Часы, которые пошли вспять
Автор | Эдвард Пейдж Митчелл |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Солнце |
Дата публикации | 18 сентября 1881 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
« Часы, которые пошли назад » — рассказ американского писателя Эдварда Пейджа Митчелла в жанре фэнтези . [ 1 ] : 154 : 450 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Рассказчик вспоминает, как он навещал свою двоюродную бабушку Гертруду в штате Мэн вместе со своим кузеном Гарри. Гертруда часто рассказывала историю своей семьи, начиная с ее прапрабабушки, которая мигрировала из Лейдена в Плимутскую колонию с « пуританинским беженцем» в 1632 году. Мальчики стали скептически относиться к этим историям и воображали, что она достаточно взрослая, чтобы лично пережила приключения, приписываемые ее предкам.
У Гертруды были голландские часы, изготовленные Яном Липпердамом в 1572 году, которые, насколько мальчики себя помнили, останавливались в четверть третьего. Она утверждала, что часы не работали, так как в них ударила молния, и сопротивлялась всем попыткам мальчиков подтвердить масштабы повреждений или попытаться отремонтировать. Однажды ночью мальчики обнаружили, что Гертруда заводит часы, заставляя их идти назад. Она коротко поговорила с часами, пока они не остановились. Обезумевшая, она перевела часы на 3:15, затем упала на пол и умерла. В своем завещании Гертруда завещала рассказчику свое имение, а Гарри получил только часы.
Мальчики посещают Лейденский университет , как указано в завещании, и привозят с собой часы. Учитель философии рассказчика, профессор Ван Стопп, объединяет мальчиков благодаря их интересу к истории Нидерландов. Во время экскурсии по историческим местам они посещают место, где в последнюю ночь осады Лейдена 1574 года была прорвана городская стена . Профессор заинтригован, когда Гарри осознает важность человека, который вовремя обнаружил нарушение и организовал защиту. Если бы не этот защитник, утверждает Ван Стопп, Испания бы подавила голландское восстание , и «рождение религиозной свободы и самоуправления народа» могло бы быть отложено.
На третьем году обучения мальчиков Ван Стопп навещает их в комнатах на Бристраат и спрашивает о часах. Его забавляет мысль, что он движется только назад. Цитируя Гегеля концепцию Aufhebung , он предполагает, что последовательность прошлого, настоящего и будущего произвольна. Когда надвигается буря, Ван Стопп заводит часы, не обращая внимания на предупреждения мальчиков о смерти Гертруды. Появляется огненный шар и ударяет в часы, останавливая механизм и бросая профессора на пол.
Рассказчик и Гарри бегут из дома и попадают в 1574 год, во время осады. Горожане, находящиеся на грани голодной смерти и отчаявшиеся, что флот помощи не прибудет вовремя, обсуждают, принять ли предложение об амнистии от Франсиско де Вальдеса . Толпа собирается противостоять бургомистру Питеру Адриансзону ван дер Верффу. В суматохе Гарри бросается на помощь дочери бургомистра, которая целует его и представляется Гертрудой. Бургомистра не трогает толпа, он говорит, что скорее умрет, чем сдастся, и предлагает им убить его и съесть его плоть. Изменение ветра возрождает надежду на то, что помощь прибудет к утру. Ночью собирается толпа в ожидании первого появления флота.
Толпа в панике из-за взрыва, зная, что стена была прорвана, но не знает, где именно. Рассказчик быстро находит бургомистра и сообщает ему, где найти пролом. Прибыв на место, они обнаруживают, что атака уже отражена. Среди защитников — Ян Липпердам, сходство которого с профессором Ван Стоппом удивляет рассказчика. Гертруда сообщает отцу, что Гарри заметил брешь, которая спасла город и всю Голландию. Рассказчик умоляет Гарри вернуться в их комнаты, но Гарри не хочет покидать Гертруду. В этот момент рассказчик теряет сознание из-за травмы руки, полученной в результате нападения.
Три дня спустя рассказчик возвращается в университет в наши дни. Его рука забинтована, а сиденье рядом с ним пусто. В своей лекции профессор Ван Стопп размышляет о влиянии XIX века на XVI век, задавая вопрос: «Если причина порождает следствие, разве следствие никогда не вызывает причину?»
История публикаций
[ редактировать ]Этот рассказ для мальчиков был анонимно опубликован в газете The Sun 18 сентября 1881 года. [ 5 ] и впоследствии не собирались и не публиковались. Как таковое это было весьма эфемерное и незначительное произведение для юношества, не замеченное критиками того времени.
повторное открытие
[ редактировать ]Историк научной фантастики Сэм Московиц заново открыл рассказы Митчелла и собрал их в «Хрустальном человеке: знаковая научная фантастика» (1973). [ 6 ] [ 7 ] С тех пор «Часы, которые пошли назад» считаются первым известным примером использования механического устройства для путешествия во времени. [ 2 ] [ 8 ] : 55 [ 9 ] и первая история, использующая временной парадокс в качестве центральной предпосылки. [ 6 ] [ 8 ] : 55, 407 Сомнительно, какое влияние оно могло оказать на более поздних авторов. Учитывая историю публикаций в американской ежедневной газете, маловероятно, что британские писатели Герберт Уэллс и Льюис Кэрролл или испанец Энрике Гаспар знали об этой истории до того, как они написали свои произведения, в которых использовались устройства или машины для путешествий во времени. [ оригинальное исследование? ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ВандерМеер, Энн; ВандерМеер, Джефф, ред. (18 марта 2014 г.). Альманах путешественника во времени . Нью-Йорк: Тор. ISBN 978-0-7653-7421-9 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Туми, Дэвид (2007). Новые путешественники во времени: путешествие к границам физики . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 26. ISBN 978-0-393-06013-3 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Хроники Времени . п. 5.
- ^ Справочник научной фантастики . п. 15.
- ^ Блейлер, Эверетт Ф. (1990). Научная фантастика, Ранние годы: полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов с древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году. С указателями авторов, названий и мотивов . Издательство Кентского государственного университета. п. 509. ИСБН 0-87338-416-4 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Асмиов, Исаак; Во, Чарльз Г.; Гринберг, Мартин, ред. (1981). Айзек Азимов представляет лучшую научную фантастику XIX века . Нью-Йорк: Бофорт. стр. 113–114. ISBN 0-8253-0038-Х . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Стейблфорд, Брайан (2004). Исторический словарь научно-фантастической литературы . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 233 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Нахин, Пол Дж. (1999). Машины времени: путешествия во времени в физике, метафизике и научной фантастике (2-е изд.). Нью-Йорк: Springer-Verlag. ISBN 0-387-98571-9 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Пиковер. Время: Путеводитель для путешественника . стр. XIV.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Митчелл, Эдвард Пейдж. «Часы, которые пошли вспять» . В Скотте, Ричарде (ред.). Тахипомпа и другие истории . Проект Гутенберг Австралия . Проверено 26 февраля 2022 г.