Публичная сетевая база
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Формирование | 1994 |
---|---|
Растворенный | 2006 |
Цель | Платформа критической интернет-культуры |
Расположение |
|
Раннее развитие
[ редактировать ]Public Netbase была основана Конрадом Беккером и Франсиско де Соузой Уэббером в венском Messepalast (позже переименованном в Museumsquartier ) в 1994 году как некоммерческий поставщик интернет-услуг и платформа для совместного использования и критического анализа информационных и коммуникационных технологий. Его головной организацией стал Институт новых культурных технологий-т0 , основанный в 1993 году. [ 1 ] Большая часть деятельности института после 1994 года осуществлялась через Public Netbase, что привело к тому, что имена и даты основания использовались свободно даже в официальных материалах организации. Имя его World Wide Web сервера , t0 , также часто добавлялось к любому имени. В первые годы своего существования Public Netbase делила пространство в Музейном квартале с инициативой Depot – Kunst und Diskussion . [ 2 ] После того, как он переехал в свои помещения (также в Музейном квартале ), количество мастер-классов и учебных курсов увеличилось, а программа дискурсивных мероприятий теперь реализовывалась почти ежедневно.
Искусство, культура, философия
[ редактировать ]
Public Netbase сосредоточилась на содействии развитию электронного искусства и влиянию зарождающейся Всемирной паутины на культуру. Благодаря собственному присутствию в Интернете компания была удостоена награды Prix Ars Electronica в 1995 году. [ 3 ] Большая часть веб-пространства, предоставляемого через Public Netbase, поддерживала австрийских художников, хотя некоторые размещенные проекты, такие как Архив историй трансформации , получили более широкое признание. Физическое расположение в Музейном квартале также использовалось для проведения спонсируемых мероприятий, от художественных симпозиумов до конференции Ассоциации автономных астронавтов. [ 4 ] на «лекцию/перформанс/мероприятие» от Critical Art Ensemble о биотехнологии [ 5 ] и ряд конференций/выставок, таких как ROBOTRONIKA [ 6 ] (1998) и СИНМИР [ 7 ] (1999).
Споры
[ редактировать ]Австрийская партия свободы
[ редактировать ]Проект все чаще вступал в конфликт с австрийским политическим истеблишментом. [ нужна ссылка ] в течение 1990-х годов. Когда правая Австрийская партия свободы (FPÖ) и ее лидер Йорг Хайдер начали приходить к власти в Австрии, Public Netbase взяла на себя все более активную роль политического активиста, столкнувшись с растущим давлением со стороны правительства. Хайдер обвинил Public Netbase в спонсировании детской порнографии [ 8 ] и во время выступления в парламенте сравнил эротическое искусство Кристины Гёстль с коммерческим порносайтом, управляемым с Британских Виргинских островов. [ 9 ] Тем временем Public Netbase спонсировала «виртуальную альтернативу крайне правому правительству Австрии», которая предлагала премию Austrian Web Resistance Awards веб-сайтам, посвященным противостоянию правительству Хайдера. [ 10 ]
Упадок и конец проекта
[ редактировать ]Договор аренды Венского музейного квартала не был продлен после того, как в начале 2000-х годов вся культурная территория была реконструирована. [ 11 ] и он столкнулся с рядом проверок и других бюрократических проблем. Финансовые трудности и невозможность найти постоянное место для замены решить не удалось. [ 12 ] Несмотря на попытку реорганизации в 2005 году, в результате которой ее название было сокращено до Netbase, город Вена прекратил все финансирование с 11 января 2006 года, что привело к немедленному закрытию организации. Городские власти Вены обосновали это решение меняющимися потребностями венской сетевой культуры. Официальное финансирующее агентство хотело найти новый подход к поддержке интернет-искусства и электронной культуры в Вене. [ 13 ] вместо того, чтобы поддерживать одно крупное учреждение, Public Netbase, используя почти весь чистый бюджет культуры. [ 14 ]
Наследие и признание
[ редактировать ]Институт прикладной автономии , лауреат награды за выдающиеся достижения в области интерактивного искусства Prix Ars Electronica 2000, [ 15 ] посвятили свою награду Public Netbase за ее политические усилия. [ 16 ]
В начале 2000-х годов был запущен World-information.org. Его можно охарактеризовать как «постоянные усилия по критическому наблюдению и исследованию новых технологий в социальном, экономическом и художественном контексте». [ 17 ] ЮНЕСКО по цифровому искусству . привело к участию в программе [ 18 ] и ряд конвенций по всей Европе.
