Святой Стефан Хрисобул
Св. Стивен Хрисобулл ( сербский : Svetostefanski hrisovulj / Svetostefanski hrisovulj) | |
---|---|
Стамбул, Дворец-музей Топкапы (Дворец-музей Топкапы, Неисламская библиотека), ? 70 | |
![]() Деталь святого Стефана Хрисовула | |
Также известен как | Баньска Хрисобулл (Banjska chrisovulja / Banjska chrisovulja) |
Тип | Устав |
Дата | ок. 1314–1316, 1317 гг. [ 1 ] |
Место происхождения | Косово, Баньский монастырь |
Писец(и) | Радослав (Грузия), кроме фф. 27–28 [ 1 ] |
Материал | Пергамент; тушь, темпера, золото; в переплете из красной кожи [ 1 ] |
Размер | 96 сл.; 210 × 270 мм (первоначально 230 × 290 мм: обрезка в конце 19 в.) [ 1 ] |
Формат | Кодекс |
Скрипт | Шрифт унциал, 12 строк на странице, коричневыми чернилами; инициалы киновари; подписи: Милютин и Драгутин киноварью, Никодим синей тушью. [ 1 ] |
Содержание | Хрисовулла Баньского монастыря , выпущенная Стефаном Милютиным (1253–1321) |
Дополнения | Заметки Стефана Црноевича в конце (конец XV в.) |
Ранее хранившийся | Косово, Баньский монастырь ; разграблен османами после битвы за Косово (1389 г.) [ 1 ] |
Обнаруженный | 1899 г. - Юзеф Корзеновский и/или Армин Вамбери (1832–1913); опубликовано в 1890 году Любомиром Ковачевичем (1848–1918). |
Другой | Калька Корзеновского: Архив Сербской академии наук и искусств, Старая коллекция, вып. 495. [ 1 ] |
Церковь Св. Стефан Хрисовулл ( сербский : Svetostefanski hrisovulj/Svetostefanski hrisovulj ) или Баньска Хрисовуля (Banjska hrisovulja/Banjska hrisovulja) — хризобулл , грамота , изданная в 1314–1316 гг. [а] сербским королем Стефаном Милютиным (годы правления 1282–1321). Оно проходило в Баньском монастыре, основанном Милютиным. В настоящее время он хранится в библиотеке Топкапы в Стамбуле . [ 2 ]
Транскрипт этого устава в виде книги был найден в 1889 году в Старом Сарае Константинополя, текст которого был напечатан двумя изданиями в Белграде и в Вене. Сербский король Стефан Урош II Милютин между 1313 и 1316 годами основал пожертвование в виде могильной церкви в районе Косовской Митровицы в Баньске, посвященной святому Стефану Первомученику. По завершении строительства он издал устав в форме ротула с золотой печатью на конце, который вскоре был написан на пергаменте в форме книги из-за его более широкого и лучшего использования. В книге рядом с текстом грамоты, заканчивающейся подписью короля Милютина, содержатся также разоблачения короля Драгутина и архиепископа Никодима I.
В Хрисобуле подробно описано расширение поместий, которые король Милютин подарил поселениям Ибар, Ситница, Лаба, в Расе, Хвосне, Плаве, Будиме, Зете и других. Он также включает специальный раздел под названием «Закон влахов», в котором рассматриваются правила обязательств влахских скотоводов в этом поместье. [ 3 ] Обязанности и привилегии земледельцев, скотоводов и ремесленников прописаны в уставе Баньского монастыря. После Косовской битвы в 1389 году османы разграбили дар Милютина и при этом забрали грамоту, которая со второй половины XV века хранилась в Константинополе, в султанской сокровищнице Старого Сарая.
Нахождение и публикация Хрисовулы святого Стефана.
[ редактировать ]Заслуга в нахождении Хрисовулы святого Стефана принадлежит венгерскому филологу Армину Вамбери. Он был великим знатоком турецкого языка и истории, путешественником по Средней Азии и Османской империи, автором многих турецких словарей. Благодаря этому ему было дано разрешение на изучение документов, перевезенных из Будима в Константинополь несколько столетий назад. Чедомил Миятович и Стоян Новакович Об этом узнали . Стоян Новакович встретился с польским ученым Корженовским, который был членом экспедиции, проверявшей документы. Корженовский сообщил Новаковичу, что он нашел «один сербский диплом в виде книги, выданный двумя королями, Стефаном и Стефаном Урошами, который был пожалован какому-то монастырю». Стоян Новакович сразу предположил, что это Хрисовул святого Стефана. Вскоре после этого Новакович встретился с Вамбери, и было решено, что Корженовский сфотографирует хартию и передаст ее Венгерской королевской академии, которая позже передаст ее Сербской королевской академии.
