Jump to content

СМ-65 Атлас

(Перенаправлено с ракеты Атлас )

B-65/SM-65/CGM-16/HGM-16 Атлас
Ракета Atlas 2E, Аэрокосмический музей Сан-Диего
Функция Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР)
Производитель Конвэр / Дженерал Дайнемикс
Страна происхождения Соединенные Штаты
Размер
Высота 75 футов 10 дюймов (23,11 м)
85 футов 6 дюймов (26,06 м) в конфигурации межконтинентальной баллистической ракеты
Диаметр 10 футов (3,0 м)
Ширина 16 футов (4,9 м)
Масса 260 000 фунтов (117 900 кг)
Этапы
Связанные ракеты
Семья Атлас
История запуска
Статус В отставке апрель 1965 г.
Всего запусков 24
Успех(а) 13
Неудачи 11
Первый полет 11 июня 1957 г.
Последний рейс 24 августа 1959 г.
Бустеры
Нет бустеров 1
Питаться от 2
Максимальная тяга 300 000 фунтов силы (1300 кН)
Атлас Д
Общая тяга 360 000 фунтов силы (1600 кН)
Атлас Д
Порох РП-1 / ЛОКС
Первый этап
Питаться от 1
Максимальная тяга 60 000 фунтов силы (270 кН)
Атлас Д
Порох РП-1 / ЛОКС
Convair X-11 / SM-65 Атлас
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1959–1964
Используется ВВС США
Войны Холодная война
История производства
Производитель Конвэйр
Технические характеристики
Масса 255 950 фунтов (116 100 кг) для Atlas D без полезной нагрузки, 260 000 фунтов (117 900 кг) для Atlas D с Mk 2/3 RV и боеголовкой W49, 268 000 фунтов (121 560 кг) для Atlas E&F с Mk 4 RV и боеголовкой W38
Длина 75 футов 1 дюйм (22,89 м) с возвращаемой машиной Mk 2, 82 фута 6 дюймов (25,15 м) с Mk 3
Ширина 16 футов 1 дюйм (4,90 м)
Диаметр 10 футов 0 дюймов (3,05 м)

Двигатель 2 ракетных двигателя Rocketdyne XLR-89 каждый по 150 000 фунтов силы (670 кН), использующие один турбонасос (Атлас А)

1 маршевый ракетный двигатель Rocketdyne LR-105, 2 разгонных ракетных двигателя Rocketdyne XLR-89, каждый по 150 000 фунтов силы (670 кН), совместно использующие один турбонасос (Atlas B, C)

1 маршевый ракетный двигатель Rocketdyne LR-105, 2 разгонных двигателя LR89 с независимыми турбонасосами каждый по 165 000 фунтов силы (730 кН) (Atlas D,E,F,G)

+ 2 Rocketdyne LR-101 нониусных двигателя с тягой 1000 фунтов силы (4,4 кН), питаемых турбонасосами маршевого двигателя LR-105.
(Атлас A,B,C,D,E,F,G)
Точность CEP 4600 футов (1400 м)
Ссылки
СМ-65 Атлас
История обслуживания
В эксплуатации 1959–1964
История производства
Разработанный 1953 г. (ХВ-65)
Произведено 1959–1965
построено 350 (все версии)
Пиковый уровень развертывания 129.
(30 Д, 27 Е, 72 Ж).
Варианты Атлас A, B/C, D, E/F (МБР)
SLV-3/3A/3C (использование НАСА)

SM -65 Atlas была первой боевой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), разработанной США, и первым представителем семейства ракет Atlas . Он был построен для ВВС США подразделением Convair компании General Dynamics на сборочном заводе, расположенном в Кирни-Меса , Сан-Диего . [1]

Разработка датируется 1946 годом, но в течение следующих нескольких лет проект несколько раз отменялся и возобновлялся. Углубление « холодной войны» и разведданные, показавшие, что Советский Союз работал над конструкцией межконтинентальной баллистической ракеты, привели к тому, что в конце 1952 года она стала провальным проектом, наряду с созданием нескольких других ракетных проектов, чтобы гарантировать, что одна из них будет принята на вооружение как можно скорее. Первый испытательный пуск был осуществлен в июне 1957 года, но он не удался. Первый успех советской Р-7 «Семёрка» в августе придал программе новую актуальность, что привело к первому успешному запуску Атласа А в декабре. Из восьми полетов модели А только три были успешными, но более поздние модели продемонстрировали повышенную надежность, и модель С была допущена к использованию.

Атлас C был объявлен работоспособным в сентябре 1959 года. Даже в то время он считался далеко не идеальным, поскольку его нужно было заправлять топливом непосредственно перед запуском, и поэтому он имел очень медленное время реакции. ВВС по-прежнему считали стратегические бомбардировщики своей основной силой и рассматривали «Атлас» как оружие последней отчаяния, которое могло бы обеспечить контратаку в случае, если Советы попытаются скрытно атаковать базы бомбардировщиков США. Первоначальные версии хранились на уровне земли и, таким образом, подвергались атакам советских бомбардировщиков, что значительно снижало их пригодность для этой роли. Начиная с моделей F, они хранились в подземных бункерах, обеспечивающих некоторую защиту от атак с воздуха. Новые конструкции, особенно « Минитмен» , сделали «Атлас» устаревшим, и к 1965 году он был снят с роли межконтинентальной баллистической ракеты.

