Теория различий
Теория различий в широком смысле основана на исследованиях общения и других взаимодействий, которые выявляют культурные различия между мужчинами и женщинами.
Теория
[ редактировать ]Теория различий уходит корнями в исследования Джона Гамперца , который исследовал различия в межкультурном общении. В то время как теория различий занимается межгендерным общением, мужской и женский пол часто представляют как две отдельные культуры, что объясняет актуальность исследований Гумперца. В своей разработке теории различий Дебора Таннен опиралась на работы Дэниела Мальца и Рут Боркер, в частности на их статью 1982 года « Культурный подход к недопониманию между мужчинами и женщинами» , которая сама по себе опиралась на работу Гумперца. [1] [2] Мэри Тэлбот ссылается на термин «гендерно-ориентированная культура» в своей критике теории различий: [3] И эта идея культурного разделения полов воплощена в публикации Джона Грея в 1992 году « Мужчины с Марса, женщины с Венеры» . [4] Теорию различий часто сравнивают с теорией доминирования и теорией дефицита, и вместе с более современной динамической теорией они составляют четыре теории, которые наиболее широко упоминаются и сравниваются при изучении языка и пола . [5] [6]
Причина популярности книги Таннена « Ты просто не понимаешь » и, как следствие, популяризация теории различий: [7] [8] обычно приписывают стилю работы Таннен, в котором она занимает нейтральную позицию в отношении гендерных различий , не вынося оценочных суждений об использовании языка обоими полами. Тэлбот комментирует, что это означает, что в книге даются объяснения домашних споров, ни на кого «не указывая пальцем». [9]
Теория различий, постулированная Танненом, обычно сводится к шести категориям, каждая из которых сочетает в себе контрастное использование языка мужчинами и женщинами. [8] [10]
Статус против поддержки
[ редактировать ]Таннен утверждает, что для мужчин мир — это конкурентное место, в котором разговоры и речь используются для повышения статуса, тогда как для женщин мир представляет собой сеть связей, и что они используют язык, чтобы искать и предлагать поддержку. Демонстрируя это, Таннен использует пример своего мужа и себя, которые когда-то работали в разных городах. Она отмечает, что всякий раз, когда кто-то это комментировал, она интерпретировала это как предложение сочувствия или поддержки. Ее муж, с другой стороны, воспринял подобные комментарии как критику и попытку унизить его. Таннен отмечает, что это демонстрирует разные подходы женщин и мужчин к статусу и поддержке. Кроме того, мужчины также с большей вероятностью перебивают, чтобы донести свою точку зрения и, следовательно, получить статус. [11]
Совет против понимания
[ редактировать ]Женщины ищут утешения и сочувствия в своих проблемах, а мужчины будут искать решение проблемы.
Информация против чувств
[ редактировать ]Таннен утверждает, что мужской разговор ориентирован на сообщение, то есть основан на передаче информации. Для женщин разговор гораздо важнее для построения отношений и укрепления социальных связей.
Заказы против предложений
[ редактировать ]Мужчины будут использовать прямые императивы («закрой дверь», «включи свет») при разговоре с другими. Женщины поощряют использование супервежливых форм («давай», «ты не возражаешь, если…?»).
Конфликт против компромисса
[ редактировать ]Таннен утверждает, что большинство женщин любой ценой избегают языковых конфликтов и вместо этого пытаются разрешить разногласия без какой-либо прямой конфронтации, чтобы поддерживать позитивную связь и взаимопонимание. Мужчины, с другой стороны, более склонны использовать конфронтацию как способ разрешения разногласий и, таким образом, переговоров о статусе. Таннен поддерживает эту точку зрения, ссылаясь на работу Уолтера Дж. Онга , чья публикация 1981 года « Борьба за жизнь » утверждает, что «выраженная враждебность» является скорее элементом мужской культуры, чем женской культуры. Таннен подчеркивает, что обе формы общения являются действенными способами вовлечения и формирования связей. [12]
Независимость против близости
[ редактировать ]Теория различий утверждает, что в целом мужчины предпочитают независимость, а женщины более склонны к близости. Таннен демонстрирует это на примере мужа, принимающего решение, не посоветовавшись с женой. Она предполагает, что он делает это, потому что не хочет чувствовать потерю независимости, которая может возникнуть, если он скажет: «Позвольте мне сначала посоветоваться об этом с моей женой». Женщины, напротив, любят демонстрировать, что им необходимо посоветоваться со своим партнером, поскольку это рассматривается как доказательство близости отношений. Таннен утверждает, что женщины, рассматривая мир как сеть связей и отношений, рассматривают близость как ключ к достижению консенсуса и избежанию видимости превосходства, тогда как мужчины, которые более склонны рассматривать мир с точки зрения статуса, рассматривают независимость как ключ к установлению своего статуса. Таннен также поясняет, что, хотя и мужчины, и женщины стремятся к независимости и близости, мужчины, как правило, сосредотачиваются на первом, а женщины, как правило, на втором. [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэниел Н. Мальц; Рут А. Боркер (1983). «Культурный подход к недопониманию между мужчинами и женщинами». В Гамперце, Джон Дж. (ред.). Язык и социальная идентичность . Издательство Кембриджского университета. стр. 196–216 . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ Сандерленд, Язык и гендер: расширенный справочник , стр. 18-19.
- ^ Талбот, Язык и гендер , стр. 131
- ^ Келли, Общение между мужчинами и женщинами в контексте христианской общины.
- ^ Талбот, Язык и пол , стр. 130-133.
- ^ Коутс, Женщины, мужчины и язык , стр. 12-13.
- ^ Талбот, Язык и пол , стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б Талбот, «Язык и гендер» , с. 98
- ^ Талбот, Язык и пол , стр. 139
- ^ Мур, Дебора Таннен и разница
- ^ Таннен, Ты просто не понимаешь , стр. 24-25.
- ^ Таннен, Ты просто не понимаешь , стр. 149-151.
- ^ Таннен, Ты просто не понимаешь , стр. 26-28.
Ссылки
[ редактировать ]- Таннен, Дебора (1990). Вы просто не понимаете: женщины и мужчины в разговоре . Вираго Пресс. ISBN 1-85381-471-7 .
- Талбот, Мэри М. (1998). Язык и гендер: Введение . Политическая пресса. ISBN 0-7456-1680-1 .
- Сандерленд, Джейн (2006). Язык и гендер: расширенный справочник . Рутледж. ISBN 0-415-31103-9 .
- Мур, Ричард (2003). «Дебора Таннен и разница» . учитьit.co.uk. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 25 января 2012 г.
- Коутс, Дженнифер (1986). Женщины, мужчины и язык: социолингвистический отчет о гендерных различиях в языке . Лондон: Лонгман.
- Келли, Ронда Х. (2012). «Общение между мужчинами и женщинами в контексте христианской общины» . Совет по библейской мужественности и женственности . Проверено 25 января 2012 г.