Жоау Абель Манта
Жоао Абель Манта (29 января 1928, Лиссабон ) — португальский архитектор , художник , иллюстратор и карикатурист . [ 1 ]

Биография
[ редактировать ]Жоау Абель Манта — сын художников Абеля Манты и Марии Клементины Карнейру де Моура Манта. Он женат на Марии Алисе Рибейро, от которой у него есть дочь Изабель. Он живет и работает в Лиссабоне .
Он закончил архитектуру в Лиссабонской высшей школе изящных искусств (1951), где он подружился с Роландо Са Ногейрой и Хосе Диасом Коэльо . С самого начала он стал интегрирован в Лиссабонский интеллектуальный набор, связанный с левыми движениями, которые были против фашистской диктатуры Салазара и Марсело Каетано .
Он выиграл несколько португальских и международных призов, среди которых приз на рисование на выставке «Пластиковый искусство искусства» Калуст Гульбенкяна (1961), серебряная медаль на международной выставке графических искусств, в Лейпциге (1965) и Стюарт-Регисконте Приз в 1988 году.
Он участвовал во многих групповых выставках в Португалии и за рубежом; Он провел много сольных выставок, среди которых: Внутренняя галерея, Лиссабон, 1971; Институт современного искусства (ICA), Лондон, 1976; Музей Рафаэля Бордало Пинхайро , Лиссабон, 1992; Культурный центр Каскайса , Каскайс , 1999; и Galveias Palace, Lisbon, 2009. Основная ретроспектива была проведена в Цитадели Каскайс в 2021 году. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]
Вместе с Альберто Пессоа и Эрнани Гандрой он отвечал за проект многоквартирных домов на Авенида Инфанте Санто в Лиссабоне, за который он получил премию муниципальной архитектуры (1957).
Как визуальный художник он посвятил себя живописи , керамике , гобеленам , мозаике , иллюстрации , графике и карикатурам . Он создавал марки и плакаты, а также иллюстрировал книги, среди которых «A cartilha do marialva» Хосе Кардозу Пиреса. Он является автором гобеленов Дворянского зала головного помещения Фонда Галуста Гюльбенкяна. Особого внимания в контексте паблик-арта заслуживают тротуар на площади Рестаурадорес в Лиссабоне и большое изразцовое панно на авеню Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне (спроектировано в 1970 году и применено в 1982 году).
Жоау Абель Манта имеет особое значение в области карикатуры , и многие считают его « самым выдающимся примером португальского карикатурного рисунка нашего века [20-го века], сравнимого только с Бордалу Пиньейру самим ». [ 3 ] Этот аспект охватывает длительный период его творчества, примерно с 1954 по 1991 год, особенно интенсивный между 1969 и 1976 годами. В течение примерно семи лет его работы регулярно публиковались в таких газетах, как Diário de Lisboa , Diário de Notícias и O Jornal , критически и глубоко иронично относиться к португальской действительности; в 1981 году он опубликовал новые работы в журнале Jornal de Letras , но с тех пор его деятельность как карикатуриста стала спорадической.
Его карикатуры ознаменовали период до революции гвоздик своим уникальным и тщательным графическим качеством: « Ни один современный художник не изобразил с такой тонкостью социальную и политическую температуру предсмертных агоний фашизма ». Почти все укладывается в этот « отечественный инвентарь »: « на карту поставлены бедствия и гротески буржуазии, нашей собственной, с ее эмблемами и героями ». Жоау Абель « указывает на Историю, на памятник и, в частности, на провинциальное шествие нашей интеллектуальной буржуазии ». [ 4 ]
Его политическое вмешательство усилилось в 1974 и 1975 годах, сразу после падения диктатуры, он бросился в « битву с удвоенной энергией, размножившись в карикатурах, плакатах и рекламных щитах с явно революционной ориентацией » и став « максимальным художником». пожалуй, единственный, кого призвала апрельская революция ». [ 5 ] Он поставил под сомнение идентичность страны, находящейся в смятении, в таких рисунках, как «Трудная проблема» , где группа выдающихся деятелей прошлого – от Карла Маркса до Троцкого и Сартра – пытливо смотрят на небольшую карту Португалии на доске. Жоау Абель Манта « будет особым образом связан с лучшим и худшим, что мы пережили в Португалии в те годы ». [ 6 ]