Эти недостатки не повлияли на его использование для космических запусков, а ракеты-носители на базе Атласа долгое время служили пусковыми установками. Еще до прекращения использования межконтинентальных баллистических ракет в 1965 году «Атлас» вывел на орбиту четырех астронавтов проекта «Меркурий» и стал основой для семейства успешных космических ракет-носителей, в первую очередь «Атлас Аджена» и «Атлас Кентавр» . Слияния привели к приобретению линии Atlas Centaur компанией United Launch Alliance . Сегодня ULA поддерживает более крупный Atlas V , который сочетает в себе верхнюю ступень Centaur с новым ускорителем. До 1995 года многие снятые с вооружения межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» были отремонтированы и объединены с разгонными блоками для запуска спутников. [2]

Теодор фон Карман (слева) вместе с представителями ВВС и НАСА осматривает две модели, используемые в высокоскоростных высотных аэродинамических трубах на базе ВВС Арнольд. Ракеты - АГАРД-Б и Атлас серии-Б. (1959)

Атлас был первой межконтинентальной баллистической ракетой США и одной из первых крупных ракет на жидком топливе. Таким образом, его ранняя разработка была довольно хаотичной: планы быстро менялись, поскольку летные испытания выявили проблемы.

исследовательского контракта ВВС США Атлас начался в 1946 году с заключения с Convair на исследование ракеты дальностью от 1500 до 5000 миль (от 2400 до 8000 км), которая в какой-то момент может нести ядерную боеголовку. Этот MX-774 проект был назван в честь Атласа греческой мифологии и материнской компании подрядчика Atlas Corporation . [3] : 70  В то время все самые маленькие атомные боеголовки превышали максимальную теоретическую полезную нагрузку запланированных ракет большой дальности, поэтому контракт был расторгнут в 1947 году, но ВВС армии позволили Convair запустить три почти завершенные исследовательские машины, используя оставшиеся Контрактные средства. Три полета были лишь частично успешными, но показали, что баллонные баки и подвесные ракетные двигатели являются обоснованными концепциями. [4]

Второй контракт на разработку был заключен с Convair 23 января 1951 года на то, что тогда называлось MX-1593, с относительно низким приоритетом. [3] : 68  Первоначальный проект, завершенный Convair в 1953 году, был больше, чем ракета, которая в конечном итоге поступила на вооружение. (1360 кг) на основании весьма успешных испытаний ядерной боеголовки в США в . года Ориентировочный вес боеголовки был снижен с 8000 фунтов (3630 кг ) до 3000 фунтов 1954 начале ЦРУ, узнав, что советская программа межконтинентальных баллистических ракет продвигается вперед, привело к резкому ускорению проекта. присвоил проекту «Атлас» высший приоритет развития ВВС 14 мая 1954 года генерал Томас Д. Уайт . [3] : 106 

14 января 1955 года с Convair был заключен крупный контракт на разработку и испытания ракеты диаметром 10 футов (3 м) и весом около 250 000 фунтов (113 400 кг). [5] Разработка Атласа жестко контролировалась Западным отделом развития ВВС, WDD, который позже стал частью Подразделения баллистических ракет ВВС. Контракты на боеголовку, наведение и двигательную установку оформлялись WDD отдельно. Первый успешный полет высокотехнологичной ракеты «Атлас» на полную дальность произошел 28 ноября 1958 года. Межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» были развернуты в оперативном режиме с 31 октября 1959 года по 12 апреля 1965 года. [6]

Первоначально ракета обозначалась как экспериментальный бомбардировщик XB-65; в 1955 году она была переименована в SM-65 («Стратегическая ракета 65»), а с 1962 года стала CGM-16. Эта буква «С» обозначала «гроб» или «Контейнер», ракета хранилась в полузакаленном контейнере; его подготовили к запуску, подняв и заправив топливом на открытом воздухе. Атлас-Ф (HGM-16) хранился вертикально под землей, но запускался после поднятия на поверхность. [7]

второго поколения К 1965 году, когда Титан II достиг боевого состояния, Атлас устарел как ракетная система и был выведен из военного использования. Многие из снятых с вооружения ракет Atlas D, E и F использовались для космических запусков в 1990-е годы. [2]

Проникающая смазка WD-40 впервые нашла применение в качестве антикоррозионного покрытия внешней обшивки ракеты «Атлас». [8]

Детали ракеты

[ редактировать ]

Сложную, нетрадиционную конструкцию «Атласа» оказалось труднее отладить по сравнению с такими семействами ракет, как «Тор» и «Титан», в которых использовались традиционные конструкции авиационного типа и двухступенчатые установки, и в первые годы были десятки неудачных запусков. Увидев взрыв Атласа Serial 7D вскоре после его ночного запуска , астронавт Меркурия Гас Гриссом заметил: «Мы действительно собираемся справиться с одной из этих штук?» [9] Многочисленные неудачи привели к тому, что специалисты по ракетам окрестили Атлас «межокружной баллистической ракетой», но к 1965 году большинство проблем было решено, и это была надежная ракета-носитель. Почти каждому компоненту Atlas в какой-то момент во время испытательных полетов удалось выйти из строя: от камер сгорания двигателя до системы наддува баков и системы управления полетом, но инженеры Convair с некоторой гордостью отметили, что повторения одной и той же неисправности никогда не было. более трех раз, и каждая неисправность компонента в полете Атласа была выявлена ​​и устранена. Последним серьезным препятствием при проектировании, которое необходимо было преодолеть, была нестабильная тяга двигателя, из-за которой три ракеты «Атлас» (серийные 51D и 48D в 1960 году и серийные 27E в 1961 году) взорвались на своих стартовых стендах.

