Фредрик Лильеквист

Йохан Фредрик Лильеквист (8 октября 1863 г., Стокгольм - 18 декабря 1932 г., Стокгольм). [ 1 ] ) — шведский архитектор. Он наиболее известен своей скандальной реставрацией замка Грипсхольм и архитектором нового здания Королевского драматического театра в Стокгольме. [ 2 ]
Жизнь вкратце
[ редактировать ]Лильеквист родился в приходе Клара в Стокгольме в семье фотографа. Он изучал архитектуру в Королевском технологическом институте , который окончил в 1884 году, и в Королевской академии художеств в 1884–1887 годах. Он работал архитектором в Стокгольме с 1888 года и был назначен архитектором замка в Грипсхольме в 1895 году. Во второй половине своей жизни он занимался градостроительством; он работал в Överintendentämbetet, позже Национальном совете по общественному строительству ( Byggnadsstyrelsen , ныне Statens fastighetsverk занимал посты byggnadsråd (советника по строительству) и руководителя отдела. ), где с 1918 по 1930 год [ 3 ]
Восстановление Грипсхольма
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Академии Лильеквист работал с историком искусства Густавом Апмарком над документированием замка Грипсхольм. По собственной инициативе он составил план реставрации замка, который был показан на весенней выставке Академии в 1888 году. Он продолжал работать над этим планом и в последующие годы, и когда его назначили руководителем реставрационных работ в Грипсхольме, эти планы использовались в измененном виде. На его планы повлияла реставрационная идеология Виолле-ле-Дюк , согласно которой здание должно было быть восстановлено в первоначальном стиле и в том состоянии, в котором его хотели видеть его создатели. Главным представителем этой школы в Швеции был Хельго Зеттервалль . В данном случае идеалом была архитектура эпохи Возрождения раннего периода Васа (1523-1611). Противоположная идеология, которая в конечном итоге стала доминировать в Швеции в начале 20 века, заключалась в восстановлении зданий таким образом, чтобы продемонстрировать уважение ко всей ее истории. Работа Лильеквиста подверглась резкой критике в статье в газете. Dagens Nyheter писателя Вернера фон Хайденштама , который предложил повесить в замке вывеску с надписью на псевдоархаичном шведском языке: «An̄o Domini 1893 gjordes detta gambla hus ændnu gamblare» («An̄o Domini 1893, этот старый дом был сделан даже старше»). Позже Лильеквист работал над менее радикальной реставрацией собора Стренгнес вместе с Сигурдом Курманом, представителем новых идеалов. [ 4 ]
Новостройки 1890-х годов
[ редактировать ]Многие из его новых зданий в 1890-х годах и на рубеже веков были спроектированы в стиле архитектуры эпохи Возрождения или барокко. Он был одним из архитекторов нового богатого пригорода Дьюрсхольм , где построил часовню и несколько частных вилл, в том числе одну для себя. Для Всеобщей художественной и промышленной выставки Стокгольма (1897 г.) Лильеквист сотрудничал с Фердинандом Бобергом в строительстве большого «промышленного зала» с куполом. [ 5 ] На купол, вероятно, повлиял купол, построенный Мартином Ниропом над главным залом Копенгагенской выставки 1888 года, но Боберг и Лильеквист добавили четыре высокие башни, похожие на минареты, соединенные с куполом мостами. [ 6 ]
Королевский драматический театр
[ редактировать ]Он принял участие в проекте Королевского драматического театра в 1901 году. Он начал с классического дизайна, который со временем приобрел более барочный характер. В конце концов он создал проект, в котором были использованы некоторые объемы архитектуры необарокко , но с орнаментальными и скульптурными формами, заимствованными из шведской природы, но под влиянием континентального модерна , который к моменту завершения строительства в 1908 году уже начал выходить из моды. [ 7 ]
Архитектор Карл Вестман , чей идеал был более строгим, раскритиковал здание за яркое убранство. По мнению Вестмана, украшение здания должно напоминать украшения рыцарских доспехов, а не ленты и цветы платья его дамы. Лильеквист ответил, что драматический театр не должен выглядеть мрачным, как рыцарь в доспехах. Талии , как женщине, можно было позволить носить ленты и цветы. Вместо того, чтобы одеть ее во вретище и пепел, она «может встретить нас дружелюбно и улыбаясь, пока улыбка целомудренная, а платье белое». [ 8 ]
Дополнительная критика была направлена в адрес здания театра и его архитектора из-за огромных и нерасчетных расходов. Лиллжеквисту больше не давали подобных крупных проектов. В последующие годы он работал над несколькими проектами зданий шведского посольства за рубежом, а последние полтора десятилетия своей жизни были полностью посвящены городскому планированию. С 1918 по 1930 год он занимал должность руководителя бюро городского планирования Национального совета общественного строительства. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Андерссон и Бедуар, с. 158.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 158.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 158.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 158-159.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 159.
- ^ Век, с. 59-60.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 160.
- ^ Обмен описан с помощью цитат из оригинальных статей в Linn, стр. 110-111.
- ^ Андерссон и Бедуар, с. 160.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Хенрик О. и Фредрик Бедуар, «Лиллжеквист, Йохан Фредрик», Шведский биографический лексикон , 23 (1980), стр. 158–161.
- Линн, Бьорн: «Архитектура», история шведского искусства Signum. Искусство 1890–1915 , Лунд: Signum, 2001, стр. 27–155.