В 1889 году Новакович составил отчет о находке Хризобула, но отказался от чести его напечатать. Он оставил эту честь Любомиру Ковачевичу, который опубликовал ее в феврале 1890 года. Вскоре после этого Ватрослав Ягич написал о хартии, описывая, как она была найдена, и позже опубликовал ее сам. Цитата Николы Радойчича, сделанная по случаю публикации «Горного закона» Стефана Лазаревича, дает достаточную информацию о значении Хрисовулы св. Стефана: «Сербская историческая наука не получала большего и более полезного сюрприза со времени нахождения св. Хризобул Стефана, до открытия Горного закона деспотом Стефаном Лазаревичем. Будем надеяться, что это не последнее великое событие. открытие». Находка святого Стефана Хрисобула и открытие Горного закона Стефана Лазаревича по сей день остаются важными историческими открытиями. Это древнейшая Хризобул, написанная в виде книги.
Год выдачи устава
[ редактировать ]Время выдачи грамоты Стефаном Милютиным связано со временем строительства монастыря Святого Стефана в Баньске. Вопрос об опубликовании хартии встал вскоре после того, как она стала известна науке. Первым этим занялся Стоян Новакович, который датировал строительство монастыря Святого Стефана периодом между 1312 и 1317 годами. Устав должен был быть выдан после постройки монастыря. Строительство монастыря началось после гражданской войны между Милютиным и Драгутиным и было закончено вскоре после смерти королевы Елены, но до смерти короля Драгутина. Архиепископ Данило упоминает о встрече братьев в Пауни, на которой решались взаимные вопросы. Многие историки полагают, что именно на этом собрании была принята грамота Святого Стефана, на которой стоят подписи обоих королей. Однако точный год встречи неизвестен.

Встрече братьев предшествовала встреча сербских цариц Симониды и Каталины, которая, вероятно, произошла в середине 1314 года. Встреча братьев произошла после этого, а также после мятежа и ослепления Стефана Дечанского , сына Милютина. Точно известно, что грамота была издана в промежуток времени между смертью королевы Елены и Драгутиным, то есть между 8 февраля 1314 г. и 12 марта 1316 г. Неясно, была ли принята грамота Св. Стефана на собрании: подробности также не упоминаются. в самой грамоте или в «Житиях королей и архиепископов Сербских». Хартия не была утверждена архиепископом Саввой, при котором она была принята. Вместо этого оно было подтверждено после смерти Драгутина 12 мая 1317 года, при архиепископе Никодиме.
Внешний вид устава
[ редактировать ]Хрисовул Св. Стефана сохранился в своем первоначальном виде — пергаментном кодексе размером 230 × 290 мм, — но был урезан до 210 × 270 мм в конце XIX века, когда он был перетянут в красную кожу, которая в настоящее время его окружает. [ 1 ] На внутренних досках оригинального переплета было три места для печатей; [ 1 ] в прошлом к нему были прикреплены печати Милютина и Драгутина. Устав содержит 180 страниц с 2131 строкой. [ нужна ссылка ] Рукопись написана унциальным шрифтом, коричневыми чернилами, по двенадцать строк на странице. Рукопись имеет инициалы, написанные красной киноварью, а также подписи красной киновари (Милутин и Драгутин) и синими чернилами (архиепископ Никодим). [ 1 ] Он искусно подсвечен цветами и золотом. По мнению А. Турилова, весь основной текст, за исключением ff. 27 и 28 были скопированы Радославом (Георгием), писцом, который также скопировал Хиландарское Евангелие Милютина 1315–1316 годов; На одной из последних страниц кодекса добавлены примечания Стефана Црноевича XV века. [ 1 ] Сохраненный Хрисовул представляет собой одну из рукописей, созданных после признания в 1317 году. Стефан Црноевич в записке пояснил, что он выделил жирным шрифтом/утолщил выцветшую подпись архиепископа Никодима.