Резервуары со стабилизированным давлением

[ редактировать ]

«Атлас» отличался необычным использованием баллонных баков для топлива, сделанных из очень тонкой нержавеющей стали с минимальными жесткими опорными конструкциями или вообще без них, что уже было впервые применено на советском Р-5, впервые запущенном в 1953 году. [10] Давление в баках обеспечивает жесткость конструкции, необходимую для полета. Ракета Атлас разрушилась бы под собственным весом, если бы ее не поддерживали под давлением, и в баке должен был быть азот под давлением 5 фунтов на квадратный дюйм (34 кПа), даже если он не заправлен топливом. [11] Ракета имела две небольшие камеры тяги по бокам бака, называемые нониусными ракетами . Они обеспечивали точную регулировку скорости и рулевого управления после выключения маршевого двигателя.

«Полтора этапа»

[ редактировать ]

Атлас неофициально классифицировался как «полутораступенчатая» ракета с центральным маршевым двигателем и набором из двух ускорительных двигателей, которые запускались при запуске, каждый из которых получал топливо из одного комплекта топливных баков. [12] [13] Большинство многоступенчатых ракет одновременно сбрасывают двигатели и топливные баки перед запуском двигателей следующей ступени. Однако когда разрабатывалась ракета «Атлас», возникли сомнения относительно возможности запуска ракетного двигателя с воздуха. Поэтому было принято решение запустить все двигатели Атласа при запуске; разгонные двигатели будут выброшены, а маршевый продолжит гореть. [12] Ступень жидкостной ракеты обычно состоит как из топливных баков, так и из двигателей, поэтому сброс только одного или нескольких двигателей эквивалентен «половине ступени». На стадии запуска ускорительные двигатели будут отключены, а ряд механических и гидравлических механизмов перекроет к ним водопроводные линии. Затем ускорительная секция должна была освободиться с помощью ряда гидравлических зажимов (кроме ранней испытательной модели Atlas B, в которой использовались разрывные болты) и соскользнуть с ракеты по двум гусеницам. С этого момента марситер и верньеры будут работать самостоятельно. Запуск ракеты-носителя произошел примерно через две минуты после запуска, хотя точное время могло значительно варьироваться в зависимости от модели Атласа, а также от конкретной выполняемой миссии. Эта «полутораступенчатая» конструкция стала возможной благодаря чрезвычайно легким аэростатным бакам . [13] Танки составляли такой небольшой процент от общего веса ракеты-носителя, что потери массы при их подъеме на орбиту были меньше, чем технические потери и потери массы, необходимые для выбрасывания половины из них в полете. Однако технологии развивались быстро, и вскоре после завершения проектных работ над Atlas конкурент Convair Мартин предложил решение проблемы воздушного запуска. Их ракета «Титан I» , разработанная в качестве резервной копии «Атласа», имела традиционную двухступенчатую конструкцию. [14]

Двигатели

[ редактировать ]

Разгонный двигатель состоял из двух больших толкающих камер. На Atlas A/B/C оба ускорительных двигателя приводились в действие одним турбонасосным агрегатом. На Атласе Д разгонные двигатели имели отдельные насосные агрегаты. [13] На Atlas E/F каждый дожимной турбонасос также имел собственный газогенератор. Более поздние варианты космических ракет-носителей «Атласа» использовали двигательную установку МА-5 с двумя турбонасосами на каждом разгонном двигателе, приводимыми в движение общим газогенератором. [12] Ускорители были мощнее маршевого двигателя и выполняли большую часть подъемной силы в течение первых двух минут полета. Помимо управления по тангажу и рысканью, они также могли выполнять управление по крену в случае выхода из строя нониуса. Маршевый двигатель на всех вариантах Атласа состоял из одной камеры тяги с собственным турбонасосом и газогенератором, который также приводил в действие два небольших нониусных двигателя с питанием под давлением. [13] Нониусы обеспечивали контроль по крену и окончательную регулировку скорости. Общая тяга всех пяти камер на уровне моря составляла 360 000 фунтов силы (1600 кН ) для стандартного Atlas D. Atlas E/F имел тягу 375 000 фунтов. Общая тяга на уровне моря для этих трехмоторных Atlas Es и Fs составляла 389 000 фунтов силы (1730 кН). [15] Варианты пусковых установок Атласа часто имели улучшенные характеристики двигателей. [16]

Руководство

[ редактировать ]

Ракеты «Атлас» от A до D использовали радионаведение : ракета отправляла информацию из своей инерциальной системы на наземную станцию ​​по радио и получала взамен информацию о коррекции курса. Atlas E и F имели полностью автономные инерциальные системы наведения .

