Ксавери Дуниковски
Ксавери Дуниковски | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Краков , Австро-Венгрия | 24 ноября 1875 г.
Умер | 26 января 1964 г. Варшава , Польша | (88 лет)
Национальность | Польский |
Награды | ![]() ![]() |
Ксавери Дуниковски (англ. Польское произношение: [ksaˈvɛrɨ duɲiˈkɔfskʲi] ; 24 декабря 1875 — 26 января 1964) — польский скульптор и художник, известный тем, что пережил концентрационный лагерь Освенцим , а также наиболее известен своими неоромантическими скульптурами и Освенцимом искусством, вдохновленным .
Биография
[ редактировать ]Дуниковский родился в Кракове , городе, к которому он был привязан и который также использовал в качестве основы для коллекции произведений искусства. Когда ему было двенадцать, его семья переехала в Варшаву , и после окончания технического училища он изучал скульптуру у Болеслава Сыревича и Леона Васильковского . В двадцать один год Дуниковский вернулся в Краков, чтобы изучать скульптуру в Школе изящных искусств у Константина Лашки , поклонника Огюста Родена , и у Альфреда Дауна . Он учился живописи у Яна Станиславского и, проучившись три года, окончил его с отличием. [1]
В 1902 году Дуниковский начал преподавать скульптуру в Академии изящных искусств в Варшаве . Профессорскую должность он занимал до 1909 года, когда был назначен заведующим кафедрой скульптуры Академии изящных искусств Яна Матейко в Кракове.
18 января 1905 года во время ссоры в варшавском ресторане он застрелил Вацлава Павлишака , коллегу-художника и популярного варшавского общественного деятеля. В результате его арестовали, а затем выпустили под залог в 2000 рублей по обвинению в непредумышленном убийстве (преступлении на почве страсти). Однако по-настоящему его так и не судил царский судебный аппарат, который в то время был занят революцией 1905 года , а также другими проблемами. Будучи подданным Австрии, ему впоследствии разрешили вернуться в Краков, и он так и не отбыл тюремного заключения и не выплатил никакого возмездия за свое преступление семье жертвы.
Направляясь в Париж незадолго до начала Первой мировой войны , Дуниковский оставался во Франции с 1914 по 1920 год (он служил 5 лет во Французском Иностранном легионе ), пока не вернулся в Краков в 1921 году, чтобы занять должность заведующего факультетом скульптуры в Академия Художеств там. Работая в академии, он воспитал многих польских скульпторов, в том числе: Ежи Бандуру , Зигмунт Гавлик , Юзефа Гославского , Марию Ярему , Людвика Конаржевского (младшего) , Яцека Пюгета и Хенрика Вичинского . [2] и польско-американский резчик по дереву Адам Домбровский. Дуниковский не покидал Краков до 1940 года, когда его арестовало гестапо .
Военные годы
[ редактировать ]Дуниковский был арестован немцами 15 мая 1940 года и депортирован в концлагерь Освенцим 26 июня 1940 года. В Освенциме ему был присвоен номер 774. Задержание прервало его работу над серией скульптур под названием « Головы из Краковского дворца» . на основе бюстов, найденных на потолках замков эпохи Возрождения . Освенцим деморализовал художника до такой степени, что он заявил, что умер там, и отказался от всех просьб, в основном со стороны охранников Шуцштаффеля (СС), которые убеждали его сделать модель лагеря. Будучи уже в преклонном возрасте, Дуниковский в 1942 году заболел и его охотно выбрали на расстрел, пока его имя не вычеркнул другой поляк. [ нужна ссылка ] из списка заключенных, обреченных на отравление газом. Едва избежав смерти, он снова едва не встретил свою судьбу, когда в сентябре 1943 года его обвинили в принадлежности к движению сопротивления в лагере и приговорили к расстрелу. [ нужна ссылка ] . Однако из-за дальнейшего заболевания его отправили обратно в лазарет и смягчили срок наказания. [ нужна ссылка ] . К 1944 году, все еще находясь в больнице, он начал рисовать портреты сокамерников. Каждый рисунок приходилось вывозить контрабандой, а те, из которых он был изготовлен, отправлялись обратно в Краков. Дуниковский еще не полностью выздоровел к 27 января 1945 года, когда Советская Красная Армия освободила Освенцим, но к 1946 году он вернулся на свою должность в Академии изящных искусств в Кракове. Он также возобновил работу над Головы из Краковского дворца» серией скульптур « .
Послевоенный период
[ редактировать ]
К тому времени, когда он вернулся к своей нормальной жизни и выздоровел от болезни, Дуниковскому было уже семьдесят лет, и он начал создавать более крупные произведения искусства, которые совпадали со многими его рисунками и скульптурами на тему Освенцима. Его послевоенные интересы начали смещаться в сторону архитектуры и связывать ее со скульптурой, а также с общественными памятниками, в первую очередь с Памятником освобождения Варминско-Мазурского края и Революционным усилиям , расположенным в Ольштыне и на горе Свентей Анны . Дуниковский дожил до того, чтобы увидеть свои работы на выставке как в его родном городе Кракове, так и в Варшаве, а также на других площадках, в число которых к началу-середине 1950-х годов входили Москва и Венеция.
В 1955 году Дуниковский стал героем документального фильма, посвященного его мастерской, под названием Idę do słońca («Я иду к солнцу»), но он мало интересовался ни самим фильмом, ни его режиссером Анджеем Вайдой . В документальном фильме была показана еще одна известная серия скульптур Дуниковского под названием « Беременные женщины».
В том же году Дуниковский стал профессором Академии изящных искусств в Варшаве, навсегда покинув Краков. Он также занимал должность профессора в Государственной высшей школе визуальных искусств во Вроцлаве .
В 1964 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет, Ксаверий Дуниковский умер, оставив после себя наследие искусства, в том числе некоторые из его наиболее известных скульптур: Macierzyństwo (Материнство, 1900), Skupienie (Концентрация), Fatum (Судьба, 1904), Данте , серия скульптур, в том числе «Женщины Неборова» и «Кружок иезуитов» , а также множество иллюстраций, портретов и других работ. Дуниковский, считающийся лучшим польским скульптором ХХ века, похоронен на Аллее Почетных на Военном кладбище Повонзки в Варшаве; его надгробную скульптуру создала бывшая ученица Барбара Зброжина .
Музей
[ редактировать ]В бывшем варшавском дворце Круликарня находится музей, посвященный Дуниковскому. Многие из его знаменитых работ выставлены в окружающем его парке, среди которых скульптура из песчаника, известная как «Душа, покидающая тело» (1918).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фигура/абстракция: стратегии общественной скульптуры в Европе, 1945-1968 Шарлотты Бентон.
- ^ Мельбеховская Луты, Александра (2005). Статуи и люди (на польском языке). Варшава: Неритон. стр. 202. ISBN 83-89729-40-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Ксавери Дуниковски, на Викискладе?
- Ксавери Дуниковски на Culture.pl
- Ксавери Дуниковски в Find a Grave
- 1875 рождений
- 1964 смертей
- Современные скульпторы
- Выжившие в концлагере Освенцим
- Захоронения на Повонзском военном кладбище.
- Кавалеры Ордена Строителей Народной Польши.
- Золотой лавр Польской академии литературы.
- Солдаты Французского Иностранного легиона
- Польские скульпторы ХХ века.
- Польские скульпторы-мужчины
- Художники-мужчины 20-го века
- Художники из Кракова
- Кавалеры Медали 10-летия Польской Народной Республики.