С 1976 года « затмевается рядовой артист Жоау Абель: ветры другие, МИД ( Движение вооруженных сил ) распущен », и только в 1978 году « он выходит из тишины и выпускает […] новый альбом: Карикатуры времен Салазара », [ 7 ] в которой он « рассказывает историю – нашу историю […], в которой нелепость и трагедия колонизации и колониальной войны, мигелизма и либерализма […] народного подчинения и восстания […] местная традиционная музыка и ремесла, театр, кино и живопись […] сочетаются, чередуются или связаны друг с другом ». [ 8 ]
С 1981 года он почти исключительно посвящает себя живописи, используя интимный подход, который контрастирует с социально-политическим вмешательством его карикатур. В 2009 году он выставляется в Паласио Гальвеяс: « В этих работах я практикую невинный тип масляной живописи, […] чтобы объяснить тем, кому интересно, что я думаю о мире, о вещах прошлого и настоящего ». . [ 9 ]
Моя привлекательность […] для некоторых художников- импрессионистов проистекает из их замечательного использования техники живописи, а также, возможно, из спокойствия их сюжетов, любопытного спокойствия во времена волнений и революций: интимность буржуазной жизни, расслабляющие пейзажи, счастливые люди, танцоры ». [ 9 ] Но его кажущаяся формальная близость к импрессионизму обманчива, и в его картинах восьмидесятых-двухтысячных годов мы часто можем видеть мрачную вселенную, из которой возникают « безымянные и ужасные фигуры, продукты галлюцинаций ». [ 10 ] Тревожный вид Жоау Абеля Манты сочетает в себе « повседневную жизнь и фантастическое: пейзажи Лиссабона, населенные странными существами» . [ 11 ] наряду с повторяющимся присутствием самофигураций, которые относятся к территории самоисповедания, до сих пор неизвестной в его работах.
Библиография
[ редактировать ]- КОТРИМ, Жоау Паулу – Жоау Абель Манта: Капризы и катастрофы . Лиссабон: Ассирио и Алвим, 2008. ISBN 978-972-37-1352-7
- МАНТА, Жоау Абель – Жоао Абель Манта: Мультфильмы . Лиссабон: Edições O Jornal, 1975.
- МАНТА, Жоау Абель; СОУСА, Освальдо - Жоау Абель Манта: Графика . Лиссабон: Группа компаний Regisconta, 1988.
- МАНТА, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графическая работа . Лиссабон: Музей Рафаэля Бордалу Пиньейру, 1992.
- МАНТА, Жоау Абель — португальские карикатуры времен Салазара . Порту: Кампо-дас-Летрас, 1998. ISBN 972-610-137-9
- Манта, Жуао Абель- Жоао Абель Манта, живопись, 1991-2009 . Лиссабон: Городской совет Лиссабона, 2009. ISBN 978-972-8543-14-3
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Луи, Реджис-стрит; Лэндон, Роберт (15 марта 2007 г.). Португалия . Одинокая планета. стр. 336–. ISBN 978-1-74059-918-4 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ «Ретроспектива «тревожной» работы Жоау Абеля Манты в Цитадели Кашкайш» . Наблюдатель . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ МЕДИНА, Жуан – Жуан Абель Манта . В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Музей Рафаэля Бордалу Пиньейру, 1992, стр.
- ^ ПИРЕС, Хосе Кардозу – Жоао Абель Манта . В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Музей Рафаэля Бордалу Пиньейру, 1992, стр.
- ^ МЕДИНА, Жуан – Жуан Абель Манта . В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Museu Rafael Bordalo Pinheiro, 1992, стр. 44.
- ^ МЕДИНА, Жуан – Жуан Абель Манта . В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Музей Рафаэля Бордалу Пиньейру, 1992, стр.
- ^ МЕДИНА, Жуан – Жуан Абель Манта . В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Museu Rafael Bordalo Pinheiro, 1992, стр.
- ^ ДИОНИСИО, Марио - Португальские карикатуры Жоау Абеля Манты. В: Жоао Абель – Жоао Абель Манта: графические работы . Лиссабон: Музей Рафаэля Бордалу Пиньейру, 1992, стр.
- ^ Jump up to: а б Жоао Абель Манта, декларация, 2009 г. В: MANTA, Жоао Абель – Жоао Абель Манта, Живопись, 1991–2009 . Лиссабон: Городской совет Лиссабона, 2009 г.
- ^ Гонсалвеш, Руи Марио — Преображенные пейзажи . В: MANTA, Жоау Абель - Жоау Абель Манта . Лиссабон: издание приходского совета Санта-Катарины, 2001 г.
- ^ ПОРФИРИО, Хосе Луис - «Жоао Абель Манта: Живопись 1991-2009». Журнал Expresso , 2009, 19 декабря