Сэмюэл Велпли
Сэмюэл Велпли (1766 – 14 июля 1817) был американским пресвитерианским проповедником и религиозным писателем.
Ранняя жизнь, образование и карьера
[ редактировать ]Родители Уэлпли родились в Стокбридже, штат Массачусетс , в семье Сэмюэля и Ханны Уэлпли из Уилтона, округ Фэрфилд, штат Коннектикут. Родители Уэлпли занимались натуральным фермерством и принадлежали к небольшой баптистской церкви, где отец Уэлпли был дьяконом. [ 1 ]
В детстве Уэлпли описывался как «крупный для своего возраста; любил спорт и не любил труд; был опрометчивым и безрассудным из-за силы своих чувств, но не отличался никакими пороками; был неуклюжим и неуклюжим на вид». ; но когда ему попалась в руки книга, он проглотил ее с величайшей жадностью». [ 1 ] Уэлпли изучал богословие у доктора Стивена Уэста, стал баптистским проповедником и 21 июня 1792 года был рукоположен в пасторы общины, дьяконом которой был его отец. Проповедуя некоторое время в этой церкви, Уэлпли переехал в Вест-Стокбридж, где в 1792 году была образована баптистская община и где в 1794 году была построена церковь. Он провел там несколько лет, прежде чем его уговорили переехать в Грин-Ривер, штат Нью-Йорк , чтобы возглавить внеконфессиональную общину. [ 1 ] Примерно в 1798 году он переехал из Грин-Ривер в Морристаун, штат Нью-Джерси , где возглавил академию, «завоевывая все большую репутацию как проповедника, так и академического преподавателя». [ 1 ]
Карьера пресвитерианской церкви
[ редактировать ]24 апреля 1806 года Уэлпли официально попытался перейти в пресвитерианскую церковь, завершил учебу и был принят в эту церковь 8 октября 1806 года. В октябре 1809 года Уэлпли был отправлен в пресвитерию Джерси, которая отделилась от этой церкви. Нью-Йорка. Во второй половине 1809 года кровоизлияние в легкие и некоторые другие тревожные симптомы вынудили Уэлпли временно переехать в более южный климат. Он отправился в Саванну, штат Джорджия , взяв с собой своего сына Филиппа Меланхтона и оставив остальную часть своей семьи в Ньюарке. Его здоровье настолько улучшилось, что он смог возглавить небольшую школу, которая покрывала большую часть его расходов в Саванне. Он вернулся в Ньюарк в 1811 году, и его болезнь несколько уменьшилась. В июле 1814 года он подал заявку на перевод в пресвитерию Нью-Йорка, где после этого оставался до своей смерти. [ 1 ]
К 1816 году Уэлпли ушел из проповеди. В 1816 и 1817 годах Уэлпли собрал несколько своих проповедей в книгу под названием «Треугольник: серия чисел по трем богословским точкам », которая была «предназначена для того, чтобы доказать превосходство того, что обычно называли теологией Новой Англии, над более строгой формой кальвинизма». ". [ 1 ] Написанный в основном в ответ на книгу Эзры Стайлза Эли 1811 года « Контраст между кальвинизмом и гопкинианством» , Уэлпли «защищал кальвинизм Новой Англии и критиковал то, что он называл «треугольной теологией» Эли», утверждаемый треугольник, состоящий из доктрин « вменение греха Адама, человеческой неспособности и ограниченного искупления». [ 2 ] «Треугольник» считался «произведением немалой силы; но он встретил самое суровое осуждение, с одной стороны, и высочайшую похвалу, с другой». [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Живя в Стокбридже, Уэлпли женился на Нэнси Уитон из Западного Стокбриджа. У них было как минимум трое детей, двое из которых пошли на служение. Хрупкое здоровье Уэлпли становилось все более обременительным на протяжении всей его жизни, и в конце концов он «некоторое время томился в состоянии сильной слабости» и умер в возрасте 51 года. [ 1 ]
В дополнение к «Треугольнику » Уэлпли написал «Сборник древней и современной истории; проповедь о бессмертии души», произнесенный в Ньюарке в 1804 году; «Мысли о состоянии ушедших душ: проповедь», произнесенная в Морристауне в 1807 году; и проповедь под названием «Уничтожение злых наций; письма о смертной казни и войне, адресованная губернатору Стронгу», речь, произнесенная в Морристауне 4 июля 1809 года (Уэлпли в то время был слишком болен, чтобы произнести ее, и она была зачитана его сын Филипп Меланхтон). [ 1 ]