Режим Х
Mode X — это альтернативный 256-цветный графический режим графического оборудования IBM VGA , популяризированный Майклом Абрашем . Основное преимущество режима X заключается в том, что он имеет квадратные пиксели: разрешение 320 × 240 вместо стандартного VGA Mode 13h , которое составляет 320 × 200 . Его активируют путем входа в режим 13h с помощью системного вызова MS-DOS , а затем регулировки разрешения с помощью регистров VGA. Впервые он был опубликован в июле 1991 года в журнале Dr. Dobb's Journal Абраша и переиздан в главах 47–49 «Черной книги графического программирования» . [1] Термин «Режим X» был придуман Абрашем.
Кроме того, Абраш включил режим планарной памяти VGA (также называемый «несвязанным режимом»). Несмотря на то, что режим планарной памяти является задокументированной частью стандарта VGA и использовался в более ранних коммерческих играх, [2] Впервые он был широко освещен в статьях о Mode X, что побудило многих программистов считать Mode X и планарную память синонимами. Включить планарную память можно в стандартном режиме 320×200 , который стал известен как Mode Y. в группе Usenet Rec.games.programmer [3] [4]
Планарное расположение памяти разделяет пиксели по горизонтали на группы по четыре. Для любого данного байта в видеопамяти можно получить доступ к четырем пикселям на экране в зависимости от того, какие плоскости включены. Это сложнее для программиста, но преимущества, получаемые от такой схемы — прежде всего возможность использовать все 256 КБ VGA-памяти для одного или нескольких буферов дисплея вместо только одной четверти этого объема (64 КБ) — были сочтены целесообразными. много.
Еще одним преимуществом режима 320×240 является то, что 3D-объектам не требуется корректировка соотношения при вращении, поскольку каждый пиксель идеально квадратный. И круги не выглядят сжатыми на мониторе с соотношением сторон 4:3 в этом разрешении, потому что математически деления 320:240 и 4:3 дают один и тот же результат, что является причиной того, что пиксели в этом режиме идеально квадратные. такие мониторы.
Варианты
[ редактировать ]Помимо несвязанного режима 320 × 200 , называемого режимом Y, режим Q (сокращение от «куб») иногда используется для обозначения режима 256 × 256 с 256 цветами. [5] [6] Координату Y можно просто положить в старший байт адреса, а координату X — в младший, образуя адрес пикселя без умножения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абраш, Майкл. Специальное издание «Черной книги» Майкла Абраша по графическому программированию. Группа Кориолиса, Скоттсдейл, Аризона, 1997 год. ISBN 1-57610-174-6 : PDF-файл доступен в Интернете [1]. Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Абраш, Майкл. Специальное издание «Черной книги» Майкла Абраша по графическому программированию. Группа Кориолиса, Скоттсдейл, Аризона, 1997 год. ISBN 1-57610-174-6 : PDF-файл доступен в Интернете [2] Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine, стр. 877
- ^ «Режим Y» . Август 1993 года . Проверено 5 апреля 2007 г.
- ^ Робертс, Дэйв. Проводник по программированию компьютерных игр . Группа Кориолиса, Скоттсдейл, Аризона, 1994 год. ISBN 1-883577-07-1 . Страница 106.
- ^ Роберт Шмидт. "tweak16b" . 1993. Архивировано из оригинала 11 августа 2015 г. Проверено 18 июля 2015 г.
- ^ Бас ван Гаален. «Изменено 256x256x256 в цепочке» . Август 1994 года.