Хотя Институт новых культурных технологий-t0 больше не имеет собственного арт-центра, он по-прежнему активен: его проекты сейчас реализуются в основном через World-Information.Org и World-Information Institute. [ 19 ] С 2002 года он также организует известную в Австрии онлайн-кабину для голосования wahlkabine.at. [ 20 ]
Список событий
[ редактировать ]Мастер-классы и небольшие мероприятия
[ редактировать ]Общественная сетевая база регулярно организовывала конференции, выставки, веб-сайты. Информацию можно найти в книге Public Netbase: Non Stop Future. [ 21 ] а также в отчете о деятельности, составленном в 2004 году и доступном в Интернете. [ 22 ]
Ассоциация автономных астронавтов: Межгалактическая конференция (1997)
[ редактировать ]За довольно дадаистическим форматом «межгалактической конференции», которая относится к независимой космической программе сообщества, можно найти критическое обсуждение доступности новых технологий и текущей космической политики. [ 23 ]
Атака информационного тела (1997)
[ редактировать ]Эта серия событий, состоявшихся в октябре 1997 года, критически проанализировала темы, связанные с наблюдением и контролем в информационных обществах. [ 24 ]
Машина плоти: проект эксплуатации генов (1997)
[ редактировать ]Этот проект, ставящий под сомнение «биотехнологическую революцию», был разработан американским коллективом художников Critical Art Ensemble в сотрудничестве с Public Netbase. Посетители имели возможность пройти настоящие скрининговые тесты на донорскую ДНК и узнать, «считаются ли они «пригодными» или «непригодными» для воспроизводства в панкапиталистическом обществе». Среди прочего, было доступно издание «Заведем ребенка!», «иллюстрированное руководство для детей, объясняющее, как наука и медицина создают жизнь и почему». [ 25 ]
Информационный террор (1998)
[ редактировать ]В ходе сотрудничества с Обществом Неизвестного (Лондон) грузовой контейнер, установленный перед венским оперным театром, «превратился в устройство психогеографической обратной связи». [ 26 ]
Роботроника (1998)
[ редактировать ]На этом пятидневном мероприятии, которое в основном состояло из симпозиума и выставки, были представлены и критически проанализированы текущие разработки в области робототехники и автоматизации. [ 6 ]
Период после (1998–1999)
[ редактировать ]Period After «сосредотачивался на долгосрочном развитии Балканского региона, связанном со средствами массовой информации, современной культурой, а также потенциальными и реальными последствиями продолжающегося кризиса». Основной частью проекта и предпосылкой для других мероприятий было развитие сети медиа-инициатив в Юго-Восточной Европе. [ 27 ]
Игра Synworld: гиперпространство (1999)
[ редактировать ]Synworld было одним из самых масштабных мероприятий Public Netbase в 1990-х годах. Основное внимание в нем уделялось взаимосвязи между популярными играми и разработками, имеющими научное и социальное значение. Многоплановая программа включала в себя лекции, инсталляции, мультимедийные презентации, игровые станции и лаундж-зону. [ 7 ]
Культура.Netz.2000+ (1999)
[ редактировать ]Это один из примеров из области деятельности, которой Public Netbase постоянно занимается: содействие самоорганизации в области независимых медиа-инициатив в Австрии с целью озвучить их интересы и проблемы, а также повлиять на развитие культурной и медиа-политики. Были организованы встречи, коллективно сформулированы списки требований и предприняты попытки повысить осведомленность в более широком масштабе. [ 28 ]
Европейская культурная основа (ЕЦБ) (1999–2003 гг.)
[ редактировать ]Европейская культурная основа представляла собой «коалицию медиакультурных учреждений и отдельных лиц, работающих вместе над творческим использованием и развитием средств массовой информации для социальных перемен». [ 29 ]
Фремд.нетц (1999)
[ редактировать ]Этот антирасистский проект осуществлялся в то время, когда формировалось австрийское федеральное правительство, в которое впервые вошла правая Партия свободы (FPÖ) Йорга Хайдера. Проект проходил на станции метро в Вене и включал, среди прочего, медиа-инсталляцию Франца Ксавера «Fremdsteuerung». [ 30 ] несколько лекций, а также презентации таких инициатив, как Period After и недавно созданная платформа Get to Attack. [ 31 ]
government-austria.at (2000–2001)
[ редактировать ]Этот веб-сайт представлял собой дискурсивный контекст, который «явно отказывался от любого диалога с правительством ÖVP-FPÖ и вместо этого пытался развивать свою собственную идентичность». [ 32 ] [ 33 ]
free.netbase.org (2000–2004)
[ редактировать ]Этот веб-сайт документировал политическое давление, которое правое правительство Австрии оказывало на Public Netbase, а также сопротивление последней. free.netbase.org также послужил платформой для организации и демонстрации широкой международной солидарности с Public Netbase. [ 34 ]
Обозреватель интерфейса (2001)
[ редактировать ]Interface Explorer представил текущие тенденции в разработке новых интерфейсов и веб-браузеров. Были представлены проекты международных художников и предоставлена площадка для обсуждения текущих тенденций. Куратором выставки выступил Йоханнес Гренцфуртнер . Одним из ярких моментов стала лекция Льва Мановича , только что вышедшего в свет его книги «Язык новых медиа». [ 35 ]
Базовый лагерь (2001–2002 гг.)