В тексте документ называется Хрисовул Св. Стефана или Баньская грамота. Вместо устного призыва (что было обычным для грамот того времени) грамота открывается символическим призывом. Обширная аренга (пояснительная преамбула) включает посвящение святому Стефану. В посвящении указаны титул и предки Милютина. Из экспозиции видно, что на месте строительства монастыря, который сербский король нашел в руинах, уже стояла церковь. В диспозиции средневековых сербских грамот, как важнейшей части документа, перечисляются блага, которые основатель прикрепил к монастырю. То же самое относится и к настоящей Хартии.
Стефановская Хрисовул имеет большое значение, поскольку регулирует обязательства зависимого населения по монастырскому имуществу. Эта часть диспозиции известна под названием «Закон для народа церкви» или « Влахский закон ». Санкции включают наказание для нарушителей царских заповедей и устава.
Точная дата издания хартии неизвестна, поскольку, что необычно, в ней нет пункта о датировке. Это единственная грамота, содержащая конфирмации двух сербских королей. Подпись Милютина в Хрисовуле гласит: «Стефан, милостью Божией, король и самодержец всех сербских и приморских земель».
Аннотации
[ редактировать ]- ^ Он был выпущен между 1314 и 1316 годами. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] К более старым устаревшим предложениям относились 1293–1302 ( Ф. Миклосич ); [ 7 ] 1299–1300; [ 8 ] 1302–1309 ( С. Новакович ); [ 7 ] до 1313 г.; [ 7 ] 1309–1316 ( Д. Янкович ); [ 9 ] 1318 г. ( В. Ягич ). [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бубало, Джордже (2017). «Хрисовул монастыря Святого Стефана в Банкьске». В Марковиче, Миодраг; Войводич, Драган (ред.). Сербское художественное наследие в Косово и Метохии: идентичность, значение, уязвимость . Галерея Сербской академии наук и искусств 141. Белград: Сербская академия наук и искусств. п. 152.
- ^ Менькович, Мирьяна (2004). Косово и Метохия в свете этнологии: сборник статей . Этнографический музей в Белграде. п. 209.
- ^ Миркович, Зоран С. (2019). История сербского права . Белград: Белградский университет. п. 22.
- ^ Слободан Чурчич (1979). Грачаница: церковь короля Милютина и ее место в поздневизантийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 134. ИСБН 978-0-271-00218-7 .
- ^ Балканский . Том. 39. ОНИ ЗНАЮТ. 2009. с. 72.
- ^ Слободан Эрик (2006). Косово и Метохия: аргументы в пользу того, чтобы остаться в составе Сербии . Геополитика. п. 229. ИСБН 9788686619006 .
- ^ Jump up to: а б с Филологический факультет 1922 , с. 97.
- ^ САНУ (1954). Сербский этнографический сборник . МЕЧТАТЬ. стр. 25, 78, 86.
- ^ Драгослав Янкович (1961). История государства и прав феодальной Сербии, XII-XV вв . Научная книга. п. 99.
- ^ Старик . Археологический институт. 1964 г. до н.э. 148.
Источники
[ редактировать ]- Документ: полная транслитерация
- Чурчич, Слободан (1979). Грачаница: церковь короля Милютина и ее место в поздневизантийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271002187 .
- Срджан Шаркич (1996). Средневековое сербское право . Матица сербская. ISBN 9788636303696 .
- Филологический факультет (1922). Вклад в литературу, язык, историю и фольклор . Том. 1–3. Государственная типография. п. 97.
- Миркович, Зоран С., изд. (2019). История сербского права . Белград: Белградский университет, юридический факультет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ягич, В. (1890). Святой Стефан Хрисовул короля Стефана Уроша II Милютина . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ковачевич, Лж. (1890). "Хрисовуля Святого Стефана" . Памятник . 4 . Государственная типография.
- Трифунович, Джордже (1890). Грамота короля Милютина Баньскому монастырю: Фототипии издания и сопроводительные исследования . Центр сохранения наследия Косово и Метохии Мнемосине. ISBN 978-86-519-0840-1 .
- Ивич, П .; Гркович, М. (1980). «Топонимы антропонимического происхождения в Светостефанской Хрисовуле». ДЖОК (2): 95–108.