Наземный компьютер наведения был ключевой частью ракетной системы до тех пор, пока компьютеры наведения не были достаточно миниатюрными , чтобы их можно было установить внутри ракеты. Исаак Л. Ауэрбах разработал компьютер наведения «Берроуз» для ракет межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас». Компьютер управления Берроуза был одним из первых транзисторных компьютеров . Он обрабатывал 24-битные данные с помощью 18-битных инструкций. Всего было доставлено 17 таких наземных компьютеров. Эти же наземные компьютеры позже использовались для Atlas-Able , Project Mercury и других ранних космических кораблей. [17]

Боеголовка

[ редактировать ]

Боеголовкой Atlas D изначально была возвращаемая машина (RV) GE Mk 2 «радиатор». [18] с W49 термоядерным оружием , общей массой 3700 фунтов (1680 кг) и мощностью 1,44 мегатонны (Мт). Позже W49 был помещен в абляционный автофургон Mk 3 общей массой 2420 фунтов (1100 кг). Atlas E и F имели РГ AVCO Mk 4 с W38 термоядерной боеголовкой мощностью 3,75 Мт. [19] который был взрывается либо на воздушный взрыв, либо на контактный взрыв. На Mk 4 RV также были установлены средства проникновения в виде майларовых шаров, которые повторяли радиолокационную сигнатуру Mk 4 RV. Общий вес Mk 4 плюс W-38 составлял 4050 фунтов (1840 кг). Боеголовка ракеты «Атлас» была более чем в 100 раз мощнее бомбы, сброшенной на Нагасаки в 1945 году. [20]

Сравнение с Р-7

[ редактировать ]

Р -7 «Семёрка» была первой советской межконтинентальной баллистической ракетой, и перед запуском она запускала все двигатели, чтобы избежать воспламенения большого жидкотопливного двигателя на больших высотах. Однако Р-7 имел центральную маршевую часть, по бокам которой крепились четыре ускорителя. Большие боковые ускорители требовали использования дорогой стартовой площадки и не позволяли запустить ракету из шахты. Как и в случае с «Атласом», использование криогенного жидкого кислорода означало, что ракета не могла постоянно находиться в состоянии летной готовности и была в значительной степени бесполезна по прямому назначению (военному) и аналогичным образом была развита в космическую ракету-носитель, первоначально доставляющую Спутник и Восток на орбиту. Ракета «Союз» произошла от Р-7 и используется по сей день. [21]

Ракетные версии

[ редактировать ]

СМ-65А Атлас

[ редактировать ]
Атлас, номер испытания 449, Ракетный испытательный центр ВВС.

Convair . X-11 / SM-65A Atlas / Atlas A был первым полномасштабным прототипом ракеты Atlas, совершившим первый полет 11 июня 1957 года [22] Это была испытательная модель, предназначенная для проверки конструкции и двигательной установки, не имевшая маршевого двигателя и отделяемых ступеней. Первые три запуска Atlas A использовали раннюю конструкцию двигателя Rocketdyne с коническими камерами тяги и тягой всего 135 000 фунтов. К четвертому испытанию «Атласа» они были заменены двигателем улучшенной конструкции с колоколообразными камерами тяги и тягой в 150 000 фунтов.

В 1957–1958 годах было проведено восемь испытательных полетов Атласа А, четыре из которых оказались успешными. Все они были запущены со станции ВВС на мысе Канаверал , либо на стартовом комплексе 12 , либо на стартовом комплексе 14 . [22]

СМ-65Б Атлас

[ редактировать ]
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты Атлас Б.

Convair X-12 / SM-65B был второй версией прототипа, представившей полутораступенчатую систему, которая была отличительной чертой ракетной программы Atlas. Эта версия была первой американской ракетой, достигшей дальности полета, которую можно было считать межконтинентальной, когда она пролетела 6 325 миль (10 180 км). [23]

Атлас B впервые поднялся в воздух 19 июля 1958 года. Из десяти полетов девять были суборбитальными испытательными полетами Атласа в качестве межконтинентальной баллистической ракеты с пятью успешными полетами и четырьмя неудачными; другой полет вывел на орбиту спутник SCORE . Все пуски проводились с базы ВВС на мысе Канаверал , на стартовых комплексах 11 , 13 и 14 . [22]

СМ-65С Атлас

[ редактировать ]
Ракета Атлас С на стартовой площадке.

SM -65C Atlas , или Atlas C, был третьим прототипом версии Atlas, более усовершенствованной моделью с улучшенными и более легкими компонентами. бак LOX большего размера и топливный бак меньшего размера. Первый полет состоялся 24 декабря 1958 года. Это была последняя разработка. Первоначально планировалось использовать его в качестве первой ступени ракеты Atlas-Able , но после взрыва во время статических испытаний 24 сентября 1959 года от этого отказались в пользу Atlas D. [24] Было совершено шесть полетов, все суборбитальные баллистические испытательные полеты Атласа, три из которых прошли успешно, а три - неудачно. [25] Все пуски проводились с базы ВВС на мысе Канаверал, на стартовом комплексе 12. [26]

СМ-65Д Атлас

[ редактировать ]
Ракета SM-65D Atlas 58-220, авиабаза FE Warren.

SM -65D Atlas , или Atlas D , была первой оперативной версией ракеты Atlas и основой всех космических пусковых установок Atlas, дебютировавших в 1959 году. [27] Atlas D весил 255 950 фунтов (116 100 кг) (без полезной нагрузки) и имел пустую массу всего 11 894 фунтов (5 395 кг); остальные 95,35% составляли топливо. Отказ от ускорительного двигателя массой 6720 фунтов (3048 кг) и обтекателя позволил снизить сухую массу до 5174 фунтов (2347 кг), что составляет всего 2,02% от первоначальной полной массы автомобиля (все еще без учета полезной нагрузки). Этот очень низкий сухой вес позволил Atlas D иметь дальность полета до 9 000 миль (14 500 км) или выводить на орбиту полезную нагрузку без необходимости использования верхней ступени. [28] Первый полет он совершил 14 апреля 1959 года.

