Джон Таннер (пленник)

Джон Таннер (ок. 1780 – ок. 1846), также известный под своим оджибвийским именем Шоу-шоу-ва-ва-ба-се («Сокол», Чжаашааванибииси в современном написании), [ а ] был схвачен индейцами одава в детстве после того, как его семья поселилась на реке Огайо в современном Кентукки . Он вырос среди народов одава и оджибве , полностью окультурился и выучил язык Солто . Он женился на женщине-оджибве, служил гидом у европейских торговцев мехом и работал переводчиком. Его история жизни среди оджибве была опубликована в 1830 году. Названная «Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера» , она имела популярный успех и остается важным историческим документом.

Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Таннер родился около 1780 года. Его отец, которого также звали Джон Таннер, был бывшим проповедником из Вирджинии. Мать мальчика умерла, когда ему было два года, и в 1789 году семья поселилась на реке Огайо в Кентукки недалеко от впадения в реку Грейт-Майами . [ 1 ] Эта страна считалась опасной, поскольку поселенцы конкурировали за территорию с местным народом шауни , которые сражались за защиту своих земель.
В 1789 году, в возрасте девяти лет, Таннер был похищен двумя мужчинами одава и увезен на север, в Северо-Западную территорию (в территорию, которая в 1805 году станет территорией Мичиган). В течение первых двух лет плена с ним жестоко обращались, но затем его продали Нетнокве , женщине из племени Одава, которая усыновила Таннера и относилась к нему более доброжелательно. Она помогла ему приобрести навыки, необходимые для выживания, и вдохновила его на такие обряды посвящения, как убийство медведя и участие в его первом военном отряде. С 1790 по 1820 год Таннер жил с оджибве и сото в районах Великих озер и Красной реки. [ 2 ]
Когда Таннер жил среди оджибве и сото, их традиционный образ жизни охотников и звероловов в северных лесах начал меняться. Торговля мехом отвлекала племена от натуральной охоты и поощряла добычу меха с целью получения прибыли. Лживые торговцы, нехватка дичи, распространение огнестрельного оружия и алкоголя — все это оказало негативное влияние на оджибве, живущих в этом регионе.
В 1800 году, когда ему было 20 лет, Таннер женился на женщине-оджибве, Мис-ква-бун-о-ква, племяннице мичиганского торговца мехом Магделейн ЛаФрамбуаз . [ 3 ] В 1801 году он встретил торговца мехом Дэниела Хармона , который отметил в своем дневнике, что Таннер говорил только на Сото, считался вождем своего народа и был «похож на Солто во всех отношениях, кроме цвета кожи». [ 4 ] Примерно в 1807 году от него ушла первая жена, и в 1810 году он снова женился на женщине из числа коренного населения, известной как Терезия. Во время обоих браков он поссорился со своими родственниками и ему угрожали расправой. К 1812 году он подумывал о возвращении к своей семье в Кентукки, но война 1812 года сделала путешествие невозможным. [ 5 ]
Торговля мехом и воссоединение семьи
[ редактировать ]В 1812 году Томас Дуглас, 5-й граф Селкирк, основал в этом регионе колонию на земле, купленной у компании Гудзонова залива . Таннер помогал колонистам охотиться на бизонов в первую зиму, когда еды было мало. В 1817 году Селкирк нанял Таннера в качестве проводника, и они намеревались отбить Форт Дуглас у английской компании North West Company, торгующей мехом . После их успеха лорд Селкирк заинтересовался Таннером. Используя смутные воспоминания Таннера о своем детстве, Селкирк нашел свою семью в Соединенных Штатах и помог им воссоединиться. Путешествуя со своей второй женой и детьми, Таннер провел 1818–1822 годы в поисках своей семьи. Его жена поселилась на острове Макинак, а их дети посещали миссионерскую школу. Однако в конечном итоге культурный разрыв оказался слишком большим, и Таннер оставил надежды вернуться к своей прежней жизни. [ 6 ]
Таннер вернулся на канадские территории, где какое-то время работал торговцем в Американской меховой компании на Рейни-Лейк . В 1823 году он попытался вернуть своих детей от первого брака, но его бывшая жена отказалась выдать их и наняла кого-то, чтобы убить его. Хотя он был тяжело ранен, он пережил нападение, но его дети и их мать исчезли, пока он выздоравливал.
