Иветт Роман-Роберто
Иветт Роман-Роберто | |
---|---|
Источник | Пуэрто-Рико |
Род занятий | Музыкант, перформансист |
Годы активности | 1980-е – настоящее время |
Веб-сайт | https://ivetteromanroberto.com/ |
Иветт Роман-Роберто , также известная как Иветт Роман , — пуэрториканская исполнительница и вокалистка-экспериментатор, известная своей работой в области расширенного голосового исполнения и свободной импровизации. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она выступает на национальном и международном уровне с 1980-х годов и получила признание Национальной ассоциации латиноамериканского искусства и культуры . [ 4 ] По сообщению Houston Press , «Иветт — секретное оружие хьюстонской экспериментальной музыки». [ 5 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]В подростковом возрасте Роман-Роберто прошел шесть лет обучения игре на фортепиано, альте и музыкальной технике в Escuela Libre de Música в Пуэрто-Рико . [ 6 ] Затем она получила степень бакалавра художественного образования в Университете Пуэрто-Рико и получила 32 кредита для получения степени магистра театрального искусства в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . В 2004 году она получила степень магистра искусств в образовании в Кембриджском колледже в Бостоне, штат Массачусетс.
Исполнительская карьера
[ редактировать ]Роман начала свою карьеру в качестве экспериментальной вокалистки в Департаменте по борьбе с бедностью Лос-Анджелеса (LAPD). [ 7 ] Эта группа была основана внебродвейским режиссером Джоном Малпедом и включала сотрудничество бездомных из бедных кварталов с небольшой группой местных артистов. Полиция Лос-Анджелеса оказала значительное влияние на калифорнийское движение исполнительского искусства 1980-х годов. После этого опыта Роман начала выступать с живыми выступлениями в Калифорнии, а затем вернулась в Пуэрто-Рико в начале 1990-х, где она была активным участником культурной жизни острова, сотрудничая с такими артистами, как Фредди Меркадо, Луис Амед Ирисарри, Аравинд Энрике Адьянтайя и Хосе Луис Абреу (Фофе) из рок-группы Circo . Адьянтайя обсуждает некоторые из этих проектов сотрудничества в интервью с ученым Мелани Перес Ортис в 2004 году, уделяя особое внимание Matropofagia (1999), Lajas (2003) и Íconos de vellonera . [ 8 ] В 2000-х Роман переехала в Хьюстон, штат Техас, где проживает в настоящее время, но продолжает периодически выступать в Пуэрто-Рико. В 2021–2022 годах она стала частью выставки Новенарио в Музее современного искусства Пуэрто-Рико . [ 9 ] Ее работы анализировались такими исследователями производительности, как Лидия Платон Лазаро, [ 10 ] Marina Barsy Janer, [ 11 ] и Лоуренс Ла Фонтан-Стоукс . [ 12 ]
Стиль исполнения
[ редактировать ]Роман-Роберто заявила, что ее «озвучка претерпела медленные, но последовательные изменения с начала [ее] художественной карьеры: от сильно перформативной к минималистской, с постоянным неразрешенным напряжением, которое связано с вызовом колониальному программированию, унаследованному через мое воспитание, в то же время сохраняя почти религиозную преданность и почтение к некоторым компонентам этой программы». Она также отмечает: «Мой голос — это мое художественное пространство, пространство, которое я создаю, чтобы дать себе возможность в мире искусства. Голосовая импровизация — это портал в место, где нет никаких ограничений, и я могу быть тем человеком, которым всегда хотела быть». вне сценария дискриминации». [ 13 ]
Хумус Террористы Все
[ редактировать ]Стиль вокала и тела Роман-Роберто проявляется в ее спектакле «Hummus Terroristas Todos» , который был опубликован кубинским театральным журналом Conjunto в 2009 году со вступительным словом известного театрального критика Вивиан Мартинес Табарес. [ 14 ] [ 15 ] Hummus Terroristas Todos также был проанализирован пуэрториканским ученым в области театра и перформанса Джейд Пауэр-Сотомайор, которая обсуждает этот спектакль в своей диссертации 2012 года «Говорящие тела: двуязычие тела и переключение кода в латиноамериканском исполнении». [ 16 ] Пауэр-Сотомайор подчеркивает взаимодействие между голосом Романа-Роберто, телом и движениями ее рук, указывая на то, что «посредством простого, но культурно специфичного жеста Роман использует свое тело, чтобы позиционировать себя как гендерную, пуэрториканскую, расовую и колонизированную». , приглашая аудиторию идентифицировать себя с ней, участвовать и наслаждаться этим моментом узнавания. Однако этим же жестом она активно сопротивляется, подвергает сомнению и дестабилизирует эти категории принадлежности. демонстрируя, как ее тело может путать пространство между буквальным и фигуральным, быть одновременно объектом социальной власти и агентом перформативной оппозиционной власти» (18-19).