Чтобы предоставить Соединенным Штатам временный или аварийный потенциал межконтинентальных баллистических ракет, в сентябре 1959 года ВВС развернули три ракеты SM-65D Atlas на открытых стартовых площадках на авиабазе Ванденберг , Калифорния, под оперативным контролем 576-й стратегической ракетной эскадрильи . 704-й стратегической ракетной эскадрильи Крыло . Полностью незащищенные от непогоды три ракеты обслуживались козловым краном. Одна ракета все время находилась на боевой готовности. [29] Они оставались в боевой готовности до 1 мая 1964 года. [30]

СМ-65Э Атлас

[ редактировать ]
Ракета Атлас-Э (серийный номер 5Е), мыс Канаверал LC-11.

SM -65E Atlas , или Atlas-E , был первым трехмоторным рабочим вариантом ракеты Atlas, третий двигатель возник в результате разделения двух ускорительных камер тяги на отдельные двигатели с независимыми наборами турбонасосов. Первый полет он совершил 11 октября 1960 года и использовался в качестве оперативной межконтинентальной баллистической ракеты с сентября 1961 года по март 1965 года. [31]

Крупным усовершенствованием Atlas E стала новая полностью инерциальная система, которая устранила необходимость в наземных средствах управления. Поскольку ракеты больше не были привязаны к центральному пункту управления наведением, пусковые установки могли быть рассредоточены более широко в так называемой конфигурации 1×9, при этом на одной стартовой площадке располагалась одна ракетная шахта на девять ракет, закрепленных за эскадрильей. [15]

Запуски Atlas-E проводились с базы ВВС на мысе Канаверал, на стартовых комплексах 11 и 13, а также с базы ВВС Ванденберг на оперативном шахтном испытательном полигоне авиабазы ​​Ванденберг , стартовом комплексе 576 авиабазы ​​Ванденберг и космическом стартовом комплексе 3 авиабазы ​​Ванденберг . [22]

СМ-65Ф Атлас

[ редактировать ]
Convair SM-65F Atlas 532 550 SMS Сайт 02 Абилин КС.

SM -65F Atlas , или Atlas-F , был последним действующим вариантом ракеты Atlas. Первый полет он совершил 8 августа 1961 года и использовался в качестве оперативной межконтинентальной баллистической ракеты с сентября 1962 года по апрель 1965 года.

Atlas F, по сути, представлял собой скорострельную версию Atlas E, модифицированную для хранения в вертикальном положении внутри подземных бетонных и стальных силосов. Он был почти идентичен версии E, за исключением интерфейсов, связанных с различными режимами базирования (подземная шахта для F) и системы управления топливом. [32] При хранении ракета находилась наверху лифта. В случае постановки на боевую готовность она заправлялась жидким топливом РП-1 (керосин), которое могло храниться внутри ракеты в течение длительного времени. Если принималось решение о запуске, его заправляли жидким кислородом . После завершения заправки жидким кислородом лифт поднял ракету на поверхность для запуска. [33]

Такой способ хранения позволил запустить Atlas F примерно за десять минут. [34] экономия примерно на пять минут по сравнению с Atlas D и Atlas E, оба из которых хранились горизонтально, и перед заправкой их приходилось поднимать в вертикальное положение. [34]

Запуски Atlas-F проводились с базы ВВС на мысе Канаверал, на стартовых комплексах 11 и 13, а также с базы ВВС Ванденберг на OSTF-2 , стартового комплекса 576 авиабазы ​​Ванденберг и космического стартового комплекса 3 авиабазы ​​Ванденберг. [22]

Оперативное развертывание

[ редактировать ]
Места развёртывания SM-65 Atlas: SM-65D (Красный), SM-65E (Фиолетовый), SM-65F (Чёрный)

В период с 1959 по 1962 год Стратегическое авиационное командование развернуло 13 оперативных эскадрилий межконтинентальных баллистических ракет «Атлас». Каждый из трех вариантов ракет серий «Атлас D», «E» и «F» был развернут и базировался на все более безопасных пусковых установках. [35] : 216 

История обслуживания

[ редактировать ]

Количество находящихся на вооружении межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» на конец каждого года: [30] : Таблица 3

Дата CGM-16D
(Атлас Д)
CGM-16E
(Атлас Е)
ХГМ-16Ф
(Атлас Ф)
1959 6 0 0
1960 12 0 0
1961 30 27 0
1962 30 27 72
1963 20 27 72
1964 0 0 72

Развертывание Атлас-Д

[ редактировать ]
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты Атлас-Д из полузакаленного бункера-гроба на авиабазе Ванденберг, Калифорния.

