, которого также звали Джон Таннер, был бывшим проповедником из Вирджинии. Мать мальчика умерла, когда ему было два года, и в 1789 году семья поселилась на реке Огайо в Кентукки недалеко от впадения в реку Грейт-Майами . [ 1 ] Эта страна считалась опасной, поскольку поселенцы конкурировали за территорию с местным народом шауни , которые сражались за защиту своих земель.

В 1789 году, в возрасте девяти лет, Таннер был похищен двумя мужчинами одава и увезен на север, в Северо-Западную территорию (в территорию, которая в 1805 году станет территорией Мичиган). В течение первых двух лет плена с ним жестоко обращались, но затем его продали Нетнокве , женщине из племени Одава, которая усыновила Таннера и относилась к нему более доброжелательно. Она помогла ему приобрести навыки, необходимые для выживания, и вдохновила его на такие обряды посвящения, как убийство медведя и участие в его первом военном отряде. С 1790 по 1820 год Таннер жил с оджибве и сото в районах Великих озер и Красной реки. [ 2 ]

Когда Таннер жил среди оджибве и сото, их традиционный образ жизни охотников и звероловов в северных лесах начал меняться. Торговля мехом отвлекала племена от натуральной охоты и поощряла добычу меха с целью получения прибыли. Лживые торговцы, нехватка дичи, распространение огнестрельного оружия и алкоголя — все это оказало негативное влияние на оджибве, живущих в этом регионе.

В 1800 году, когда ему было 20 лет, Таннер женился на женщине-оджибве, Мис-ква-бун-о-ква, племяннице мичиганского торговца мехом Магделейн ЛаФрамбуаз . [ 3 ] В 1801 году он встретил торговца мехом Дэниела Хармона , который отметил в своем дневнике, что Таннер говорил только на Сото, считался вождем своего народа и был «похож на Солто во всех отношениях, кроме цвета кожи». [ 4 ] Примерно в 1807 году от него ушла первая жена, и в 1810 году он снова женился на женщине из числа коренного населения, известной как Терезия. Во время обоих браков он поссорился со своими родственниками и ему угрожали расправой. К 1812 году он подумывал о возвращении к своей семье в Кентукки, но война 1812 года сделала путешествие невозможным. [ 5 ]

Торговля мехом и воссоединение семьи

[ редактировать ]

В 1812 году Томас Дуглас, 5-й граф Селкирк, основал в этом регионе колонию на земле, купленной у компании Гудзонова залива . Таннер помогал колонистам охотиться на бизонов в первую зиму, когда еды было мало. В 1817 году Селкирк нанял Таннера в качестве проводника, и они намеревались отбить Форт Дуглас у английской компании North West Company, торгующей мехом . После их успеха лорд Селкирк заинтересовался Таннером. Используя смутные воспоминания Таннера о своем детстве, Селкирк нашел свою семью в Соединенных Штатах и ​​помог им воссоединиться. Путешествуя со своей второй женой и детьми, Таннер провел 1818–1822 годы в поисках своей семьи. Его жена поселилась на острове Макинак, а их дети посещали миссионерскую школу. Однако в конечном итоге культурный разрыв оказался слишком большим, и Таннер оставил надежды вернуться к своей прежней жизни. [ 6 ]

Таннер вернулся на канадские территории, где какое-то время работал торговцем в Американской меховой компании на Рейни-Лейк . В 1823 году он попытался вернуть своих детей от первого брака, но его бывшая жена отказалась выдать их и наняла кого-то, чтобы убить его. Хотя он был тяжело ранен, он пережил нападение, но его дети и их мать исчезли, пока он выздоравливал.

Таннера Рассказ

[ редактировать ]
Мнемонические фигуры к индийской песне в повествовании .