Выступления/Композиции
[ редактировать ]- 1995 - Las Voces del Maleficio (Биеннале визуальной поэзии, UNAM, Мехико и марафон представлений Rompeforma, Центр изящных искусств, Пуэрто-Рико)
- 1997 – Симфония тишины с четырьмя необходимыми частями (Фестиваль звуковой поэзии в Болонье, Италия, и Фестиваль ларингита в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико)
- 1998 – Я люблю тебя всем сердцем (Фестиваль Бати, Женева, Швейцария)
- 1998 – Четырехлетие (100 лет спустя… 100 современных художников: размышления о присутствии в Северной Америке, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико) [ 17 ]
- 1999 - Матропофагия Майры Сантос-Фебрес (ведущая исполнительница с Лидией Платон, Сан-Херман, Пуэрто-Рико) [ 18 ]
- 2001 - Sinfonia Comic Guitar (Институт исполнительства и политики Второго полушария в Монтеррее, Мексика)
- 2002 – Circulo (Энкуэнтро Института производительности и политики Третьего полушария в Лиме, Перу)
- 2005 - Хумус Террористас Тодос (Смешанный со всеми, Teatro Estudio Yerbabruja, Рио-Пьедрас, Пуэрто-Рико) [ 16 ]
- 2008 – Искусство гостиной: «Браун в третьем приходе» (художник, Хьюстон, Техас) [ 19 ]
- 2015 - Руководил Réquiem в Patio Taller в Каролине, Пуэрто-Рико. общественным певческим проектом [ 20 ]
- 2019 – Певец/активатор проекта Оквуи Окпоквасили « Sitting on a Man’s Head » (фестиваль CounterCurrent)
- 2019 – Сыграла роль в режиссёра Беатрис Сантьяго Муньос постановке «Верано де Мухерес».
Награды и стипендии
[ редактировать ]- 1994 - Премия за заслуги перед Национальным фондом финансирования культурной деятельности Института пуэрто-риканской культуры. [ 6 ]
- 1995 - Стипендия для участия в качестве исполнителя в Испании: программа PSBA, Институт пуэрто-риканской культуры. [ 6 ]
- 1997 - Свидетельство о принадлежности Института пуэрто-риканской культуры как национальная кантатора (певица и автор песен). [ 6 ]
- 2000 - Стипендия Фонда Фелисы Ринкон де Готье на участие в шоу политического кабаре Circulo в кафе-театре Сильвии Рексач; Центр исполнительских искусств Пуэрто-Рико [ 6 ]
- 2001 - Туристическая стипендия Института пуэрто-риканской культуры для участия во встрече латиноамериканских артистов перформанса, Мексика, в качестве исполнителя и гостя панели. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торрес Нарваес, Белиза. «Интервью с пуэрториканским артистом перформанса Иветт Роман». Институт производительности и политики полушария , Нью-Йоркский университет, 2002 г., получено 1 июля 2021 г.
- ^ Радио Сан-Хуан (интервью Шанти Лалита). «Ла Пробета – Иветт Роман». Soundcloud, 2016 г., получено 1 июля 2021 г.
