Влияние экономической либерализации на образование в Таджикистане
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Таджикистан получил независимость в 1991 году после распада Советского Союза и начал переход от социалистической экономики к более либеральной, рыночной экономике . [ 1 ] Первоначально усилия по эффективной либерализации образования, чтобы отразить новый экономический порядок, были затруднены гражданской войной, бушевавшей между 1991 и 1997 годами, и последовавшим за ней экономическим коллапсом. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] С тех пор Таджикистан получил помощь от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР). [ 6 ] принятие ряда образовательных реформ [ 3 ] со смешанными результатами.
Пост-независимость
[ редактировать ]В течение десятилетия после обретения независимости рыночные институты, экономические структуры, налоговая система и уровни доходов и сбережений Таджикистана не были адекватными новой рыночной экономике (ОЭСР, 2004). Это означало, что образование было «недостаточно финансируемым, несправедливым, неэффективным и пронизанным постоянной напряженностью». [ 7 ] Снижение реальной заработной платы учителей в результате гражданских волнений и экономического спада привело к утечке мозгов квалифицированных кадров, работающих на государственной службе. [ 8 ] и многие вместо этого обратились в религиозные образовательные учреждения. [ 9 ] Однако на протяжении 1990-х годов иностранная помощь от двусторонних доноров и банков развития хлынула в новые независимые страны Центральной Азии. [ 3 ] На рубеже веков «все сегменты сообщества доноров были представлены, их программы определены, и контуры развития образования четко различимы». [ 3 ]
Реформа
[ редактировать ]В 1998 году правительство Таджикистана заключило трехлетнее финансовое соглашение с Расширенным фондом структурной перестройки (SAC) Всемирного банка (ESAF) МВФ и Кредитом на структурную перестройку . Это включало принятие программы правительственной реструктуризации в ответ на растущую экономическую либерализацию и улучшение государственных услуг. [ 6 ] К 2004 году в Таджикистане развивалась рыночная инфраструктура, соответствующие правовые институты и управление экономикой. [ 10 ] Из-за общей советской истории государства Центральной Азии после обретения независимости разделяли большую часть своей политики в области образования. Следовательно, пакеты постсоциалистических реформ образования, используемые ВБ, АБР и другими организациями ООН в этих странах, были очень похожими. [ 3 ] Особенностями, на которые наиболее непосредственно повлияла новая либеральная экономическая стратегия, были «децентрализация финансирования и управления образованием», «приватизация высшего образования», «реорганизация (или «рационализация») школ» и «либерализация издания учебников». , [ 3 ] хотя многие другие аспекты образования также были затронуты косвенно. В 2013 году таджикское представительство Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) опубликовало совместное заявление, в котором утверждалось, что Всемирный банк поддержит реформы второго поколения в сфере образования в Таджикистане, и подчеркивалась важность частного сектора в стимулировании развития, а также необходимость дальнейшего улучшения инвестиционного климата. [ 11 ]
Идеологическая основа
[ редактировать ]Экономическая либерализация, проводимая Всемирным банком и МВФ, привела к политике реформы образования, в которой упор делается на развитие экономики знаний . Считалось, что образование следует рассматривать как обеспечение человеческого капитала , который лежит в основе этой экономики. [ 12 ] Также отстаивались «преимущества прямого участия бизнеса в государственном образовании» «как в интересах развивающегося частного образовательного бизнеса, так и в обеспечении соответствия школьного образования бизнес-повестке дня». [ 12 ]
Преимущества
[ редактировать ]К 1997 году, после гражданской войны, ВВП упал более чем на 60%. [ 7 ] Каждая пятая школа в Таджикистане разрушена [ 13 ] и конфликт обошелся примерно в 7 миллиардов долларов. [ 3 ] Более того, из-за экономической слабости Таджикистана и потери советского финансирования, рынков импорта и экспорта, [ 10 ] Республика отчаянно нуждалась в капитале. Экономическая либерализация означала приток неправительственных организаций и денег международных доноров, в том числе примерно 900 миллионов долларов от Всемирного банка в виде грантов и кредитов с 1996 года. [ 14 ] На деньги доноров решаются такие проблемы в сфере образования, как инфраструктура, качество образования и нехватка ресурсов. За последние 15 лет Таджикистан продемонстрировал рост своей новой рыночной экономики и начал вытаскивать людей из бедности. [ 10 ] [ 8 ] [ 15 ] При этом она становится более подходящей для постсоциалистической образовательной модели, поскольку все больше людей могут позволить себе расходы на образование. Также произошло сокращение других сдерживающих факторов, таких как плохое здоровье или плохое питание, которые мешают людям посещать школу. [ 13 ]
Недостатки
[ редактировать ]Деньги, привнесенные в сектор образования Таджикистана внешними агентствами, обеспечили этим агентствам влияние, и это часто приводило их к разногласиям с местными властями и педагогами. Этому уделяется особое внимание при выборе и выпуске учебников. [ 16 ] Кроме того, политика в области образования, принятая в Центральной Азии и являющаяся частью «западной программы реформ», часто «захватывается» политиками и «используется в их собственных целях на национальном уровне». [ 12 ] Международным организациям часто не удавалось привлечь местных заинтересованных сторон в области образования в Таджикистане к разработке политики в области образования, заявляя, что местным политикам не хватает навыков для разработки хорошей политики. Поскольку в Таджикистане отсутствуют институты (например, правовые и социальные), необходимые для обеспечения успешных отношений между правительством, НПО и международными донорами, эффективность и результативность образовательных программ, проводимых НПО, ограничены. [ 3 ] Бахри подчеркивает необходимость эффективного диалога между местными властями, внешними донорами и важными заинтересованными сторонами. [ 16 ] В советское время образование и «предметы первой необходимости» (например, учебники, проезд) в Таджикистане предоставлялись бесплатно. С момента обретения независимости и приватизации многих учебных заведений показатели набора и успеваемости значительно пострадали. [ 2 ] [ 17 ] Многие утверждают, что неформальные затраты на образование слишком высоки, даже если образование субсидируется. [ 18 ] Родители часто просили пожертвования на поддержку зарплат учителей и бюджета на содержание. [ 2 ] Некоторые утверждают, что новое демократическое общество позволило большему количеству людей отказаться от отправки своих детей в школу. [ 17 ] Это ставит в невыгодное положение менее привилегированную молодежь. [ 2 ] В постсоветскую эпоху разрыв в уровне образования увеличился между мужчинами и женщинами, а также между теми, кто живет в сельской местности и в городах. [ 2 ] [ 17 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гюрген и др. 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уитсел 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Силова и Штайнер-Хамси 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Баскьери и Фолкингем, 2009 г.