В 1827 году, после длительного выздоровления, он со своей второй женой вернулся на остров Макинак и работал переводчиком на заставе армии США. Именно здесь он встретил исследователя, ботаника и врача Эдвина Джеймса . Джеймс записал драматическую историю жизни Таннера среди оджибве. Опубликованный в 1830 году «Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера» имел популярный успех, а также стал важным и подробным историческим отчетом о народе оджибве в критический период перемен. Позже оно было переведено на немецкий и французский языки.

19 июля 1831 года, возвращаясь в Су-Сен-Мари после публикации своей книги, Таннер встретил политолога и философа Алексиса де Токвиля на пароме из Детройта и дал ему копию своего «Повествования» . [ 7 ] Это была важная встреча, поскольку книга Таннера послужила основой для понимания Токвилем коренных обществ в дикой местности Северной Америки и цитируется в его книге «Демократия в Америке» . [ 8 ]

Таннер также сотрудничал с Эдвином Джеймсом для создания перевода Нового Завета на оджибве. [ 9 ] [ 10 ]

Жизнь переводчика

[ редактировать ]

Таннер переехал в Sault Ste. Мари в 1828 году и начал работать переводчиком у индийского агента Генри Роу Скулкрафта . Таннер оказался вовлеченным в вражду между Скулкрафтом и Абелем Бингэмом, баптистским миссионером, из-за контроля над местной миссионерской школой. В конце концов, и Скулкрафт, и Бингхэм обвинили Таннера в том, что он встал на сторону друг друга и предал их доверие. [ 11 ]

К 1833 году Таннер остался безработным и всю оставшуюся жизнь жил как изгой на окраине города. В 1846 году его хижина сгорела дотла, а несколько дней спустя он исчез, в то же время, когда младший брат Скулкрафта, Джеймс Скулкрафт, был найден убитым. Горожане быстро заподозрили, что Таннер убил Скулкрафта, но Таннер так и не был задержан, и его вина так и не была окончательно доказана. Спустя годы тело Таннера было обнаружено в болоте недалеко от города. [ 12 ]

Его внук, которого также звали Джон Таннер, поселился на реке Литл-Саскачеван, где он управлял паромом. Поселение стало известно как «Перекресток Таннера». Это современный сайт Миннедосы, Манитоба .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ это слово обычно означает « ласточка Хотя в современном использовании »; см. статью в Народном словаре оджибве .
  1. ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
  2. ^ Сэйр, Гордон (2007). «Таннер, Джон» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Журналы ЛаФрамбуаза
  4. ^ Боусфилд, Хартвелл (1957). «Знакомьтесь, Джон Таннер» . Театрализованное представление Манитобы . Историческое общество Манитобы.
  5. ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
  6. ^ Боусфилд, Хартвелл (1957). «Знакомьтесь, Джон Таннер» . Театрализованное представление Манитобы . Историческое общество Манитобы.
  7. ^ Пирсон, Джордж Уилсон, Токвиль в Америке (1938), издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, стр. 235, прим.
  8. ^ Гальбо, Джозеф. «Этнография империи и сопротивления: «дикая местность» и «исчезающий индеец» в «Две недели в пустыне» Алексиса де Токвиля и « Повествование о плене » Джона Таннера ». Международный журнал междисциплинарных социальных наук . Том. 4 (5) 2009: 197–212. ( Академия )
  9. ^ Сэйр, Гордон (2007). «Таннер, Джон» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета.
  10. ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
  11. ^ Фирст, Джон (1986). «Возвращение к «цивилизации»: тревожные годы Джона Таннера в Су-Сент-Мари» (PDF) . Журнал истории Миннесоты . 50 (1): 23–36.
  12. ^ Фирст, Джон (1986). «Возвращение к «цивилизации»: тревожные годы Джона Таннера в Су-Сент-Мари» (PDF) . Журнал истории Миннесоты . 50 (1): 23–36.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d1bc38ff100ef6384aec56bcae5f8f7__1718146380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/f7/2d1bc38ff100ef6384aec56bcae5f8f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Tanner (captive) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)