Габриэль Экспилли
Пьер Габриэль Экспили (ок. 1630 – ок. 1690) был французским скрипачом и композитором 17 века .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и образование Габриэля Экспилли неизвестны. Название имеет савойское происхождение (Савойя, Изер ). [ 1 ]
Субмастер Королевской часовни
[ редактировать ]Его первая известная работа была заместителем мастера Королевской часовни Версаля. [ 2 ] Смерть Жана Вейо послужила поводом для возобновления должности субмастера, которая была разделена на кварталы (триместры). В два этапа, похоже, позиции достались Томасу Гоберу , Пьеру Роберу , Анри Дю Мону и Габриэлю Экспили. Для Экспили его четвертак, по-видимому, является результатом дублирования полугодового сбора, впервые переданного Томасу Гоберу и ставшего предметом конкурса в 1663 году, если верить тому, что пишет Пьер Перрен в предисловии к своей Cantica pro capella regis. (1665):
- Если ему [Людовику XIV] угодно вспомнить успех, который имели некоторые из этих гимнов, когда они были исполнены в его капелле; среди прочего, о мученике, которого г-н Экспили заставил его услышать во время его соревнования за мастерство, что привело в восторг весь ваш двор и который заставил ваше величество сказать, что он сражался выгодным оружием; [ 3 ] а затем те, которыми он потчевал ее во время ее четверти, святой Анны и Девы-мученицы...
Expilly провел квартал с июля по сентябрь; за квартал 1664 года он получил заработную плату в размере 1650 литров , включая его личное жалованье, питание и содержание пажей . [ 4 ] В 1666 году его зарплата составляла всего 450 литов. Он ушел в отставку в июле 1668 г. [ 5 ] без того, чтобы мы знали причину его ухода. На этом этапе ответственность субмастера оставалась разделенной по четвертям, но между ними чередовались два субмастера. (Пьер Робер и Анри Дю Мон).
Виолончелист из Царской палаты
[ редактировать ]Затем Экспилли стал скрипачом в Королевской палате. Он несколько раз упоминается в списках выплат Палаты по 600 литов в год. [ 6 ] Около 1678 года он работал вместе с Шарлем Ле Камю, затем около 1688 года с Этьеном Лемуаном , преемником предыдущего, оба скрипачи.
31 декабря 1689 года он подал в отставку в пользу Антуана Форкере . [ 7 ] Поскольку после этого его следы исчезают, предполагается, что он вскоре умер.
Работает
[ редактировать ]Экспили написал значительное количество религиозной музыки, которая, кажется, снискала ему некоторое уважение современников, но его творчество полностью утеряно. Единственное оставшееся свидетельство — это печатный буклет службы Королевской часовни:
- Мотеты и возвышения г-на Экспили. За кварталы июля, августа и сентября 1666 г. [Париж, Робер III Баллард], 1666 г., угол -4°. [ 8 ] оцифровано на Gallica .
Этот буклет содержит тексты 35 мотетов, в том числе 7 псалмов, 4 гимнов и 9 пьес Пьера Перрена ; он также содержит 8 возвышений , в том числе псалом и 3 текста Перрена. Этот репертуар кажется очень похожим по функциям на тот, который создал в то же время Анри Дю Мон: мотеты (вероятно, с большим припевом) для стадий богослужения и, для возвышений, более интимные пьесы с небольшим количеством участников. Некоторые из этих текстов также были положены на музыку Томасом Гобером и Дю Моном. [ 9 ]
Четыре текста мотета упоминаются с его именем также в рукописном сборнике стихотворных произведений Пьера Перрена. [ 10 ]
Библиография
[ редактировать ]- Лоуренс Декобер, Анри Дю Мон (1610-1684), мастер и композитор музыки капеллы дю Руа и де ла Рейн . Льеж: Мардага; Версаль: CMBV, 2011. Частично оцифровано в книгах Google .
- Марсель Бенуа, Придворная музыка: часовня, комната, конюшня, собрание документов на WorldCat . Париж, Пикард, 1971 год.
- Лоран Гийо, Пьер I Баллард и Роберт III Баллард, королевские нотные печатники (1599–1673) на philidor.cmbv.fr Спримон и Версаль: 2003. 2 тома.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Можно процитировать Габриэля Экспили, получившего докторскую степень 18 ноября 1651 года в Авиньонском университете. (AD Vaucluse: D 136, f. 8), но нет никаких указаний на то, что это один и тот же человек. Этот лауреат, скорее всего, связан с семьей Клода Экспили , известного мирового судьи своего времени.
- ↑ Об этом эпизоде его карьеры см. Decobert 2011, в частности стр. 92-93.
- ^ То есть: он сочинил текст Перрена.
- ^ См. Бенуа 1971, с. 10 (1664 г.), 20 (1668 г.).
- ^ Париж AN: O/1/13, ф. 183, 5 августа 1669 г. (упоминается после Бенуа 1971, стр. 25).
- ^ См. Бенуа 1971, с. 64 (600 лт в 1678 г., там же в 1685 г., там же в 1688 г.).
- ^ Париж AN: O/1/33 ф. 371 и 306, упомянутые по Бенуа 1971 с. 118).
- ^ Парижский BNF (Impr.): RES-B-2524. Подсчет в Гийо 2003, № 1666-P.
- ^ Декоберт 2011, с. 270.
- ^ Париж BNF (г-жа): Français 2008, ф. 112р, 113в, 120р, 121в.
Внешние ссылки
[ редактировать ]