Таннера Рассказ
[ редактировать ]
В 1827 году, после длительного выздоровления, он со своей второй женой вернулся на остров Макинак и работал переводчиком на заставе армии США. Именно здесь он встретил исследователя, ботаника и врача Эдвина Джеймса . Джеймс записал драматическую историю жизни Таннера среди оджибве. Опубликованный в 1830 году «Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера» имел популярный успех, а также стал важным и подробным историческим отчетом о народе оджибве в критический период перемен. Позже оно было переведено на немецкий и французский языки.
19 июля 1831 года, возвращаясь в Су-Сен-Мари после публикации своей книги, Таннер встретил политолога и философа Алексиса де Токвиля на пароме из Детройта и дал ему копию своего «Повествования» . [ 7 ] Это была важная встреча, поскольку книга Таннера послужила основой для понимания Токвилем коренных обществ в дикой местности Северной Америки и цитируется в его книге «Демократия в Америке» . [ 8 ]
Таннер также сотрудничал с Эдвином Джеймсом для создания перевода Нового Завета на оджибве. [ 9 ] [ 10 ]
Жизнь переводчика
[ редактировать ]Таннер переехал в Sault Ste. Мари в 1828 году и начал работать переводчиком у индийского агента Генри Роу Скулкрафта . Таннер оказался вовлеченным в вражду между Скулкрафтом и Абелем Бингэмом, баптистским миссионером, из-за контроля над местной миссионерской школой. В конце концов, и Скулкрафт, и Бингхэм обвинили Таннера в том, что он встал на сторону друг друга и предал их доверие. [ 11 ]
К 1833 году Таннер остался безработным и всю оставшуюся жизнь жил как изгой на окраине города. В 1846 году его хижина сгорела дотла, а несколько дней спустя он исчез, в то же время, когда младший брат Скулкрафта, Джеймс Скулкрафт, был найден убитым. Горожане быстро заподозрили, что Таннер убил Скулкрафта, но Таннер так и не был задержан, и его вина так и не была окончательно доказана. Спустя годы тело Таннера было обнаружено в болоте недалеко от города. [ 12 ]
Его внук, которого также звали Джон Таннер, поселился на реке Литл-Саскачеван, где он управлял паромом. Поселение стало известно как «Перекресток Таннера». Это современный сайт Миннедосы, Манитоба .
Примечания
[ редактировать ]- ^ это слово обычно означает « ласточка Хотя в современном использовании »; см. статью в Народном словаре оджибве .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
- ^ Сэйр, Гордон (2007). «Таннер, Джон» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Журналы ЛаФрамбуаза
- ^ Боусфилд, Хартвелл (1957). «Знакомьтесь, Джон Таннер» . Театрализованное представление Манитобы . Историческое общество Манитобы.
- ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
- ^ Боусфилд, Хартвелл (1957). «Знакомьтесь, Джон Таннер» . Театрализованное представление Манитобы . Историческое общество Манитобы.
- ^ Пирсон, Джордж Уилсон, Токвиль в Америке (1938), издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, стр. 235, прим.
- ^ Гальбо, Джозеф. «Этнография империи и сопротивления: «дикая местность» и «исчезающий индеец» в «Две недели в пустыне» Алексиса де Токвиля и « Повествование о плене » Джона Таннера ». Международный журнал междисциплинарных социальных наук . Том. 4 (5) 2009: 197–212. ( Академия )
- ^ Сэйр, Гордон (2007). «Таннер, Джон» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Вудкок, Джордж (1988). «Таннер, Джон» . Канадский биографический словарь, том. 7 . Университет Торонто.
- ^ Фирст, Джон (1986). «Возвращение к «цивилизации»: тревожные годы Джона Таннера в Су-Сент-Мари» (PDF) . Журнал истории Миннесоты . 50 (1): 23–36.
- ^ Фирст, Джон (1986). «Возвращение к «цивилизации»: тревожные годы Джона Таннера в Су-Сент-Мари» (PDF) . Журнал истории Миннесоты . 50 (1): 23–36.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джон Таннер, полный текст Повествования
- Джон Таннер, полный загружаемый PDF-файл повествования, заархивированный 9 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- Калпеппер, Майк (3 февраля 2012 г.). «Джон Таннер между двумя мирами» . Храм Мечты .