В сентябре 1959 года первая боевая эскадрилья межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» была приведена в боевую готовность на авиабазе Ф.Э. Уоррен . [36] Вайоминг оснащен шестью ракетами SM-65D Atlas, размещенными в наземных пусковых установках. Три дополнительных эскадрильи Atlas D: две возле авиабазы ​​Ф.Е. Уоррен, Вайоминг, и одна на авиабазе Оффутт , Небраска, [36] базировались на наземных пусковых установках, которые обеспечивали защиту от взрыва от избыточного давления всего 5 фунтов на квадратный дюйм (34 кПа).Этими подразделениями были:

Авиабаза Фрэнсиса Э. Уоррена , Вайоминг (2 сентября 1960 г. - 1 июля 1964 г.)
564-я стратегическая ракетная эскадрилья (6 ракет)
565-я стратегическая ракетная эскадрилья (9 ракет)
Авиабаза Оффутт , Небраска (30 марта 1961 г. - 1 октября 1964 г.)
549-я стратегическая ракетная эскадрилья (9 ракет)

Первая площадка в Уоррене для 564-го SMS состояла из шести пусковых установок, сгруппированных вместе, контролируемых двумя зданиями пусковых операций и сгруппированных вокруг центрального пункта управления наведением. Такая конфигурация получила название 3×2: два пусковых комплекса по три ракеты каждый составляли эскадрилью. [35] : 218 

На втором полигоне Уоррен для 565-го СМС и на авиабазе Оффутт, штат Небраска, для 549-го СМС ракеты базировались по схеме 3х3: три пусковые установки и один комбинированный пункт управления и пуска составляли пусковой комплекс, а три комплекса составил эскадрилью. На этих более поздних объектах размеры объединенного пункта управления и контроля составляли 107 на 121 фут (33 на 37 м) с частичным подвалом. Метод рассредоточения стартовых комплексов на расстоянии от 20 до 30 миль (от 30 до 50 км) друг от друга также использовался, чтобы снизить риск того, что одна мощная ядерная боеголовка может уничтожить несколько стартовых площадок. [35]

Развертывание Атлас-Э

[ редактировать ]

SM-65E Atlas базировался в горизонтальных «полужестких» или «гробовых» сооружениях, которые защищали ракету от избыточного давления до 25 фунтов на квадратный дюйм (170 кПа). При такой конструкции ракета, ее вспомогательные средства и здание пусковых операций размещались в железобетонных конструкциях, заглубленных под землю; только крыши выступали над уровнем земли. Этими подразделениями были: [37]

База ВВС Фэрчайлд , Вашингтон (28 сентября 1961 г. - 17 февраля 1965 г.)
567-я стратегическая ракетная эскадрилья (9 ракет)
Авиабаза Форбс , Канзас (10 октября 1961 г. - 4 января 1965 г.)
548-я стратегическая ракетная эскадрилья (9 ракет)
Авиабаза Фрэнсиса Э. Уоррена , Вайоминг (20 ноября 1961 г. - 4 января 1965 г.)
566-я стратегическая ракетная эскадрилья (9 ракет)

Развертывание Атлас-Ф

[ редактировать ]

Шесть эскадрилий SM-65F «Атлас» были первыми МБР, хранившимися вертикально в подземных шахтах. Построенные из прочно армированного бетона, огромные шахты были спроектированы так, чтобы защищать ракеты от избыточного давления до 100 фунтов на квадратный дюйм (690 кПа). [7] Этими подразделениями были: [38]

Использование Atlas F было опасным из-за воспламеняемости хранившегося жидкого ракетного топлива. Четыре объекта и их ракеты были уничтожены во время учений по загрузке топлива (известных как PLX), когда произошла утечка жидкого кислорода и возникли пожары. 1 июня 1963 года участок 579-1 Розуэлла был разрушен взрывом и пожаром. 13 февраля 1964 года участок 579-5 Розуэлла был разрушен, а месяц спустя, 9 марта 1964 года, участок 579-2 также был разрушен взрывом и пожаром. Наконец, 14 мая 1964 года база авиабазы ​​Альтус, 577-6 во Фредерике, Оклахома, также была разрушена взрывом и пожаром во время PLX. К счастью, все экипажи выжили. Ни один из поврежденных объектов не был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию.

Выход на пенсию как межконтинентальная баллистическая ракета

[ редактировать ]

После того, как в начале 1963 года твердотопливный LGM-30 Minuteman вступил в строй, «Атлас» быстро устарел. [39] К октябрю 1964 года все ракеты Atlas D были выведены из эксплуатации, а в апреле 1965 года последовали Atlas E/F. Было построено около 350 межконтинентальных баллистических ракет Atlas всех версий с пиковым уровнем развертывания 129 (30 D, 27 E, 72 F). ). Несмотря на относительно короткий срок службы, «Атлас» послужил полигоном для многих новых ракетных технологий. Возможно, что еще более важно, ее развитие породило организацию, политику и процедуры, которые проложили путь для всех последующих программ межконтинентальных баллистических ракет. [40]

После вывода из эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет в 1965 году межконтинентальные баллистические ракеты были отремонтированы и почти сорок лет использовались в качестве ускорителей космических ракет-носителей. [34]

История запуска Atlas-A–C

[ редактировать ]

История запуска варианта СМ-65А (Атлас А)

[ редактировать ]
График запусков Атласа за 1965 год, совокупный по месяцам, с неудачами, выделенными (розовым), а также с использованием ВВС США Титана II и НАСА ускорителей межконтинентальных баллистических ракет для проектов «Меркурий» и «Близнецы» (синий). Также показаны история и прогнозы Аполлона-Сатурна.