- ^ Шемякина 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б МВФ, 1999 год .
- ^ Перейти обратно: а б Ниязов 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Всемирный банк, 2008 год .
- ^ Стефан 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с ОЭСР 2004 .
- ^ Интерфакс 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с Силова 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б ЮНИСЕФ 2008 .
- ^ Интерфакс 2014 .
- ^ Джа и др. 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Весь 2005 год .
- ^ Перейти обратно: а б с Уитсел 2009 .
- ^ Уитсел 2011 .
Библиография
[ редактировать ]- Бахри, Ю.А. (2005). «Туристическая политика и местные пространства в Республике Таджикистан: сравнение отношения Таджикистана и Всемирного банка к обеспечению учебниками». Европейский журнал исследований в области образования . 4 (4): 60–78. дои : 10.2304/eerj.2005.4.1.6 . S2CID 145172561 .
- Реформа оплаты труда в государственном секторе Республики Таджикистан: Политическая записка по среднесрочной реформе оплаты труда в государственном секторе. Примечание к синтезу . Том. 2. Всемирный банк . 2008.
- Баскьери, А.; Фолкингем, Дж. (2009). «Продолжение обучения в школе: оценка роли доступа, наличия и экономических возможностей – пример Таджикистана» . Пространство и место населения . 15 (3): 205–24. дои : 10.1002/psp.512 .
- Гюрген, Э.; Снук, Х.; Крейг, Дж.; МакХью, Дж.; Изворский И.; Ван Руден, Р. (1999). Основополагающий документ – Таджикистан: Расширенная структурная перестройка (Отчет). Периодический доклад МВФ . Проверено 9 октября 2014 г.
- Международный валютный фонд , изд. (1999). «Основной документ – Таджикистан: усиленная структурная перестройка» . Проверено 10 октября 2014 г.
- «Всемирный банк советует Таджикистану реформировать сельское хозяйство, энергетику и здравоохранение». Лента деловых и финансовых новостей России и СНГ . Интерфакс . 2013.
- «Всемирный банк хвалит экономический прогресс Таджикистана, обещает новые кредиты». Лента деловых и финансовых новостей России и СНГ . Интерфакс . 2014.
- Джа, Р.; Данг, Т.; Ташрифов, Ю. (2010). «Экономическая уязвимость и бедность в Таджикистане» (PDF) . Экономические изменения и реструктуризация . 43 (2): 95–112. дои : 10.1007/s10644-009-9079-3 . S2CID 154566173 .
- Ниёзов, С. (2001). Влияние глобализации на жизнь и работу учителей: практические примеры из сельского и горного Таджикистана .
- «Справочная информация по стране: Таджикистан» (PDF) . ОЭСР . 2008 год . Проверено 10 октября 2014 г.
- Шемякина О. (2011). «Влияние вооруженного конфликта на образование: результаты Таджикистана» (PDF) . Журнал экономики развития . 95 (2): 186–200. дои : 10.1016/j.jdeveco.2010.05.002 .
- Силова, И. (2005). «Правила путешествий: угнанные в Центральной Азии» . Европейский журнал исследований в области образования . 4 (4): 50–59. дои : 10.2304/eerj.2005.4.1.5 . S2CID 145565049 .
- И. Силова; Г. Штайнер-Хамси, ред. (2008). Как реагируют НПО: глобализация и реформа образования на Кавказе, в Центральной Азии и Монголии . Блумфилд, Коннектикут: Кумариан Пресс .
- Стефан, М. (2010). «Образование, молодежь и ислам: растущая популярность частных религиозных уроков в Душанбе, Таджикистан» . Центральноазиатское исследование . 29 (4): 469–83. дои : 10.1080/02634937.2010.538283 . S2CID 143808874 .
- «Профиль страны: Образование в Таджикистане» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2013 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- Уитсел, CM (2008). Расширение, сокращение, сокращение и расширение: уровень образования в советском и постсоветском Таджикистане . Ежегодное собрание Американской социологической ассоциации. Американская социологическая ассоциация .
- Уитсел, СМ (2009). «Семейные ресурсы, сидение дома и демократический выбор: исследование факторов, определяющих уровень образования в постсоветском Таджикистане». Центральноазиатское исследование . 28 (28): 29–41. дои : 10.1080/02634930902771516 . S2CID 32621335 .
- Уитсел, CM (2011). «Подсчет затрат». Проблемы посткоммунизма . 58 (3): 28–38. дои : 10.2753/PPC1075-8216580303 . S2CID 155553787 .