[ редактировать ]Под этим названием были установлены три инсталляции в публичном пространстве (внутри и перед Венским Музейным кварталом ), каждая из которых представляла медиапроект: виртуальный рекламный щит в «Удаленном просмотре», SMS-проект «Текст-FM» и музыкальный проект «Удаленный просмотр». Джем». [ 36 ]
бесплатно: re: public (2001–2004)
[ редактировать ]«Звуковая политизация» была одним из новых терминов, появившихся в ходе протестов против австрийского правого правительства. В free:re:public эта вера в политический потенциал звука была воплощена в жизнь в форме огромных молодежных культурных демонстраций протеста, которые организовывались раз в год в Вене. [ 37 ]
Темные рынки (2002)
[ редактировать ]Эта стратегическая конференция рассмотрела текущие отношения между медиа-политикой, информационными технологиями и политическими теориями демократии. Центральными вопросами конференции были: «Сохраняет ли Интернет свой первоначальный потенциал для содействия «сетевой демократии снизу»? Не слишком ли скомпрометированы новые медиа уже слишком растущим влиянием государства и корпораций? Можно ли вернуть Интернет в качестве «цифровое достояние», или нынешний кризис уже достиг метамедийного уровня, выйдя за рамки пропаганды и ее зеркальных контркампаний?» [ 38 ]
Кампания против нарушения защиты данных (2003 г.)
[ редактировать ]Public Netbase приняла участие в кампании, запущенной сетью «Европейское цифровое гражданское право». [ 39 ] и устроил акцию протеста в аэропорту Вены. Пассажирам сообщили, что в результате новой директивы ЕС они «сталкиваются с риском передачи их личных данных, включая номер кредитной карты и религиозную принадлежность, властям США без их ведома». [ 40 ]
Открытые культуры (2003)
[ редактировать ]Открытые культуры включали двухдневную конференцию, семинары и выставку. Он сосредоточился на политике инфосферы и изобретательных подходах к продвижению «свободного потока информации». [ 41 ]
Демократия и общественность в информационном обществе (2003 г.)
[ редактировать ]Через несколько дней после Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS) в Женеве он подвергся критическому анализу на двух мероприятиях, организованных Public Netbase. проведения [ 42 ]
Бесплатный медиа-лагерь (2003)
[ редактировать ]Лагерь свободных СМИ был направлен на повышение осведомленности общественности о чрезвычайно шаткой ситуации с независимыми и коллективными медиа-инициативами в Вене. Лагерь был разбит в общественном месте на Венской площади Карлсплац и просуществовал почти четыре месяца. Всего состоялось около 100 мероприятий (дискуссии, презентации, музыкальные мероприятия, показы...). Лагерь был организован Public Netbase в сотрудничестве с местными культурными и медиа-инициативами: Malmoe, IG Kultur Wien, Radio Orange 94.0 и Public Voice Lab. [ 43 ] [ 44 ]
Найкграунд (2003)
[ редактировать ]Этот коммуникационный партизанский проект, который был разработан и реализован в сотрудничестве с 0100101110101101.ORG, подверг критике ускоряющуюся коммерциализацию общественного пространства. В фейковых объявлениях сообщалось, что Карлсплац , одна из исторических площадей Вены, будет переименована в Никеплац и что в рамках этого процесса будет установлен 36-метровый памятник в форме логотипа Nike. Расположенный на площади двухэтажный стеклянный павильон информировал о предполагаемых планах и служил хорошо заметным знаком в общественном пространстве. Проект вызвал дискуссии в сфере искусства и культуры. В то же время оно было достаточно правдоподобным и зрелищным, чтобы спровоцировать различные формы протеста граждан и широкое освещение в СМИ. [ 45 ] [ 46 ]
Никакой процедуры предоставления убежища во Всемирной паутине! (2003–2004)
[ редактировать ]Этот антирасистский проект был разработан в ответ на ухудшение политики предоставления убежища в Австрии вследствие политики правительства ÖVP-FPÖ. Были проведены семинары, на которых молодые просители убежища имели возможность приобрести и развить медиа-компетенции. [ 47 ]
С-77CCR - Гражданская контрразведка Система 77 (2004 г.)