За историю этого варианта произошло восемь полетов Атласа А. [41]

(СМ-65А)
Дата
Время
( ВРЕМЯ ПО ГРИНВИЧУ )
Подушка Серийный Апогей Исход
1957-06-11 19:37 ЛК-14 2 км (1,2 мили) Отказ
1957-09-25 19:57 ЛК-14 3 км (1,9 миль) Отказ
1957-12-17 17:39 ЛК-14 12А 120 км (75 миль) Успех
1958-01-10 15:48 ЛК-12 10А 120 км (75 миль) Успех
1958-02-07 19:37 ЛК-14 13А 120 км (75 миль) Отказ
1958-02-20 17:46 ЛК-12 11А 90 км (56 миль) Отказ
1958-04-05 17:01 ЛК-14 15А 100 км (62 мили) Успех
1958-06-03 21:28 ЛК-12 16А 120 км (75 миль) Успех

История запуска варианта СМ-65Б (Атлас Б)

[ редактировать ]

За историю этого варианта произошло десять полетов Атласа Б. [42]

(СМ-65Б)
Дата
Время
( ВРЕМЯ ПО ГРИНВИЧУ )
Подушка Серийный Апогей Исход Примечания
1958-07-19 17:36 ЛК-11 10 км (6,2 миль) Отказ
1958-08-02 22:16 ЛК-13 900 км (560 миль) Успех
1958-08-29 04:30 ЛК-11 900 км (560 миль) Успех
1958-09-14 05:24 ЛК-14 900 км (560 миль) Успех
1958-09-18 21:27 ЛК-13 100 км (62 мили) Отказ
1958-11-18 04:00 ЛК-11 800 км (500 миль) Отказ
1958-11-29 02:27 ЛК-14 12Б 900 км (560 миль) Успех Первый полномасштабный испытательный полет
1958-12-18 22:02 ЛК-11 10Б Н/Д Успех Размещен SCORE спутник
на 185 км (115 миль) x
1484 км (922 миль) по орбите 32,3 °
1959-01-16 04:00 ЛК-14 13Б 100 км (62 мили) Отказ
1959-02-04 08:01 ЛК-11 11Б 900 км (560 миль) Успех

История запуска варианта SM-65C (Atlas C)

[ редактировать ]

За всю историю этого варианта произошло шесть полетов Атласа С. [43]

(СМ-65С)
Дата
Время
( ВРЕМЯ ПО ГРИНВИЧУ )
Подушка Серийный Апогей Исход
1958-12-24 04:45 ЛК-12 900 км (560 миль) Успех
1959-01-27 23:34 ЛК-12 900 км (560 миль) Отказ
1959-02-20 05:38 ЛК-12 100 км (62 мили) Отказ
1959-03-19 00:59 ЛК-12 200 км (120 миль) Отказ
1959-07-21 05:22 ЛК-12 900 км (560 миль) Успех
1959-08-24 15:53 ЛК-12 11С 900 км (560 миль) Успех

Выжившие

[ редактировать ]

Бывший выживший:

Выпуск Convair XSM-65A
Выпуск Convair XSM-65B
Ракета Атлас С на стартовой площадке, 1957/58 год.
Запуск SM-65E Atlas
Запуск SM-65F Atlas

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Общественное достояние В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.