- ^ «Знакомьтесь, Иветт Роман-Роберто: экспериментальная вокалистка и общественная артистка». Shoutout HTX , 28 сентября 2022 г., получено 11 октября 2022 г.
- ^ "Иветт Роман-Роберто". Национальная ассоциация латиноамериканского искусства и культуры , данные получены 28 июня 2021 г.
- ^ Янсен, Стив. «Они, исполняющие экспериментальную музыку, возвращаются, и теперь она в Лондейле». Houston Press , 23 января 2018 г., дата обращения 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Резюме художника» . Иветт Роман-Роберто , получено 12 мая 2021 года.
- ^ "Иветт Роман: Циркуло". Институт производительности и политики полушария , 3-е мероприятие: глобализация, миграция и общественная сфера, Лима, Перу, 5–13 июля 2002 г., данные получены 12 мая 2021 г.
- ^ Перес Ортис, Мелани. «Аравинд Адьянтайя: универсальные и местные коды», в «Найденных словах: личная антология пуэрториканских писателей за последние 20 лет (беседы)» . Сан-Хуан: Ediciones Callejón, 2008. 181–196. ISBN 1881748618
- ^ «Карен Ланжевен, Лидия Платон, Лилианна Ривера, Иветт Роман и Палома Тодд». Creative Capital , 14 апреля 2020 г. https://creative-capital.org/on_our_radar/karen-langevin-lydia-platon-lilianna-rivera-and-paloma-todd/
- ^ Платон Лазаро, Лидия. «Кричащие звуковые ландшафты: звуки современного пуэрто-риканского исполнения в творчестве Терезы Эрнандес и Иветт Роман». В книге «Тело, танец и текст: Очерки перформанса и границ истории » под редакцией Бринн Вейн Шиовиц. Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2019. ISBN 1476671893
- ^ Барси Джанер, Марина. «Обманщики зрителя: деколониальные предложения перформанса-артивизма через встречи с Ла Поча Ностра и Фредди Меркадо». Кандидатская диссертация, Университет Эссекса, 2018 г. http://repository.essex.ac.uk/22409/ .
- ^ Ла Фонтан-Стоукс, Лоуренс. Translocas: Политика пуэрториканского перетаскивания и транс-перформанса. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2021. ISBN 9780472074273
- ^ «О художнике». Иветт Роман-Роберто , получено 12 мая 2021 года.
- ^ Роман, Иветт. «Все хумус-террористы». Набор 151–152 (апрель – июнь 2009 г.), 50–53, получено 1 июля 2021 г.
- ^ Мартинес Табарес, Вивиан. «О латинской сцене Соединенных Штатов». Набор 151–152 (апрель – июнь 2009 г.), 2–3, получено 1 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пауэр-Сотомайор, Джейд. «Говорящие тела: двуязычие тела и переключение кода в латиноамериканском исполнении». Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Сан-Диего, 2012 г., получено 1 июля 2021 г. Страницы 17–19.
- ^ Фермайн, Рения. «Сто двадцать один год спустя: искусство и нация». 90 градусов , 12 ноября 2019 г., данные получены 1 июля 2021 г.
- ^ Сантана Мохика, Кармело. «Пуэрто-риканский театр: индустриализация и диверсификация». Обзор латиноамериканского театра 34.1 (осень 2000 г.): 193–209.
- ^ Родос, Дасти. «Искусство гостиной: «Браун в третьем отделении». Houston Press , 25 сентября 2008 г., получено 1 июля 2021 г.
- ^ Фонтан-Стоукс, Лоуренс. «РЕКВИЕМ тете Алексею во Дворовой мастерской». Лола фон Мирамар , 23 декабря 2015 г., данные получены 12 мая,
- Композиторы-экспериментаторы
- Живые люди
- Испаноязычные певцы
- Пуэрто-риканские певицы XXI века
- Пуэрториканские певцы XXI века
- Пуэрториканские женщины-композиторы
- Пуэрто-риканские певицы 20-го века
- Пуэрто-риканские певцы 20-го века
- Женщины-композиторы XX века
- Выпускники Университета Пуэрто-Рико
- Выпускники Кембриджского колледжа