[ редактировать ]S-77CCR критически рассмотрел технологии наблюдения и обыграл идею предоставления гражданскому обществу собственных инструментов для наблюдения и контроля общественного пространства. «Наблюдение сверху вниз за инициативами на низовом уровне!» ( Брайан Холмс ) [ 48 ]
Искусство != Биотерроризм (2004)
[ редактировать ]После того, как художник и исследователь Стив Курц , один из основателей Critical Art Ensemble , был арестован ФБР и ему было предъявлено «обвинение, основанное на законах, которые серьезно ограничивают основные права, используя борьбу с терроризмом в качестве предлога», [ 49 ] Public Netbase организовала акции солидарности и протеста в Вене. [ 50 ]
Бесплатные битовые потоки (2004)
[ редактировать ]Free Bitflows продолжил формат крупных мероприятий, объединив конференцию, мастер-классы и выставку. Это было «исследовательское мероприятие, посвященное политике информационных потоков для продвижения свободных потоков информации». [ 51 ]
Австрия 2005 г.
[ редактировать ]В 2005 году совпало несколько австрийских годовщин: шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны, пятьдесят лет Австрийского государственного договора и 10 лет членства Австрии в ЕС. 2005 год был официально объявлен «юбилейным годом», и Public Netbase запустила «ряд политических и культурных мероприятий [...] против двигателей ликования, [которые] будут способствовать дебатам по различным юбилейным темам с разных эмансипаторских точек зрения». [ 52 ] Сайт «Австрия 2005: Защитный комплект от года празднования Родины» [ 53 ] был центральным пространством для этих проектов. Традиция партизанских коммуникативных проектов Public Netbase была продолжена в четырех коммюнике «Ячеек боевого сопротивления». [ 54 ]
Пиратство делает тебя импотентом! (2005–2006)
[ редактировать ]Этот коммуникационный партизанский проект был разработан в ответ на кампанию по борьбе с пиратством, начатую немецкой киноиндустрией. Среди прочего, на главной торговой улице Вены была организована фальшивая пресс-конференция: было объявлено о начале аналогичной кампании по борьбе с пиратством в Австрии, а к позорному столбу были преданы люди, обвиненные в таких правонарушениях, как «отправка другу мелодий, защищенных авторским правом». [ 55 ]
Публикации о публичной сетевой базе
[ редактировать ]- Клеменс Апприч / Феликс Сталдер (ред.): Забытое будущее. Радикальные сетевые культуры в Европе, Билефельд (стенограмма), 2012 г., ISBN 978-3-8376-1906-5
- Бранка Чурчич / Зоран Пантелич / New Media Center_kuda.org (ред.): Public Netbase: Non Stop Future - Новые практики в искусстве и медиа , Франкфурт-на-Майне (Револьвер), 2008 г., ISBN 978-3-86588-455-8 (твердый переплет)
- Жозефина Босма: Построение медиапространства. Новизна сетевого (проработанного) искусства заключалась и остается в доступе и взаимодействии , в: Media Art Net, 2004, URL: [1]
- Мартин Вассермайр: Культура и девиация. Художественный диссидент в Австрии , в: журнал Umělec 2009/2, URL: [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О публичной сетевой базе/t0» . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Депо — Искусство и обсуждение | Главная» . депо.или.ат . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Приз Ars Electronica 1995 года, награда Всемирной паутины» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2005 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Межгалактическая конференция Ассоциации автономных астронавтов в Вене, Земля, 21-22 июня 1997 г.» (Пресс-релиз). 6 июня 1997 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «МАШИНА ПЛОТИ: Проект эксплуатации генов» (пресс-релиз). 17 ноября 1997 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Роботроника» . robot.t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «СИНМИР» . synworld.t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Флор, Мич (27 ноября 1998 г.). «Секс-рабыни общественного мнения – Public Netbase дает отпор…» Crash Media . Проверено 1 октября 2006 г.
- ^ Браун, Джанель (6 сентября 1998 г.). «Это секс или искусство?» . Салон . Архивировано из оригинала 1 сентября 2006 года . Проверено 2 октября 2006 г.
