Jump to content

Q-руководство

Q-наведение — это метод наведения ракет , используемый в некоторых баллистических ракетах США и некоторых гражданских космических полетах. Он был разработан в 1950-х годах Дж. Холкомбом Лейнингом и Ричардом Баттином в Приборной лаборатории Массачусетского технологического института .

Q-наведение используется для ракет, траектория которых состоит из относительно короткой фазы разгона (или фазы с приводом), во время которой работает двигательная установка ракеты, за которой следует баллистическая фаза, во время которой ракета приближается к цели под действием силы тяжести. ( Крылатые ракеты используют разные способы наведения). Целью Q-наведения является поражение указанной цели в заданное время (если существует некоторая гибкость в отношении времени поражения цели, то можно использовать другие типы наведения).

Ранние реализации

[ редактировать ]

На момент разработки Q-наведения основной конкурентный метод назывался Дельта-наведение. По словам Маккензи, [1] Титан , некоторые версии Атласа , Минитмен I и II использовали Дельта-наведение, тогда как Q-наведение использовалось для БРСД Thor и Polaris , и предположительно Poseidon . Судя по мониторингу испытательных пусков, первые советские МБР использовали вариант дельта-наведения.

Обзор дельта-наведения

[ редактировать ]

Дельта-наведение основано на следовании запланированной эталонной траектории, которая разрабатывается перед полетом с помощью наземных компьютеров и сохраняется в системе наведения ракеты. В полете фактическая траектория математически моделируется как разложение в ряд Тейлора относительно эталонной траектории. Система наведения пытается обнулить линейные члены этого выражения, т.е. вернуть ракету на запланированную траекторию. По этой причине дельта-наведение иногда называют «полетом [вдоль] провода», где (воображаемый) провод относится к эталонной траектории. [1]

Напротив, Q-руководство представляет собой динамический метод, напоминающий теории динамического программирования или обратной связи на основе состояний . По сути, в нем говорится: «Неважно, где мы должны были быть; учитывая, где мы находимся, что нам следует делать, чтобы добиться прогресса в достижении требуемой цели в требуемое время». Для этого он опирается на концепцию «достижимой скорости».

Скорость, которую необходимо получить

[ редактировать ]

заданный момент времени t заданного положения корабля r коррелированный вектор скорости Vc В определяется следующим образом: если бы корабль имел скорость Vc и для и двигательная установка была выключена, то ракета достигла бы желаемой цели в точке желаемое время под действием силы тяжести. В некотором смысле V c — это желаемая скорость.

Фактическая скорость ракеты обозначается V m , и ракета подвергается как ускорению силы тяжести g , так и ускорению двигателей a T . Скорость, которую необходимо набрать, определяется как разница между V c и V m :

Простая стратегия управления заключается в применении ускорения (т.е. тяги двигателя) в направлении V TBG . Это приведет к тому, что фактическая скорость приблизится к V c . Когда они станут равными (т.е. когда V TBG станет тождественно нулевым), настало время заглушить двигатели, поскольку ракета по определению способна достичь нужной цели в нужное время самостоятельно.

Единственная оставшаяся проблема – как легко вычислить V TBG на основе информации, имеющейся на борту транспортного средства.

Матрица Q

[ редактировать ]

Для вычисления скорости, которую необходимо получить, можно использовать удивительно простое дифференциальное уравнение:

где матрица Q определяется выражением

где Q — симметричная изменяющаяся во времени матрица размера 3 × 3. (Вертикальная черта означает тот факт, что производная должна быть вычислена для заданной целевой позиции r T и времени свободного полета t f .) [2] Расчет этой матрицы нетривиален, но может быть выполнен в автономном режиме перед полетом; Опыт показывает, что матрица меняется во времени лишь медленно, поэтому на борту летательного аппарата необходимо хранить лишь несколько значений Q, соответствующих разным моментам времени полета.

В ранних приложениях интегрирование дифференциального уравнения выполнялось с использованием аналогового оборудования, а не цифрового компьютера. Информацию об ускорении, скорости и положении автомобиля предоставляет бортовой инерциальный измерительный блок .

Управление перекрестными продуктами

[ редактировать ]

Разумная стратегия постепенного выравнивания вектора тяги с вектором V TBG состоит в том, чтобы управлять скоростью, пропорциональной векторному произведению между ними. Простая стратегия управления, позволяющая добиться этого, состоит в том, чтобы управлять скоростью

где является константой. Это неявно предполагает, что V TBG остается примерно постоянным во время маневра. учитывает скорость изменения во времени V TBG Можно разработать несколько более умную стратегию, которая также , поскольку это доступно из приведенного выше дифференциального уравнения.

Эта вторая стратегия контроля основана на понимании Баттина. [3] что «Если вы хотите свести вектор к нулю, [целесообразно] согласовать скорость изменения вектора с самим вектором». Это предполагает установку скорости рулевого управления автопилота на

Любой из этих методов называется управлением перекрестными продуктами , и их легко реализовать на аналоговом оборудовании.

Наконец, когда все компоненты V TBG малы, можно отдать команду на отключение мощности двигателя.

  • Д. Маккензи: Изобретая точность - историческая социология наведения ядерных ракет , MIT Press, 1990, ISBN   0-262-13258-3 .
  • Р. Баттин: Введение в математику и методы астродинамики , AIAA, 1999, ISBN   1-56347-342-9 . Обзор .
  • С. А. Камаль, А. Мирза: Многоступенчатая добротность и обратная добротность для возможного применения в SLV , Учеб. IBCAST 2005, том 3, Управление и моделирование, под редакцией Хуссейна С.И., Мунира А., Кияни Дж., Самара Р., Хана М.А., Национальный центр физики, Бхурбан, КП, Пакистан, 2006, стр. 27–33. Бесплатный полный текст .
  • С. А. Камаль: Неполнота кросс-продуктового управления и математическая формулировка расширенного кросс-продуктового управления , Учеб. IBCAST 2002, том 1, Современные материалы, вычислительная гидродинамика и техника управления, под редакцией Хурани Х.Р., Мунира А., Самара Р., Захира С., Национальный центр физики, Бхурбан, ХП, Пакистан, 2003, стр. 167– 177. Бесплатный полный текст .
  1. ^ Jump up to: а б Маккензи: изобретение точности.
  2. ^ Баттин: Введение.
  3. ^ Баттин: Введение.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5a434049df2ff9c66992277db7583ec__1656744180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/ec/b5a434049df2ff9c66992277db7583ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Q-guidance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)