  1. ^ Эдвард Хуйса (28 июня 2007 г.). «Ракета Сан-Диего» . Читатель из Сан-Диего . Проверено 17 марта 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Роджер Гийметт. «Атлас» . Комиссия по столетию полетов США . Проверено 11 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Джейкоб Нойфельд (1990). Разработка баллистических ракет в ВВС США в 1945–1960 годах (PDF) . dtic.mil (Отчет). Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г.
  4. ^ RTV-A-2 Хирок [1] ​​[2]
  5. ^ Деннис Р. Дженкинс (11 июля 2014 г.). Чтобы достичь высоких рубежей - Глава 2: полтора этапа, Ракета-носитель Атлас (University Press of Kentucky, 2002) . Университетское издательство Кентукки. стр. 74–85. ISBN  9780813148076 .
  6. ^ Майк Грантман , Blazing the Trail , стр. 221–245, AIAA, Рестон, Вирджиния, 2004 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Историческая виньетка 032 — Корпус построил стартовые площадки для межконтинентальной баллистической ракеты Атлас» . Инженерный корпус армии США. Август 2001 года . Проверено 11 марта 2023 г.
  8. ^ «Наша история» . ВД-40. Архивировано из оригинала 23 июня 2014 года.
  9. ^ Стюард, Дэвид. В поисках успеха: Мемуары . п. 44.
  10. ^ «Ракета Р-5» . РКК "Энергия" им. С.П. Королева. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
  11. ^ Джон Пайк. «SM-65 Atlas - Ядерные силы США» . Globalsecurity.org . Проверено 19 июля 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Варианты «полуторной» системы привода (МА) ракеты «Атлас» . b14643.de . Проверено 4 сентября 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Д. Маккатчеон, Кимбл. «Эволюция пилотируемых ракетных двигателей США. Часть 5: Ракета Атлас» . сайт enginehistory.org . Проверено 4 сентября 2022 г.
  14. ^ «Военный стандарт — обзор ракеты Титан I» . themilitarystandard.com . Проверено 10 марта 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Атлас СМ-65» . Музей Ф.Э. Уоррена. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года.
  16. ^ Кимбл Д. Маккатчеон (3 августа 2022 г.). «Часть 5: Ракета Атлас». Эволюция пилотируемых ракетных двигателей США . Проверено 12 марта 2023 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  17. ^ "Историческое резюме компьютерного руководства Берроуза" .2012.п. 1, 7, 8.
  18. ^ «Ракета, головная часть, Марк 2» . си.еду .
  19. ^ «Ракета, головная часть, Марк 4» . airandspace.si.edu .
  20. ^ Джим О'Коннелл (4 июня 2014 г.). «У Фэйрчайлда была ракетная эскадрилья… Кто знал?» . ВВС США . Проверено 11 марта 2023 г.
  21. ^ Коммерческий полет "Союза" на МКС планируется в 2022-2023 годах Коммерческий полет корабля «Союз» к МКС запланирован на 2022-2023 годы. РИА Новости . 27 апреля 2020 г. Проверено 26 июня 2020 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и «Энциклопедия астронавтики – Атлас А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  23. ^ «Хронология запуска мыса Канаверал» . Spaceline.org . Проверено 27 февраля 2021 г.
  24. ^ Эндрю Дж. ЛеПейдж (13 декабря 2010 г.). «Лунные орбитальные аппараты «Пионер»: забытая неудача» . thespacerview.com . Проверено 12 марта 2023 г.
  25. ^ «Атлас С» . astronautix.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  26. ^ «Стартовый комплекс 12» . Музей космонавтики и ракетной техники ВВС . Проверено 11 марта 2023 г.
  27. ^ Андреас Парш, «Атлас D, Исторический очерк», Энциклопедия Astronautica, 2003 г.
  28. ^ МД Блэк, Эволюция РАКЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ , с. 54 года, Native Planter, SLC, 2012, payloadz.com в электронной книге/История.
  29. ^ Трой А. Холселл (31 октября 2019 г.). «МБР исполняется 60 лет» . ВВС США . Проверено 11 марта 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б Роберт С. Норрис; Томас Б. Кокран (январь 1997 г.). Стратегические наступательные ядерные силы США-СССР и России (PDF) (Отчет). Совет по защите национальных ресурсов, Inc. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 11 марта 2023 г.
  31. ^ Джеймс Н. Гибсон, Ядерное оружие Соединенных Штатов, Иллюстрированная история , стр. 11–14, Schiffer Publishing Ltd., Атглен, Пенсильвания, 1996 г.
  32. ^ «МБР Атлас, предназначенная для полного развертывания» . Неделя авиации и космических технологий, 25 сентября 1961 г. стр. 143–149.
  33. ^ Джон Т. Коррелл (1 июля 2005 г.). «Как ВВС получили межконтинентальную баллистическую ракету» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 11 марта 2023 г.
  34. ^ Jump up to: а б с «Проект противоракетной обороны, «Атлас SM-65» . Ракетная угроза, Центр стратегических и международных исследований. 2 августа 2021 г. Проверено 11 марта 2023 г. .
  35. ^ Jump up to: а б с Джон К. Лонквест; Дэвид Ф. Винклер (ноябрь 1996 г.). Защищать и сдерживать: наследие ракетной программы США времен холодной войны (PDF) . dtic.mil (Отчет). Программа управления ресурсами наследия Министерства обороны Проект времен холодной войны. Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 12 марта 2023 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Локации Атласа D» . siloworld.net . Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года.
  37. ^ «Локации Атласа Е» . siloworld.net . Архивировано из оригинала 14 июля 2022 года.
  38. ^ «Локации Атласа F» . siloworld.net . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года.
  39. ^ Реджи Мэннинг (5 марта 2012 г.). «История развития межконтинентальных баллистических ракет ВВС, защита Америки» . ВВС США . Проверено 11 марта 2023 г.
  40. ^ Парш, Андреас. «Справочник военных ракет и ракет США — Convair B-65/SM-65/CGM-16/HGM-16 Atlas» . Архивировано из оригинала 3 октября 2002 года.
  41. ^ «Атлас А» . astronautix.com . Проверено 13 марта 2023 г.
  42. ^ «Атлас Б» . astronautix.com . Проверено 13 марта 2023 г.
  43. ^ «Атлас С» . astronautix.com . Проверено 13 марта 2023 г.
  44. ^ Тай Гринлис (12 июня 2020 г.). «7 артефактов, которые нельзя увидеть в Музее ВВС: заглянем внутрь складского здания» . Дейтон Дейли Ньюс . Проверено 12 марта 2023 г.
  45. ^ «Музей ВВС США» . Музей ВВС . 1987. с. 118 . Проверено 12 марта 2023 г.
  46. ^ «Отображения тематического атласа» . nasaspaceflight.com . Проверено 10 марта 2023 г.
  47. ^ «Аэрокосмическая пристройка, Гиллеспи Филд» . Новое открытие Сан-Диего . Проверено 12 марта 2023 г.
  48. ^ «Convair Atlas 2D — НАСА» . авиалайнеры.нет . Проверено 12 марта 2023 г.
  49. ^ «Обзор исторических космических кораблей Atlas Rockets # Межконтинентальная баллистическая ракета Atlas-F» . historicalspacecraft.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  50. ^ «Ракета Атлас в Музее науки и техники демонтирована» . ctvnews.ca . 25 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года . Проверено 2 мая 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a504dd26e58adb63f3a51e2f62dfd5f4__1722512940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/f4/a504dd26e58adb63f3a51e2f62dfd5f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SM-65 Atlas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)