Салями Агбадже
Салями Агбадже | |
---|---|
Рожденный | 1880 |
Умер | 1953 (72–73 года) |
Занятие | Бизнесмен |
Дети | Многочисленные в т.ч. Абдул Гание Агбадже |
Родители) | Господин Дуровойу и госпожа Синату |
Вождь Салами Агбадже (1880–1953) [ 1 ] [ 2 ] был одним из ведущих бизнесменов Нигерии в колониальную эпоху страны. Он был успешным местным предпринимателем, который нашел способ адаптировать и воплотить свои амбиции в реальность в развивающейся иностранной западной среде . [ 3 ] Он также был самым богатым жителем Ибадана в свое время и использовал свое богатство, чтобы открыть двери новым предприятиям, никогда ранее не возникавшим в городе.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Агбадже родился в Лагосе в семье г-на Дуровожу, исламского учителя родом из Исейина , и г-жи Синату. [ 4 ] У него было еще четыре брата и сестры, два мальчика и две девочки. Выросший в исламской семье, знание Корана было шагом, который сделали все дети, и в раннем возрасте он выучил Коран вместе со своими братьями и сестрами. Позже он поступил в ученики к портному и освоил портняжное искусство. Однако в Лагосе он продержался недолго: к концу девятнадцатого века он уехал в Ибадан в поисках лучших возможностей.
Ибадан
[ редактировать ]Хотя Ибадан был новой средой для Агбадже, г-жи Синату, его мать была уроженкой города и жила там до того, как вышла замуж за г-на Дуровой.
В Ибадане он оставил ремесленную работу портного и сосредоточился на лесозаготовках.
Деловая карьера
[ редактировать ]Его первый коммерческий успех пришелся на то время, когда он работал лесозаготовительным подрядчиком. Экономика колониальной эпохи поддерживалась за счет сочетания импорта промышленных . и экспорта сельскохозяйственной продукции и сырья товаров для местного потребления Крупнейшие торговцы, участвующие в этом процессе, в основном были экспатриантами предоставлялось мало кредитов , поскольку коренным африканцам . Вскоре железные дороги стали важной системой транспортировки сырья из одного места в Нигерии в другое или на экспорт. [ 5 ] Агбадже заработал на новой экономике, поставив большую часть древесины, необходимой для строительства железной дороги Лагос-Ибадан в 1871 году. Лесной бизнес вскоре стал для него стартовой площадкой для более экологичных инвестиционных возможностей. Он сопоставил прибыль от контрактов на заготовку древесины и отправился встречаться с фермерами и искать возможности для закупки продукции во внутренних районах Йоруба . Он стал торговцем, которому удалось объединить и купить товары у местных фермеров и продать их иностранным фирмам на экспорт. Он также был известен тем, что использовал рекламу в качестве бизнес-стратегии. Его имя и бизнес можно было увидеть на страницах Yoruba News в 1920-х годах. От предприятия по закупке продукции он занялся транспортировкой, импортом и экспортом. Он импортировал хлопок, джин и ром, строительные материалы, шляпы, зонтики и швейные машины. Он не только добился успеха как импортер, но и был фактически одним из немногих импортеров из числа коренных народов своего времени. Он также поднялся на вершину социальных и политических кругов Ибадана и стал пионером новых отраслей промышленности в городе. В В дневнике Акинпелу Обисесана Обисесан сетовал на свой непринужденный образ жизни как на наглость, когда он был в компании двух вождей Ибадана, Адебиси Гива и Салами Агбадже.
Никто в этом городе не будет уважать человека с низкими доходами, его не будут считать ни за кого - великие подарки, сделанные нам, заставили меня признать, что господа Агбадже и Адебизи Гива пользуются большим уважением.
Другие новаторские предприятия или мероприятия, в которых он принимал участие в Ибадане, включают первый частный автосервис в городе и первую диверсифицированную компанию, принадлежащую коренным народам, которая нанимает как иностранцев, так и представителей коренного населения. Он также был первым, кто основал кинотеатры. [ 7 ]
Конфликт с вождями Ибадана
[ редактировать ]Как богатый ибаданский бизнесмен, он быстро поднялся в рядах ибаданских вождей , став балогуном Ибадана перед своей смертью в 1953 году. Однако многие видные вожди города хотели, чтобы Агбадже использовал свое богатство на благо общества в знак признания его положения. среди иерархии лидеров Ибадана. Культура щедрости среди выдающихся вождей Ибадана стала частью общества Ибадана. Богатые и высокопоставленные вожди привыкли раздавать деньги гражданам Ибадана и проводить относительно открытые пиры для веселья и развлечений. Однако Агбадже, зарабатывавший деньги в колониальной экономической системе, меньше интересовался традицией щедрости Ибадана и старался изо всех сил избегать ее. Это вызвало у него раздражение масс Ибадана. В 1949 году Могаджи (или главы кланов) в Ибадане выдвинули обвинения против Агбадже, чтобы помешать ему стать Оба Ибадана, должность, которая не имела ничего общего с кровным происхождением , а скорее полагалась на положение человека в компании воинов и гражданских вождей. . Основной причиной было его презрение к традиции щедрости и его непопулярность среди масс Ибадана. Однако комиссия, собранная для рассмотрения этого дела, сняла с Агбадже все обвинения.
На момент смерти у него было десять жен и множество детей. Известно, что он потратил много денег на то, чтобы дать своим детям лучшее образование, которое можно купить за деньги.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олуфеми Воган (2006). Нигерийские вожди: традиционная власть в современной политике, 1890-1990-е годы . Том. 7 Рочестерских исследований по истории Африки и диаспоры. Университет Рочестера Пресс. п. 48. ИСБН 978-1-580-4624-95 . ISSN 1092-5228 .
- ^ Кен Пост; Джордж Д. Дженкинс (25 января 1973 г.). Цена свободы: личность и политика в колониальной Нигерии (африканские исследования . Том 7. Архив CUP, 1973. стр. 17. ISBN). 978-0-521-0850-38 .
- ^ Адебойе, Салами Агбадже: Жизнь и времена предпринимателя из числа коренных народов в колониальной Нигерии. Историческое обозрение Лагоса, том. 1, 2001. стр. 1.
- ^ Адебой, стр.2
- ^ Адебой стр.3,4
- ^ Сангахаракшита. Полное собрание стихотворений, 1941–1994, Windhorse Publications, 1995. стр. 71. ISBN 0-904766-70-5
- ^ Адебой, стр. 9