Ярослав Фальта
Ярослав Фальта | |
---|---|
![]() Ярослав Фальта 28.04.2018 | |
Национальность | чешский |
Рожденный | Румбурк , Чехословакия. | 22 марта 1951 г.
Умер | 27 марта 2022 г. | (71 год)
Мотокроссовая карьера | |
Годы активности | 1971–1982 |
Команды | Чехия |
Победы | 4 |
Ярослав Фальта (22 марта 1951 — 27 марта 2022) — чешский профессиональный гонщик по мотокроссу . Он участвовал в чемпионатах мира по мотокроссу с 1971 по 1982 год. В составе заводской гоночной команды CZ Фальта был одним из лучших гонщиков по мотокроссу начала 1970-х годов на FIM 250cc чемпионате мира по мотокроссу . [ 1 ]
Карьера мотогонщика
[ редактировать ]Фальта родился в Румбурке в Чехословакии (сегодня в Чехии ) недалеко от границы с Восточной Германией . Он вырос в соседнем Йиржикове . Фальта почти завоевал титул чемпиона мира 1974 года в классе 250сс, однако именно советский гонщик Геннадий Моисеев в конечном итоге завоевал корону в наполненной противоречиями финальной гонке сезона. [ 2 ] Чемпионат мира 1974 года в классе 250сс был длиною в сезон битвой между Моисеевым из KTM и Фальтой из CZ. [ 3 ] Моисеев выиграл первую гонку сезона и одержал победу в общем зачете на открывающем сезон Гран-при Испании. Фальта выиграл обе гонки на Гран-при Италии, а затем одержал победу в первом заезде своего домашнего Гран-при в Чехословакии, но затем потерпел две поломки в Польше, а Моисеев выиграл обе гонки. Фальта выиграл мотогонку в Югославии и к середине сезона отставал от российского гонщика на 20 очков. Каждый гонщик занял второе место на Гран-при Западной Германии, но Фальта выиграл гонку на Гран-при Голландии, сократив разрыв в очках до 5 очков перед финальной гонкой сезона в Швейцарии. [ 3 ]
На заключительном этапе сезона 1974 года Фальта лидировал в первом заезде и, казалось, шел к победе, в то время как Моисеев боролся с отказом задней подвески. Когда Фальта наткнулся на замедляющегося российского гонщика и попытался обогнать его, гонщик КТМ попытался помешать ему, позволив гонщикам, занявшим второе и третье места, Гарри Эвертсу и Хокану Андерссону, догнать его. В какой-то момент Фальта попытался обогнать Моисеева, но российский гонщик столкнулся с ним, в результате чего тот упал с велосипеда. Фальта быстро смог подняться, но финишировал третьим, уступив еще несколько очков Моисееву. Теперь Фальте нужно было выиграть финальный заезд, чтобы иметь шанс претендовать на звание чемпиона мира. Когда гонка началась, Фальта снова вырвался вперед. Моисеев был вынужден сойти на седьмом круге из-за механических проблем. Победа выглядела несомненной, но Фальта наткнулся на двух российских гонщиков, Виктора Попенко и Евгения Рыбальченко, и оба, похоже, пытались заблокировать попытки Фальты пройти мимо. Фальта продолжал оказывать давление на двух гонщиков, и во время очередной попытки паса Рыбальченко въехал в него, сбив чешского гонщика с ног. Фальта снова занял третье место, а официальные лица гонки помахали черным флагом двум российским гонщикам, дисквалифицировав их с гонки. Фальта смог догнать и обогнать Эвертса и Гастон Райер вернет лидерство и выиграет гонку. Очевидно, это обеспечило Фальте титул чемпиона мира. Однако через два часа после завершения гонки FIM получила протест от российской команды, в котором утверждалось, что Фальта не стартовал. Члены жюри FIM в конечном итоге встали на сторону российской команды и наложили на Фальту одну минуту штрафа. Пенальти опустил его на восьмое место, отдав чемпионство мира Моисееву и опустив Фальту на второе место в итоговой таблице. [ 3 ]
Хотя Фальте не удалось выиграть чемпионат мира, он продемонстрировал впечатляющие способности, когда победил трехкратного чемпиона мира в классе 500cc Роджера Де Костера и выиграл Суперкубок по мотокроссу 1974 года в Колизее Лос-Анджелеса . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Фальта известен своей преданностью чешским мотоциклам, на которых он участвовал, и помог продемонстрировать миру, что марка CZ побеждает машины, одержав четыре победы в Гран-при над лучшими гонщиками мира, такими как Гарри Эвертс , Джоэл Роберт , Геннадий Моисеев, Хакан . Андерссон и Гастон Рахье . Кроме того, в 1974 году Фальта отправился в Соединенные Штаты и участвовал в избранных соревнованиях Inter-AMA со своим товарищем по команде Зденеком Вельки и их тренером Гребечеком. [ 5 ] К удивлению многих присутствующих, Фальта одержал победу в Колизее Лос-Анджелеса перед примерно 65 000 фанатами мотокросса. [ 4 ]
Ярослав Фальта - своего рода герой мотокросса, он оказался вдохновляющим для многих гонщиков и образцом для подражания для многих фанатов. Мишель Тюрк, президент Motor-Union Luxembourg, признался: «Своей победой в Лос-Анджелесе Ярослав Фальта дал мне «последний удар», чтобы решить, что я хочу стать гонщиком по мотокроссу в 1975 году. Я хочу поблагодарить Ярослава за прекрасную время, которое он мне уделил, я очень восхищаюсь им и хочу поблагодарить Ярослава за то, что он был моим героем на протяжении многих лет в детстве, и я надеюсь встретиться с ним где-нибудь в ближайшем будущем».
О карьере Фальты рассказывается в нескольких публикациях в Чехии, в том числе в книге « Украденный титул», написанной Иво Хеликаром, спортивным редактором CMN и сыном одного из тренеров Фальты, Франтишека Хеликара. Есть также английские версии благодаря переводу Мартины Фалтовой, дочери Ярослава. Фальта жил в маленькой деревне недалеко от Праги. Он продолжал поддерживать связь с мотокроссом, реставрируя старые велосипеды и время от времени посещая гонки по мотокроссу. Он был гостем на прошлых Гран-при, проходивших в Локете в Чехии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Профиль карьеры Ярослава отсутствует» . bestsports.com . Проверено 30 декабря 2015 .
- ^ «Победа Фальты в Суперкубке 1974 года CZ250» . thefasthouse.com. Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Чемпионат мира 1974 года на 250 метров» . vintageworksbikes.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «1974 год. Работает CZ250 «Чемпионатская поездка» Ярослава Фальты» . vintageworksbikes.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Сезон мотокросса 1974 года» . Racerxonline.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Сорок лет суперкросса» . hondaracingcorporation.com . Проверено 16 августа 2018 г.