Виллем Янс Верстратен
Виллем Верстратен | |
---|---|
Рожденный | в. 1590-е годы |
Умер | 1655 |
Национальность | Голландский |
Виллем Янс Верстратен (ок. 1590-1655) был Золотого века голландским производителем глазурованной майолики в Харлеме .
Виллем Верстратен был сыном антверпенского купца Жана де ла Рю, который покинул Антверпен, вероятно, вскоре после падения Антверпена и переехал в Северные Нидерланды, переведя свое французское имя на голландский «Ян Верстратен». Он переехал в Харлем в 1590 году. Вероятно, вскоре после этого Виллем родился в Харлеме, и в 1613 году отец отправил его в Делфт, где Виллем работал на фабрике De Porceleyne Schotel. В 1617 году Виллем упоминается там как «подрядчик». Однако в 1625 году он вернулся в Харлем, где открыл собственную фарфоровую фабрику «Geleyer Plateelbackerije» в Бегинхофе, где производил «Голландский фарфор». упомянул «Виллема Янса оп хет Бегинхоф» Должно быть, он смог быстро развивать свой бизнес, потому что в 1628 году Самуэль Ампцинг как известного производителя пластин. [ 1 ] В архивах Делфта и Харлема есть документы, отражающие различные аспекты жизни его и его сыновей, в первую очередь Геррита, который продолжил свой бизнес в Харлеме. Виллем был успешным бизнесменом и с 1638 года занимал руководящие должности в Харлемской гильдии Святого Луки . [ 2 ] Он умер в Харлеме в 1655 году.
Атрибуция произведений
[ редактировать ]Трудности, связанные с надежной датировкой и атрибуцией голландской керамики 17 века, связаны с различиями в процессе производства и целях. Тарелки из майолики для повседневного использования были намного дешевле в производстве и, как правило, были более низкого качества, чем тарелки, предназначенные для особых случаев. Большинство гончаров в Нидерландах изготавливали оба сорта, но не оставляли на их дне отличительных знаков производителя до 18 века. Это оставляет загадку атрибуции на усмотрение различных отличительных черт стиля. Поскольку большая часть голландской глиняной посуды 17-го века предназначалась для имитации импортированных из Италии или Китая моделей, трудно отследить различные типы конкретных фабрик. На протяжении веков считалось, что вся керамика (кроме плитки) в Нидерландах в 16 и 17 веках была импортирована из Франции, Италии или Китая или поступила из нескольких производственных центров в Антверпене. Конечно, в 16 веке в Антверпене было много производителей оловянной посуды.
Уже в начале 20 века был сделан вывод, что Роттердам, Делфт, Харлем и Амстердам также являются производственными центрами. Недавние исследования археологических находок в Нидерландах в XX веке показывают, насколько сложно доказать точное происхождение керамических черепков, хотя их фабрики надежно задокументированы в архивной документации. Большинство печей для выпечки хлеба или глиняной посуды располагались за пределами города из-за опасности возгорания, а когда в результате технологических проблем образовывалось большое количество отходов, их обычно выбрасывали в другое место, например, в качестве свалки для ремонта дамб. На основании анализа типов глиняной посуды, найденной в различных местах ремонта старых дамб, можно сделать определенные выводы о локализации происхождения изделий в зависимости от количества, и сегодня некоторые «арабески» украшения приписываются Виллему Янсу Верстратену и отсылают оба именно к нему. и/или его сын Геррит. Однако у него, вероятно, также был сын или другой родственник в Делфте, и хотя никакие генеалогические исследования этого не доказали, он, вероятно, был родственником других Верстратенов в районе Харлема, зарегистрированных в Харлемской гильдии Святого Луки как продавцы фарфора или художники.
Керамика для ежедневного использования с двойным краем «эгрет».
[ редактировать ]Фабрика Verstraeten известна своим характерным двойным ободом «эгрет».
-
Харлемский осколок двойной оправы эгрета (найден в Эйсселмере)
-
Чаша с двойным ободком цапли, приписываемая Виллему Янсу Верстраетену, Музей Франса Хальса.
-
Аквариум для рыбы с двойным ободком цапли на картине Флориса ван Скутена , коллеги Виллема Янса Верстратена по Харлемской гильдии Святого Луки.
Прекрасная керамика в стиле «гротеск».
[ редактировать ]Долгое время считалось, что «гротескный» или «арабесковый» фаянс, приписываемый теперь Виллему Янсу Верстратену, пришел с фабрик в Италии, копирующих работы из Урбино. Именно немецкий искусствовед Отто Ризебитер первым отнес группу этих копий в Северные Нидерланды и заметил тесную связь между этими копиями и другой глиняной посудой, украшенной двойным краем «эгрет». [ 3 ]
Итальянские примеры:
-
Блюдо из сервиза Альфонсо II д'Эсте, герцога Феррары , 1579 г. или позже, Урбино, вероятно, из мастерской Патанацци, Музей Гардинера, Торонто.
-
Тарелка Дерута майолика , 17 век, музей Ареццо.
Примеры Верстратена:
-
«Блюдо с ангелом», приписываемое Виллему Янсу. Verstraeten с арабесками по краю, напоминающими глазурованную посуду в стиле Урбино, Рейксмузеум.
-
«Гербовое блюдо» (wapenbord), приписываемое Виллему Янсу. Verstraeten с арабесками по краю, напоминающими глазурованную посуду в стиле Урбино, Рейксмузеум.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Страница 374 из книги Ампцинга «Lof op Haerlem», 1628 г.
- ^ Виллем Янсс. Фабрикант фарфора и фаянса числится одним из регентов Харлемской гильдии Св. Лука в 1638 году, автор Адриан ван дер Виллиген.
- ^ Итальянские гротески и крабы в Харлеме: студия Виллема Янса. Verstraeten , Дж. М. Баарт, с. 14
- Knobbelflesje с арабесками, приписываемый Виллему Янсу. Верстратен, Фонд Оттема-Кингсма
- Майолика, Голландский фарфор и семья Верстратен на сайте Аронсона
- Groteskenschotel на сайте Princessehof , Леуварден
- Фарфор Гелейерсгоет и Холлантс: развитие голландской гончарной промышленности, 1560-1660 гг ., Дж. Д. ван Дам, Голландская ассоциация друзей керамики, 1982 г.
- Итальянские гротески и крабы в Харлеме: студия Виллема Янса. Верстратен , Дж. М. Баарт, о жизни и работе фаянсовых мастеров Харлема, известных как семья Верстратен, муниципалитет Харлема, 2008 г.