- ^ «О правительстве-austria.at» . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ Вассермайр, М. (16 октября 2000 г.). « В Австрии часы тикают с другим ритмом»: краткая история публичной сетевой базы t0, ее международного успеха и недавней политической борьбы» . Развивайте интерактивность (2). ISSN 1471-3225 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Открытое письмо Михаэлю Хойплю, мэру Вены, и городскому правительству Вены» (пресс-релиз). 6 мая 2004 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Новая логика управления? Культурная политика между эмансипативным самоопределением и неолиберальными методами правления на примере Нецнеца» (Барбара Эссиг)
- ^ «Общественная сетевая база: потеря общедоступного места: платформа сетевой культуры свелась к проектам»; в: Стандарт, 2005.
- ^ «Приз Ars Electronica 2000 за интерактивное искусство» . Архивировано из оригинала 25 марта 2005 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Public Netbase t0 неожиданно стал победителем Prix Ars Electronica 2000» . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Мир-информация.орг» . Публичная сетевая база . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Мир-информация.орг» . ЮНЕСКО. 11 октября 2004 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Институт мировой информации – цифровая культура – информационная политика – исследования – передача знаний» . world-information.net . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Валкабин» . www.wahlkabine.at (на австрийском немецком языке) . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Kuda.org, Бранка Чурчич, Зоран Пантелич (Hrsg.): Public Netbase: Non Stop Future - Новые практики в искусстве и медиа. Револьвер, Франкфурт, 2008 г.
- ^ «Профиль и деятельность» (PDF) . free.netbase.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Документацию нескольких участников можно найти по адресу http://future-nonstop.org/p/ce4617121b162ff4425f0193ca0f0f78 . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ http://www.t0.or.at/scl/scl7/msg00151.html (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Институт новых культурных технологий Netbase t0» . t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Общественная сетевая база t0 Института новых культурных технологий» . www.t0.or.at. Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Период после» . периодпосле.t0.или.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ http://netz2000.netbase.org/ (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Европейская культурная основа» . Архивировано из оригинала 15 января 2005 года . Проверено 12 сентября 2013 г. [ название отсутствует ]
- ^ http://fax.priv.at/Fremdsteuer/ (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Начинайте атаковать сейчас! | приступайте к атаке – пружинный|в 4/99: Бевегунген» . Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 13 сентября 2013 г. (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Интервью с Конрадом Беккером, в: Клеменс Апприч, Феликс Сталдер (ред.): Забытое будущее. Радикальные онлайн-культуры в Европе. стенограмма, Билефельд, 2012, стр. 161 (перевод с немецкого)
- ^ «government-austria.at» (на австрийском немецком языке) . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «free.netbase.org» . Архивировано из оригинала 14 мая 2001 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ "интерфейс-проводник // общие границы" . интерфейс.t0.или.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «B asecamp. Netbase. O r G» . basecamp.netbase.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Свободная Республика 04» . Future-nonstop.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Темные рынки – инфополитика, электронные СМИ и демократия во времена кризиса» . darkmarkets.t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Европейские цифровые права» . edri.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Институт новых культурных технологий Netbase t0» . www.netbase.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «ОТКРЫТЫЕ КУЛЬТУРЫ – свободные потоки информации и политика общин» . openculturals.t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «WSIS 2003 против Public Netbase/T0» . Архивировано из оригинала 23 июня 2013 года . Проверено 13 сентября 2013 г. (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Медиенкамп» . Future-nonstop.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ http://www.nettime.org/Lists-Archives/rohrpost-0306/msg00177.html (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Думая об открытых пространствах», Der Standard, 2 декабря 2003 г. (на немецком языке) . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ http://www.t0.or.at/nikeground. Архивировано 23 июня 2013 г. в Wayback Machine . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ http://workshop.t0.or.at/workshop/about/asyl (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Система-77/Гражданская контрразведка» . s-77ccr.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Декларация о свободных битовых потоках, http://www.netbase.org/t0/caedefense/english/fbl . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Защита ансамбля критического искусства: Kunst != Bioterrorismus» . www.netbase.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Бесплатные битовые потоки» . freebitflows.t0.or.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ "- Английский" . Oesterreich-2005.at . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ На немецком языке: «Австрия 2005: Пакет мер предосторожности в честь года празднования Родины», http://oesterreich-2005.at/english/ . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Клетки борются с сопротивлением» . zkw.netbase.org . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ http://netbase.org/hartabergerecht2006. Архивировано 2 мая 2014 г. в Wayback Machine (на немецком языке). Проверено 12 сентября 2013 г.